Войти в почту

«У России есть только два союзника: ее армия и флот», - заметил когда-то император Александр III Миротворец. Bon mot самодержца стало крылатым. Но сегодня для того, чтобы бывшая Российская Империя могла отстаивать не только свою независимость, но и статус развитого и прогрессивного государства, крайне важно поддерживать и развивать промышленные и торговые флота и флотилии. В последние десятилетия судостроительная отрасль страны переживала непростые времена, но сейчас уже можно говорить о том, что началось возрождение закрывшихся и строительство совершенно новых верфей. Специализированный портал «Корабел.ру» рассказал о наиболее обсуждаемых проектах, реализуемых сегодня в морской отрасли России. Жатайская судоверфь, Якутия История этого судостроительного и судоремонтного завода началась в годы Великой Отечественной войны – зимой 1942-1943 годов, когда в удобном затоне на реке Лена неподалеку от Якутска организовали первую зимовку речного флота, а зимний отстой судов начали использовать для их ремонта. Поселок при затоне начал активно развиваться. Образовавшийся здесь Жатайский судоремонтный завод состоял в подчинении Северо-Якутского речного пароходства Главсевморпути, позднее переименованного в Ленское объединенное речное пароходство. Основными задачами предприятия стали судостроение, капитальный, средний и текущий ремонт флота, изготовление металлоконструкций для подразделений Главсевморпути, расположенных в Якутии. Процесс становления Жатайского судоремонтного завода, как и его последующая трансформация в судоверфь, - нетипичный сценарий развития предприятий подобного типа в России. Поддержание жизни в цехах завода на протяжении десятилетий стало возможным благодаря тому, что Якутия – крупный регион, богатый ресурсами, эффективность месторождений и промышленных предприятий которого во многом зависят от транспортной активности и от того, насколько качественно и разнообразно представлена местная логистическая сеть. Не до всех уголков республики можно добраться по автомобильным или железным дорогам, поэтому в Якутии всегда были и будут востребованы речные перевозки. Ленское объединенное речное пароходство не прекращало работу, но в последние годы ориентировалось на судоремонт, флот ЛОРПа оказался слишком возрастным для охвата актуальных для региона объемов. В 2018 году на заседании Совета безопасности в Петропавловске-Камчатском был рассмотрен вопрос о реновации Жатайского судоремонтного предприятия в полноценную судоверфь. По сути, речь шла о создании новой верфи на старой площадке. Проект строительства внесли в государственную программу «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Сегодня на территории бывшего завода вырос целый комплекс новых цехов, для которых было закуплено и установлено современное оборудование. Первый этап строительства Жатайской судоверфи должен завершиться в 2021 году, и сразу после этого на ее стапеле заложат первое судно. Всего завод планирует выпускать до десяти судов в год. Предполагается, что на предприятии будет осуществляться весь цикл сборки от закладки киля до насыщения основными механизмами. Помимо судов для речных грузоперевозок верфь должна выпускать флот для грузоперевозок в Арктической зоне Российской Федерации, в том числе - через Северный морской путь. «Красные Баррикады», Астраханская область Судостроительный завод «Красные Баррикады», расположенный в поселке Красные Баррикады Икрянинского района Астраханской области, имеет совсем непростую историю. Завод был создан братьями Униятовыми в 1886 году и изначально работал как судоремонтные мастерские, позже перешел на строительство сухогрузных судов, танкеров, плавучих установок и успешно развивался в советские годы. Именно здесь была выпущена знаменитая серия «рабочих лошадок» проекта 528Б, а в 1970-е годы начали выпуск плавучих буровых установок типа «Каспий» водоизмещением до 11 тыс. т. После распада СССР «Красные Баррикады» выстояли, переключившись на выполнение заказов от нефтяных компаний по постройке различных конструкций. Но на пике своего развития – в 2017 году, когда действовал контракт стоимостью в миллиард долларов с иранской компанией Tasdid на постройку морских буровых установок в Персидском заливе и реализовывалась масштабная программа модернизации предприятия – завод признали банкротом. Почти два года «Красные баррикады» простаивали. В мае 2019 года президент России Владимир Путин во время визита в Астраханскую область провел в Ахтубинске совещание по вопросам социально-экономического развития региона, на котором было принято решение, что спасением уникального производственного комплекса займется Объединенная судостроительная корпорация. Также был подписан меморандум о придании предприятию статуса особой экономической зоны. В результате площадку расконсервировали и включили в состав «Южного центра судостроения и судоремонта». 24 декабря 2019 года корабелы провели первую резку металла, - началось строительство несамоходных грузовых понтонов проекта ГРПН для российской судоходной компании. Также завод получил важный заказ на строительство блоков для ледостойкой платформы. Онежский судостроительно-судоремонтный завод, Карелия Онежский ССЗ расположен на пересечении основных водных путей России, связывающих Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Черное моря. В своей современной версии завод существует всего восемнадцать лет – он был основан в 2002 году на базе модернизированных судоремонтных мощностей Беломорско-Онежского пароходства, созданного в 1944 году на месте разрушенной в войну лыжной фабрики в Петрозаводске для ремонта поврежденных и затопленных судов. После перезапуска завод начал выполнять полный цикл работ, но уже в 2010 году предприятие внезапно оказалось на грани банкротства. Столица Карелии лишилась уже второго за три года судостроительного завода – до того ушел в небытие легендарный «Авангард». Онежский завод законсервировали перед предстоящими зимними заморозками. В 2014 году государство выкупило простаивающую площадку и передало в собственность «Росморпорту». Здесь провели восстановительные работы, и летом того же года предприятие приступило к выполнению первого в своей новейшей истории заказа – строительству лоцмейстерского катера «Крутояр» по проекту 02780М. Сегодня работа на заводе кипит: в 2020 году началось строительство целой серии краболовов по проекту 5712LS для дальневосточной группы компаний «Русский краб». Первое судно по заказу было заложено в день столетнего юбилея республики Карелия – 6 июня 2020 года. Суперверфь «Звезда», Дальний Восток Пожалуй, самое известное на сегодня судостроительное и судоремонтное предприятие в России - Дальневосточный завод «Звезда», расположенный в городе Большой Камень Приморского края. Решение о его строительстве было принято Совнарком в ноябре 1945 года, а 3 декабря 1954 года вступил в строй первый производственный цех. С тех пор началось становление ведущего предприятия по ремонту подводных лодок Тихоокеанского флота - единственного на Дальнем Востоке, специализирующегося на ремонте, переоборудовании и модернизации атомных подводных ракетоносцев. В конце 2010-х годов была начата масштабная реконструкция сооружений и мощностей завода, чтобы начать здесь выпуск крупнотоннажных судов и оборудования для нефтегазодобычи на континентальном шельфе. В бухте Большой Камень на базе имеющегося производства начала строиться новая крупная верфь, спустя шесть названная «Судостроительный комплекс „Звезда“» или ССК «Звезда». «Звезда» - одна из немногих суперверфей в мире, способных взяться за строительство супертанкеров и гигантских газовозов – по 200 с лишним метров в длину. Для компенсации территорий, занятых комплексом, ДВЗ передали оставшуюся после строительства часть территории завода судового оборудования «Восток» - бывшего филиала Амурского судостроительного завода. Также для нужд верфи намывают искусственную территорию в акватории бухты, которая соединит территорию завода с бывшими территориями «Востока». Частично новое производство было запущено в эксплуатацию в 2016 году, в настоящее время идет его расширение. Запуск судостроительного комплекса можно датировать сентябрем 2017 года, когда по заказу «Роснефти» там было заложено судно снабжения «Александр Невский» проекта IBSV 10022. В декабре того же года был дан старт строительству головного танкера «Владимир Мономах» типа «Афрамакс»: его спуск на воду состоялся в мае 2020 года. В настоящее время портфель заказов все еще строящегося предприятия насчитывает уже многие десятки судов. Главгосэкспертиза России рассмотрела не один проект строительства объектов новой «Звезды», в том числе проектно-сметную документацию на строительство сухого дока и набережных, объектов зоны таможенного контроля, Центра профессиональной подготовки для рабочих и технических специалистов судостроительного комплекса и других.

Строим верфь
© Главгосэкспертиза России