Войти в почту

Как зарождался российский краудфандинг

В 2012 году Фёдор Мурачковский, Макс Лакмус и Василий Андрющенко запустили на орбиту Рунета «Планету» — краудфандинговую платформу. На тот момент термин «краудфандинг» был новым для российских реалий, а принцип работы сервиса вызывал немало сомнений. О том, что в итоге вышло из авантюрной на первой взгляд затеи, порталу «Инвест-Форсайт» рассказал генеральный директор Planeta.ru Фёдор Мурачковский. Основатели Planeta.ru Способ борьбы с пиратством Работал курьером, мыл машины, был менеджером по продажам, развивал крупные розничные сети. Сложно поверить, что всё это — один человек, но ещё сложнее — что речь о Фёдоре Мурачковском, создателе и генеральном директоре крупнейшей отечественной крауд-площадки Planeta.ru. Ещё во время учебы в академии водного транспорта он работал на Горбушке — сначала продавцом, затем начал открывать собственные торговые точки по продаже музыкальных дисков. Именно в это время Фёдор познакомился с Василием Андрющенко и его братом Максимом, будущими сооснователями «Планеты». Идея создания крауд-платформы пришла не случайно. Во время очередных дружеских посиделок речь зашла о проблеме нарушения авторских прав в музыкальной среде. Для Макса Лакмуса, бас-гитариста группы «Би-2», тема была особенно актуальной. С появлением интернета необходимость приобретать диски будто пропала, многие исполнители столкнулись с невозможностью получить оплату за свою работу. Широкое распространение получило аудиопиратство. Краудфандинг должен был стать выходом из сложившейся ситуации. Ведь что нельзя украсть? Только то, чего ещё нет. Сервис по предзаказу музыкальных альбомов помог бы артистам заручиться поддержкой аудитории напрямую, а слушателям дал бы возможность поддержать любимые коллективы, приняв участие в записи нового альбома или съёмках клипа. «Кризис 2008 года совпал с моим личным кризисом жанра. Я заработал приличные деньги и понял, что устал. Захотелось развивать полноценный собственный проект. При этом хотелось, чтобы он не просто зарабатывал деньги, а приносил пользу — в масштабном, планерном формате. Мы вообще мечтали о капитализме с человеческим лицом», — улыбается Фёдор. Фёдор Мурачковский, гендиректор и сооснователь Planeta.ru Сквозь скептицизм, риски и ошибки Сначала многие отнеслись к идее создания крауд-площадки скептически: кто же будет платить за несуществующий продукт? Фёдор, Василий и Макс положились на принцип Стива Джобса: «Люди сами не знают, чего они хотят, пока им это не покажешь». Первый же тест-драйв «Планеты» доказал, что идея совместного создания чего-то нового далеко не чужда нашим соотечественникам. При этом краудфандинг — не просто сбор средств: это в первую очередь форма взаимовыгодного сотрудничества автора и участников кампании. Автор крауд-проекта рассказывает о своей инициативе и предлагает интересные нефинансовые вознаграждения за её поддержку (будущий альбом, гаджет, имя в титрах, фотосессию и пр.), а участники заказывают понравившийся лот и получают его после успешного завершения крауд-кампании. Если же проект не собирает необходимой суммы, все средства возвращаются обратно к спонсорам. До начала эпохи «Планеты» трое сооснователей вообще не были связаны с миром интернета. Фёдор смеётся, что тогда в Сети только проверял электронную почту. Выход на интернет-рынок без какого-либо опыта работы в этой сфере был рискованным шагом. Трудности заключались в самых основополагающих вещах: собрать команду квалифицированных и заинтересованных специалистов, готовых развивать принципиально новое для страны направление, создать рабочий сайт, определиться с приоритетами в работе. Первое время тяжело было бороться с желанием усидеть сразу на всех стульях. «Планета» была и местом для общения, и своеобразным СМИ, и даже платформой для проведения трансляций концертов. Со временем концепция изменилась: современная Planeta.ru сильно отличается от той, которой была восемь лет назад. «Мы совершили типичную ошибку стартаперов: хотели всего и сразу. Глаза горят, энергия бурлит, не успевая как следует отточить основу, нагромождаешь всё новые и новые сервисы. Даже бои без правил хотели запустить. Хорошо, так и не запустили…», — вспоминает Фёдор. Формат, в котором начала работать площадка, был новым для России, хотя за границей на тот момент уже существовали крауд-платформы Kickstarter, Indiegogo и другие. Но при создании отечественного сервиса друзья не оглядывались на зарубежных коллег, предпочитая разрабатывать проект с нуля, опираясь на российские реалии и собственный опыт. За границей крауд-площадки — это именно предпродажа. В России у краудфандинга появилась своя специфика. Работа «Планеты» — и взаимодействие с социальной сферой, и поддержка творческих проектов, и благотворительность. Для многих это полноценный PR-инструмент, позволяющий продвинуть свою компанию, а также маркетинговое исследование, прощупывающее спрос и востребованность идеи. От первого миллиона к первому миллиарду Неудивительно, что первый проект запустила группа «Би-2». На альбом Spirit с помощью фанатов музыканты собрали 1,2 миллиона рублей. Это стало примером и мотивацией для многих других авторов — краудфандинг действительно работает в России. Конечно, первое время на платформе преобладали музыкальные инициативы. Они составляли примерно 80% от общего числа проектов. Но со временем цифра сгладилась; люди поняли, что с помощью краудфандинга можно собрать средства практически на что угодно: социальные, научные, культурные и бизнес-проекты. Чтобы проект стал успешным, главное — заинтересовать аудиторию своей идеей. В этом плане краудфандинг имеет огромное преимущество перед другими способами финансирования, например такими как гранты. Решение о том, дать или не дать деньги на реализацию крауд-инициативы, принимает не один человек и даже не комиссия — это определяет для себя огромное количество людей. Потому и шансы добиться успеха здесь существенно выше — при должном упорстве, разумеется. Средняя сумма сборов проекта на «Планете» — 300 тысяч рублей. Однако встречаются и меньшие, и большие суммы. Например, в 2019 году группа «Алиса» установила рекорд российского краудфандинга: на предзаказах альбома «Посолонь», который, кстати, не продавался в магазинах, удалось собрать больше 17 млн рублей. Но необязательно быть рок-звездой на сцене, чтобы быть рок-звездой в краудфандинге. В 2018 году активист Михаил Самин завершил проект по некоммерческой печати фанфика «Гарри Поттер и методы рационального мышления» со сбором в 11,4 млн рублей! Общие же сборы на Planeta.ru уже превысили 1,3 млрд рублей. Особенно внушительно звучит эта цифра в сравнении со средним чеком — сейчас он составляет 1300 рублей. В прямом эфире за ростом общего сбора Planeta.ru можно наблюдать здесь Источники монетизации Площадка зарабатывает на комиссии с успешных проектов. Проект считается успешным, если набрал не менее 50% от заявленной к сбору суммы. В этом случае комиссия «Планеты» и платёжных систем составляет 15%. Если же проект набирает 100% и более, общая комиссия — 10%. Помимо народного финансирования, платформа развивает и другие сервисы, помогающие авторам крауд-проектов. Они же являются и способом дополнительной монетизации самой платформы. Например, с 2015 года «Планета» развивает свою образовательную программу «Школа краудфандинга». Школа включает множество бесплатных материалов, помогающих лучше подготовиться к старту проекта. Школа краудфандинга С 2020 года на платформе краудпродюсер.рф можно пройти платные видеокурсы и мастер-классы — не только овладеть тонкостями краудфандинга, но примерить на себя новую профессию крауд-продюсера, специалиста по упаковке и продвижению крауд-проектов. Работа службы логистики направлена на помощь авторам масштабных проектов: если вознаграждений очень много, крауд-площадка может взять на себя их отправку или выступить пунктом самовывоза за дополнительную плату. Еще один сервис — «Онлайн-магазин товаров, созданных благодаря народному финансированию», в который можно передать нереализованные лоты для их дальнейшей продажи через Planeta.ru. Недавно у онлайн-магазина появился шоурум, а в скором времени там установят кассовый аппарат и будут продать товары ещё и офлайн. Помимо этого, «Планета» регулярно запускает акции при поддержке известных брендов и организует спецпроекты с особыми условиями для авторов и спонсоров. Долгосрочный спецпроект «Планета поддерживает» площадка запустила самостоятельно — некоторых авторов она поддерживает не только информационно, но и финансово, выкупая партии вознаграждений. Такой опции раньше не предлагали никакие крауд-платформы. Краудфандинг — это не лёгкие деньги. Это серьезная работа, требующая от автора немало сил и терпения. Только заинтересовав окружающих и вдохновив их на поддержку, можно рассчитывать на успешный сбор средств. Поэтому и Planeta.ru — не способ быстрого решения любых финансовых проблем. Это место, которое объединяет самых разных людей в достижении общей цели. Кажется, задумка о «капитализме с человеческим лицом» вполне осуществилась. Автор: Вера Пахомова

Как зарождался российский краудфандинг
© Инвест-Форсайт