В БКЗ зажглись "Рубиновые звезды"
Фестиваль, посвященный 75-летию казанской консерватории и 70-летнему юбилею ее ректора, собрал учеников Рубина Абдуллина со всей России На этой неделе в ГБКЗ прошел фестиваль органной музыки "Рубиновые звезды". Посвященный 75-летию казанской консерватории и 70-летию ее ректора, основателя органной школы Татарстана Рубина Абдуллина, он собрал его учеников со всей России. Фестиваль прошел в два концерта: на первом играли выпускники казанской органной школы, работающие сейчас в разных городах нашей страны, а на втором — преподаватели кафедры органа, клавесина и арфы казанской консерватории, включая самого юбиляра. От Ханты-Мансийска до Санкт-Петербурга Преподавать в консерватории Рубин Абдуллин начал в 1973 году, придя на кафедру специального фортепиано. А класс органа он ведет уже 42 года, с 1978. За это время он выпустил 48 органистов. Его ученики работают сейчас по всей России — в Ханты-Мансийске и Нижнем Тагиле, в Кисловодске и Санкт-Петербурге, не говоря уже о соседях по Поволжью. Ученики Абдуллина работают и в Европе — играют на готических органах в Австрии и Германии, Швейцарии и Норвегии. Фестиваль "Рубиновые звезды" задумывался как сбор учеников Рубина Кабировича со всего мира, но в эти планы вмешалась пандемия. Разумеется, приехать в Россию тем органистам казанской школы, кто играют сейчас в Европе, не удалось. Поэтому первый фестиваль "Рубиновые звезды" собрал только выпускников казанской консерватории, которые живут в России. Каждый из них привез в подарок учителю свои сокровища: кто-то интерпретировал барочную классику, а кто-то — национальные марийские мелодии, кто-то выбрал строгого и математичного Баха, а кто-то — мятущегося романтика Листа, одни играли импрессионистов, другие — классику XVIII века. Словом, оба концерта получились очень разноплановыми и очень эмоциональными. Первый концерт состоял только из органных произведений, во втором участвовал и второй орган, и рояль, и хор. Орган, сложнейший инструмент, не скучал во время этих концертов: под руками опытных музыкантов он грустно пел и весело переливался, тихо шептал и яростно клокотал, торжественно звенел и задумчиво вопрошал. Первый концерт состоял только из органных произведений, во втором участвовал и второй орган, и рояль, и хор Кто такой хранитель органа? Заслуженная артистка Татарстана Лада Лабзина долгие годы проработала рядом с Рубином Абдуллиным. Но в прошлом году она уехала из Казани — стала главным органистом и хранителем органа Московского концертного зала "Зарядье": — Скучаю ли я по Казани? Хороший вопрос. Времени скучать нет, потому что при первой же возможности я приезжаю в Казань — здесь у меня близкие, семья, дочка. Так сложилось, что в Государственном Большом концертном зале им. Сайдашева я тоже по-прежнему работаю — как консультант по концертным программам. Юридически моя должность называется "начальник органной службы". Мои должностные обязанности носят дуальный характер. В них отражена вся организаторская работа, связанная с органом "Зарядья": с одной стороны, с органным исполнительством, с другой — с самим органом и его сохранением, поддержанием необходимого уровня влажности, настройкой, обыгрыванием. Лада Лабзина рассказала о своих новых обязанностях — "хранитель органа" для многих звучит загадочно и непонятно. Дело в том, что инструмент всегда должен быть в форме, готовым для концертных выступлений. Он должен звучать минимум пять раз в неделю по 2-3 часа. Поэтому для широкой публики эту должность и называют "хранитель органа" — как музейный хранитель, потому что орган — самый большой музыкальный инструмент. Безусловно, он — культурное достояние, должен быть в сохранности и "хорошо себя чувствовать". "Хранитель органа" для многих звучит загадочно и непонятно Не только руки Поздравить с юбилеем Рубина Абдуллина приехала и его ученица из Нижнего Тагила Наталья Воронина. Солистка филармонии побаловала казанцев исполнением "Эпилога для педали соло" из сюиты "Памяти Фрескобальди" Жана Лангле. Особенность этого произведения заключается в том, что музыкант играет только ногами, используя только нижний регистр инструмента. Кстати, во время обоих концертов работа органиста транслировалась на видео — на экраны по бокам концертного зала проецировалось изображение. Так что зритель в зале мог не только слышать величественный инструмент, но и видеть, как музыкант управляется с ним. Поэтому сольный "ножной" номер оказался особенно эффектным: зал взорвался аплодисментами и криками "Браво!" после его окончания. Наталья Воронина рассказала "Реальному времени" об опыте, полученном под руководством Учителя: — Казанская органная школа — тот фундамент, на котором строится вся моя деятельность в качестве органиста. Я думаю, что нет принципиальной разницы в работе органиста в Нижнем Тагиле или где-либо еще, так как публика в любом городе заслуживает уважения, а исполнение музыки — полной самоотдачи. Рубину Кабировичу я всегда благодарна за саму возможность стать органистом, ведь я приехала в Казань без какой-либо органной подготовки, не имея в своем городе инструмента и не видя перспективы его появления. Было только горячее желание учиться и играть. Поразительно, с каким вниманием и искренним интересом он отнесся ко мне. Его уроки каждый раз открывали мне целый мир новой музыки, новых мыслей, заставляли бесконечно работать и чувствовать радость от познания нового. Рубин Кабирович как никто другой умеет вдохновлять, открывать в каждом ученике его лучшие качества и внушать веру в себя. Итогом всего стало настоящее чудо — благодаря моему Учителю в Нижнем Тагиле действительно появился духовой орган! Пять лет он радует тагильчан своим великолепным звучанием, а зал на органных концертах всегда полон благодарных слушателей. Орган в Нижний Тагил действительно приехал именно благодаря посредничеству Абдуллина. Ему больше ста лет, он последовательно стоял в церквях норвежских Бремена и Драммена, а в 2014 году его безвозмездно передали Нижнему Тагилу — договаривался об этом в том числе лично Абдуллин. В Томске живет еще один ученик Рубина Абдуллина, Дмитрий Ушаков. В своем городе он проводит серию органных концертов в университете, а два последних года работает органистом и художественным руководителем хора в храме Покрова Пресвятой Богородицы. — Профессор никогда не предлагал готовых решений, — говорит Ушаков "Реальному времени". — Ни разу не было сказано нечто вроде: "вот так играть нельзя, вот за это снимут с первого тура, а играй вот так". Напротив, это была самая настоящая школа интерпретации — в самом высоком смысле слова интерпретация — как со-творчество с композитором, как создание звучащей музыки прямо здесь и прямо сейчас... Оба концерта получились очень разноплановыми и очень эмоциональными Народные мелодии в уникальной аранжировке На первом концерте фестиваля зрителей удивила органистка Антонина Воронина из Йошкар-Олы. Она исполнила концертную пьесу Станислава Элембаева на марийские темы — взяла да и переложила народные песни мари для такого, казалось бы, далекого от них инструмента. Получилось как минимум ярко, как максимум — виртуозно. — Мы работаем в республике Марий Эл, и, естественно, нельзя обходить вниманием марийскую национальную культуру и произведения марийских композиторов. Пьеса написана на народные марийские мелодии, я услышала ее в оркестровом варианте и решила попробовать переложить для органа. Получилась яркое, по-моему произведение, слушатели всегда принимают его тепло, — поделилась с "Реальным временем" органистка. Антонина Воронина подмечает, что на ее взгляд казанская органная школа — это, прежде всего, воспитание разностороннего, образованного, с широким кругозором музыканта. Не узкого специалиста, но личности, способной на самостоятельное осмысление музыкальных шедевров. Казанская органная школа воспитывает музыканта-исполнителя в целом и концертного органиста в частности, прежде всего, благодаря активной концертной деятельности во время обучения. — Нельзя не отметить великолепные инструменты, органы, на которых проходит обучение — барочный Eule и великолепный Flentrop, — дающие ученикам ни с чем не сравнимый слуховой и игровой опыт, — резюмировала ученица Рубина Абдуллина. На концерте педагогов Казанской консерватории выступила Ильсияр Сулейманова. Она закончила аспирантуру по классу органа у профессора Абдуллина. Она напомнила, что Казанская консерватория оснащена разнообразными инструментами, которые абсолютно не похожи друг на друга. Eule в Камерном (ныне Органном) зале и Flentrop в Большом концертном зале очень разные, и это даёт студентам уникальную возможность — поиграть и на немецком инструменте с его яркими микстурами, и на Flentrop, где совершенно другая краска регистров. Все это формирует вкус казанских органистов. — Казанская органная школа отличается профессионализмом — как и в Московской, и в Санкт-Петербургской консерваториях. Но наши органисты играют ярко, очень эмоционально, в их игре есть и профессионализм, и яркость исполнения. Наши учителя добивались не только точной артикуляции, стилистики, но и своего подхода, своего слышания произведения. Уроки наши в Казанской консерватории были очень творческими, и Рубин Кабирович говорил, что надо уметь не столько ученически правильно, грамотно исполнять сочинение, но и раскрыться как музыкант, донести свою мысль до слушателя, — говорит она. Маэстро сам вышел к своему инструменту и сыграл великого Баха — прелюдию и фугу си минор из "Хорошо темперированного клавира" Хозяин казанского органа Некоторое время назад Рубин Кабирович Абдуллин рассказывал "Реальному времени" о том, как в Казани появился орган. Среди прочего, он делился тогда своими впечатлениями: будучи студентом, юным музыкантом-пианистом, он прокрался в концертный зал, когда орган еще только собирали чешские мастера. И вот он стоял в разобранном концертном зале консерватории перед величественным инструментом и "был раздавлен" его масштабом: "Я стоял и думал: как же на тебе играют?"... Он и стал первым казанским органистом: первый ректор казанской консерватории Назиб Жиганов предложил ему учиться играть на этом инструменте. Абдуллин в итоге не только научился, но и основал нашу органную школу, слава которой давно и прочно укрепилась не только в России, но и в Европе. Второй концерт "Рубиновых звезд" закрывало выступление Рубина Кабировича. Маэстро сам вышел к своему инструменту и сыграл великого Баха — прелюдию и фугу си минор из "Хорошо темперированного клавира". И это было удивительное впечатление. Хозяин казанского органа играл на нем спокойно, уверенно, и в то же время с огромным уважением и любовью. Волей-неволей думаешь о том, сколько же всего вместилось в эти почти пятьдесят лет, которые пролегли между юношей-пианистом, ошеломленным мощью неизведанного инструмента, и маститым музыкантом, вырастившим целую плеяду профессиональных органистов. Как будто эти полвека просто растворились в величественных звуках музыки. Как будто они впитались в стены этого зала и проникли в сердце каждого ученика. Как будто каждый из этих годов лег кирпичиком в построение музыкальной традиции Казани и Татарстана и стал частью славы в музыкальном мире. Завершало концерт выступление хора Казанской консерватории: "The Last Words of David" Рэндалла Томпсона под аккомпанемент ректора. А потом были бесчисленные цветы, долгие аплодисменты, объятия учителя с учениками. Трогательность и величественность этих моментов не смогло заглушить ничто: ни "половинная" рассадка зала, ни карантинные маски на зрителях, ни отсутствие учеников из-за рубежа. Торжества, посвященные 75-летию Казанской консерватории, еще продолжатся, да и юбилей ее ректора тоже будут отмечать не один день. Но пожалуй, фестиваль "Рубиновые звезды" станет одной из главных жемчужин в сокровищнице юбилейных торжеств. Илья Репин Илья Репин Илья Репин Илья Репин Илья Репин Илья Репин Илья Репин Илья Репин Илья Репин Илья Репин Илья Репин Илья Репин Илья Репин Илья Репин Илья Репин Илья Репин Илья Репин Илья Репин Илья Репин Илья Репин Илья Репин Илья Репин