Войти в почту

Творить нельзя работать: как сменить профессию после 30 лет

"Мне снится до сих пор: цех, я варю пороховую массу, лопатой раскидываю порох и таскаю его в мешках. Тонны, десятки тонн пороха, и он не кончается, а прибывает, — рассказывает теперь уже фотограф Михаил Мингазов. — Просыпаюсь в страхе и понимаю: слава богу, это всего лишь сон. Уже шесть лет я не работаю на заводе. Выдыхаю и засыпаю обратно". В 31 год Михаил ушел с пермского завода, где работал мастером. Теперь он востребованный в своем городе детский фотограф: за прошлый год провел 229 съемок и заработал на этом 620 тыс. рублей — почти в два раза больше, чем получил бы на заводе. Но и 30-летие — не предел для перемен, считает Татьяна Козурова из Павловского Посада. Она проработала в налоговой инспекции больше 14 лет, ушла из отдела выездных проверок и стала ведущей праздников. Сейчас у нее свое агентство и опыт участия в организации масштабных фестивалей, например "Грильмании" в 2016 году, где собралось более 6 тыс. человек. "Для меня это было хобби: сначала свадьбу вела у подружки, потом Новый год на работе, — рассказывает Татьяна. — Заказов стало больше, за них платили, и я поняла, что мне недостаточно знаний: нужно работать над программой, внешним видом, ставить речь. Начала ездить на форумы, мастер-классы, нашла диджея, и скоро набралась целая команда. Вот уже восемь лет я занимаюсь организацией праздников". По данным исследования Superjob.ru, каждый второй из работающих россиян готов полностью сменить профессию, но многие боятся потерять стабильный доход, да и возраст часто кажется помехой. Но именно к 30 годам у человека уже достаточно опыта, чтобы понять, на своем ли он месте, и в то же время еще есть энергия для важных перемен. "Чаще всего ко мне обращаются люди в возрасте 27–38 лет, — рассказывает профориентолог Эльмира Давыдова. — Большой отток идет от профессий бухгалтерско-экономических, юристов. В 17 лет многие под влиянием окружения выбирают прагматическую специальность. К 30 такой человек уже выучился, успел поработать и убедиться, что заниматься нелюбимым делом не только неприятно, но и вредно для здоровья". Творческое хобби — тоже своего рода побег от рутины. Но любимое занятие из арт-терапии можно сделать профессией. Человек способен полностью изменить квалификацию несколько раз за жизнь. Екатерина Пискунова из Москвы в свои 32 осваивает уже третью профессию. Из директора магазина она за год превратилась в стилиста, а теперь учится в останкинской школе телеведущих и подрабатывает на одном из каналов. "Пока я эксперт в рубрике "Мода" в телемагазине, — рассказывает Екатерина. — Две первые съемки уже дали много полезного, главное — навык работы в прямом эфире. Но телемагазин для меня скорее опыт, в будущем я мечтаю вести информационно-аналитическую программу". Психологи подчеркивают, что профессия не заложена в нас генетически. Нет врожденных программ: быть только продавцом или только артистом балета. Это результат наших решений и жизненных обстоятельств, навыков и компетенций. В любой момент можно передумать и шагнуть совсем в ином направлении. Хочу перемен, но сомневаюсь в своих способностях… Не надо ставить себе диагноз и лечиться самостоятельно, предупреждают эксперты. Способности есть у всех, но объективно оценить свои таланты сложнее всего. Здесь отлично "помогают" разного рода мифы. Например, о том, что мир четко делится на технарей и художников. "Про право- и левополушарных людей теперь пишут разве что в популярной литературе. В официальной науке уже с конца XX века никто всерьез об этом не говорит, — уверяет нейропсихолог Никита Хохлов. — Почти любая функция может быть выполнена и тем и другим полушарием, но они как бы распределяют обязанности. В мозге около 300 структур, их размеры уникальны у каждого, и именно от этого зависит набор талантов". Увы, пока нет технологий, позволяющих выдать список подходящих профессий с гарантией, но стоит понимать, что практически любой человек может очень многое. Нужно пробовать — будить задремавшие таланты. Первые уроки могут быть не слишком успешными, и это нормально — мозг будет включаться постепенно. Для освоения навыка в среднем уходит 10 тыс. часов, говорит Кирилл Кузнецов. "Иногда человек делает что-то лишь с целью доказать, что он особенный, или чтобы приспособиться к обстоятельствам. Из-за этого можно ошибиться с выбором профессии, тогда вы быстро упретесь в потолок своих возможностей, поняв — гением в этой области не быть, — говорит Никита Хохлов. — Но если регулярно заниматься тем, к чему склонен ваш мозг, в организме происходит выброс веществ, состояние некоего экстаза. Это и есть сигнал — когда человека не оторвать, он получает удовольствие от работы вне зависимости от внешних оценок и того, сколько ему платят". Чтобы не остаться без гроша, дальше мы расскажем, где творческим искать заработок и какие условия предлагают работодатели. Есть и другая крайность: если запутались и не понимаете, что нравится больше — делать фото, танцевать или придумывать душещипательные тексты. Сомневаться — это нормально. Многие приходят к профконсультанту с запросом: хочу того, не знаю чего. Уже вместе со специалистом человек решает, стоит ли его мечта того, чтобы отказываться от стабильного заработка и потом заново карабкаться по карьерной лестнице. "Я прошу принести продукты на консультацию — тексты, фотографии, видео, — говорит Эльмира Давыдова. — Только по результатам деятельности мы можем говорить, есть у него к этому способности или нет". Как выбрать профессию и где лучше учиться? Постепенно погружайтесь в новую профессию: сначала найдите, что вам интересно, сделайте это своим хобби и оцените результат. Если энтузиазм пропал — можно пробовать дальше в той же сфере. Например, вы никак не поймете законы перспективы, но хочется быть поближе к живописи. Вдруг вам больше подойдет роль куратора на выставках? Иногда человек идет в вуз наугад, но через полгода понимает, что ошибся. Чтобы не тратить деньги на обучение, которое не пригодится, лучше заплатить за профориентацию у хорошего специалиста. Такой вариант подойдет и для тех, кто сомневается в своем выборе. Помощь в карьерных переменах предлагают консультанты и коучи. Однако в интернете сотни таких объявлений — к кому же идти? "Есть специалисты, которые проводят только профориентацию, — объясняет Кирилл Кузнецов. — Другие сопровождают клиента полностью: от выбора профессии до составления резюме. Но практик должен знать специфику выбранной сферы, например творческой". Хотите стать дизайнером или метите в актеры, спросите у консультанта, где этому учат и за сколько, как в этой сфере строить карьеру, где искать заказы и на какой доход рассчитывать новичку. Если он не может четко ответить ни на один из этих вопросов, вряд ли у него есть релевантный опыт. Стоит ли верить, если такой человек обещает вам стопроцентное трудоустройство по новой профессии? А вот помощь коучей (тренеров) часто психотерапевтическая, разъясняют в HeadHunter. Они помогают выйти из жизненного тупика, настроиться на смену профессии, поменять привычки. Тренер не обязательно должен разбираться в творческой сфере, но наличие у него успешных кейсов будет плюсом. Если идете к профконсультанту, стоит убедиться, что он не использует лженаучные методы, и хорошо, если у него есть высшее психологическое образование. "До сих пор много мутных историй с эзотерикой и астрологией, — говорит Кирилл Кузнецов. — Предлагают пройти профориентацию по отпечаткам пальцев, хотя еще в 2016 году комиссия Российской академии наук признала эту теорию ненаучной. Кроме того, есть тесты, которые уже неактуальны, например, классические опросники Климова или Холланда, разработанные в 70-х годах и не модифицированные. Любая хорошая методика – та, над которой постоянно работают и актуализируют, например, обновленная методика Пряжникова Профессьянс, типология MBTI". Тестов по профориентации в интернете много, платных и бесплатных, например на сайтах HeadHunter и Центра по профориентации. Бывает, что человек не согласен с полученным результатом. Одна из причин — люди романтизируют то, что им совсем не подходит. Екатерина Пискунова рассказывает, что многие ее коллеги быстро увольнялись. Все думали, что работа стилиста — это целыми днями ходить по бутикам и с бокалом шампанского смотреть, как крутится перед зеркалом клиент, а услужливые продавцы приносят наряды. Но у телевизионных стилистов не так. Ты работаешь не с клиентом, а на проектах, где надо собрать много образов, бегать с тяжелыми сумками по обычным магазинам, самому искать размеры, если продавцы не помогают. При этом вряд ли кто на съемочной площадке скажет тебе спасибо и вообще знает, как ты выглядишь. Следующий шаг после того, как определились с профессией, — решить, куда пойти учиться. Все наши герои выбрали курсы и мастер-классы, там дают больше практических навыков. "Лет 13 назад была мода иметь второе высшее во что бы то ни стало, ради престижа, — говорит Эльмира Давыдова. — Но сейчас почти нет такого. Я больше ориентирую людей на курсы: так можно быстрее взять профессию, совсем не нужно ходить годами и слушать теорию на лекциях". Заметным ученикам на курсах могут предложить работу. Именно так Екатерина Пискунова получила место на телевидении — через месяц обучения ее позвали на стажировку, а еще через три — приняли в штат. Так же найти работу удалось и Эвелине Стойченко. Отработав пять лет бухгалтером, она пошла на курсы фоторедакторов. Преподаватель порекомендовал ее на должность бильд-редактора, где она получила свой первый значительный опыт. Как не остаться без работы? Искать работу в творческой сфере можно с помощью сервисов. Например, на HeadHunter.ru больше всего вакансий для тех, кто занимается дизайном, живописью и графикой (более 14 тыс. за этот год). Также в пятерку популярных направлений входит фотография, мода и журналистика. Конкуренция довольно высокая — почти 14 резюме на одно объявление. По данным Superjob.ru, в Москве на одну вакансию в сфере искусства, культуры и развлечений приходится 20 резюме. Чаще других работу предлагают музыкальным работникам: аккомпаниаторам, музыкантам, большинство — на полную занятость. Для видеооператоров, фотографов и художников — проектную работу или на неполный день. Самое эффективное — мониторить специальные сервисы и аккаунты профсообществ с соцсетях. Это, например, группы для творческих ВКонтакте и Facebook, сайт "Вакансии для хороших людей" в Москве и Питере, mediajobs.ru и группа "Продюсер позвонит" (для поиска работы в СМИ). Кроме того, можно подписаться на рассылку этой группы — вам регулярно будет приходить подборка всех конкурсов, грантов и вакансий в творческой среде. Фотографы и иллюстраторы могут искать работу и выставляться на illustrators.ru, а также стоках, один из самых популярных — shutterstock.com. Есть онлайн-галереи и сайты для начинающих художников, а музыкантов ищут, например, на этом форуме. "Я не поленилась, сняла студию и записала демо в трех форматах, в разных костюмах ведущей, чтобы было что показать работодателю, — рассказывает Екатерина Пискунова. — На федеральных и московских телеканалах мне отказали с формулировкой — нужен опыт работы. Но я продолжаю поиск, потому что преподаватели меня хвалят, и есть случаи, когда ведущими становились вообще непрофессионалы. А пока подрабатываю в телемагазине". Менее эффективно отправлять свою электронную музыку и просить рецензий и репостов от друзей и коллег, среди которых лишь экономисты и продавцы. Даже при большом желании они вряд ли смогут серьезно помочь в становлении вашей карьеры. Нужны знакомства и наставники из той профессиональной среды, в которую собираетесь устремиться. Поэтому полезно мониторить рынок и спрашивать о профессии на форумах и группах еще до того, как вы выбрали конкретную специальность и оплатили учебу на курсах или университете. Сарафанное радио срабатывает, но для профессионального роста его недостаточно. Надо продвигать свое мастерство через аккаунты в соцсетях: как только вы перестанете искать заказы, заработок быстро упадет. Фотограф Михаил Мингазов говорит, что клиентов становится меньше, как только он перестает вести свою группу "ВКонтакте". Ведущая Татьяна Когзуова считает, что соцсеть "Одноклассники" некоторые ее коллеги недооценивают, а ей она приносит немало заказов. Зарплаты в творческой сфере с трудом поддаются аналитике. Все зависит от того, насколько вы профи и востребованы. Так что первое время стоит быть готовым к тому, что платить будут немного, но с опытом уже можно договариваться о более высоких гонорарах. Например, в среднем персональный стилист в Москве может заработать 3–5 тыс. рублей в час, говорит Екатерина Пискунова. На телевидении платят за проект — чем больше в нем образов, тем ниже цена за каждый. Конечная цифра зависит от общего бюджета съемок, по ее оценкам — в среднем 10 тыс. рублей за образ. "Люди часто переживают, что в творческой профессии нельзя заработать, — поделилась Эльмира Давыдова. — Но я считаю: можно, и не хуже, чем в бухгалерской. Мы живем в мире без границ, кто тебя держит — езжай, фотографируй, заработай свои 150 тыс. рублей, а сильно захочешь — и больше". Итак, что стоит сделать при смене профессии: Промониторить рынок, оценить личные мотивы и обстоятельства. Если не уверены, но мысль о новой работе не дает покоя, посоветоваться со специалистом и людьми, у которых уже есть успешный опыт переквалификации. Выбрать сферу деятельности и специальность и прикинуть, во сколько вам обойдется обучение. Позволит ли учебный график работать и содержать себя, или лучше подкопить денег на первое время (финансовая подушка еще никому не мешала)? Учиться, параллельно искать стажировки и нарабатывать опыт, даже если вам за него мало платят. Вливаться в профессиональную среду: найти группы в соцсетях, узнать о ресурсах с вакансиями, требованиях работодателей, советах по составлению портфолио и резюме. Составить резюме и портфолио, завести свои профаккаунты в соцсетях. Найти творческую работу и реализоваться в ней! Евгения Горкунова

Творить нельзя работать: как сменить профессию после 30 лет
© ТАСС