Святое место и его будущее: Что делать городу с историческим кладбищем в самом центре?
Важен каждый камень Модератором заседания стал заместитель председателя Общественной палаты Игорь Коломийцев. Он начал разговор с того, что проблема этого знакового для краснодарцев памятного места далеко не нова, по возрасту немногим уступает самому городу. Если полистать архивы, то газетные материалы с кричащими заголовками о необходимости спасения Всесвятского кладбища от разрухи и запустения найдутся в печатных изданиях и советского периода, и даже дореволюционного. Об истории городского некрополя детально поведал собравшимся историк, эксперт РАН Виталий Бондарь. — Точное время возникновения кладбища неизвестно, — подчеркнул он. — Мы ориентируемся только на самые ранние упоминания о нем в документах. Собственно Всесвятским оно стало только в середине XIX столетия, когда в 1848 году по инициативе наказного атамана Григория Рашпиля был заложен храм Всех Святых. Причем погост никогда не считался именно войсковым, он всегда был общегражданским, принимавшим всех горожан, казачьего и других сословий. Уже к концу XIX века кладбище заняло более четырех кварталов нашей традиционной городской сетки. На его территории сформировались несколько секторов по конфессионально-национальному признаку. Хотя границы их были достаточно условны: была территория православных погребений — русский и греческие секторы, польская — католический. Также имелись армянский, лютеранский, или немецкий, магометанский секторы, отдельное, расположенное рядом еврейское кладбище. Впрочем, лютеранская часть кладбища оказалась полностью уничтожена уже в советское время, при строительстве улицы Аэродромной, так же, как и фрагмент католического сектора. — Наряду с обычными людьми, а таких подавляющее большинство, на кладбище покоятся и те, кто был причастен к важным событиям в истории нашего края и страны. Более того, там встречаются надгробия, имеющие художественную ценность и представляющие собой лучшие образцы кладбищенской скульптуры и архитектуры, камнерезного мастерства, художественной ковки и литья, — пояснил Виталий Бондарь. — В 2013-м мы в составе большого авторского коллектива сделали проект реконструкции кладбища, а в 2016 году — проект предмета охраны и границ территории кладбища (с учетом безвозвратных утрат). Скажу сразу, что охране подлежит вся территория кладбища и весь массив захоронений. Кладбище в целом имеет историческую ценность и отражает этапы становления нашего города. Новое время — иные проекты Представители национальных общин Краснодара — армянской, греческой, польской — присутствовали на встрече и рассказали, что делается ими для благоустройства своих секторов, а также поведали о тех проблемах, с которыми им приходится при этом сталкиваться. — Сегодня мы боремся за сохранение духовных устоев нашей молодежи, за формирование у молодых людей верных моральных понятий и ценностей. Без знания истории это невозможно. На примере украинских событий мы понимаем, что происходит со страной, когда стирается или искажается историческая память, — отметил атаман Екатеринодарского районного казачьего общества, вице-мэр Краснодара Алексей Горбенко. — Всесвятское кладбище — это наше святое место, которое молчаливо свидетельствует, какой ценой и чьими трудами и кровью создавалась великая история кубанской столицы. О планах администрации города по реконструкции и развитию Всесвятского кладбища сообщил заместитель директора департамента городского хозяйства Краснодара Дмитрий Мироненко. Речь шла о двух проектах — сохранения культурного наследия и собственно реконструкции кладбища. — Проектное решение 2013 года, к сожалению, устарело, и реанимировать его нет возможности. Руководством было принято решение провести работу заново. Для того чтобы осмотреть каждый камушек, обследовать каждую могилу, необходимо кладбище расчистить. И, уже опираясь на полученные данные, провести проектирование по сохранению предметов культурного наследия, по реконструкции кладбища в целом, — считает Дмитрий Мироненко. — По нашим расчетам, на это необходимо около 30-40 млн рублей, что сегодня для городского бюджета непосильная нагрузка. Выступление вызвало живейший отклик у присутствовавших, которые сразу стали вспоминать печальные судьбы ранних проектов и соотносить их с текущей ситуацией. — В 2013 году на обследование было потрачено 5,5 млн рублей бюджетных средств. Над проектом работали дендрологи, архитекторы, историки. Проект прошел государственную историко-культурную экспертизу и был утвержден уполномоченным государственным органом. Могилы за это время никак не «трансформировались» и никуда не переехали. Почему не воспользоваться этим проектом снова? — воскликнул Виталий Бондарь. — Даже если за прошедшие семь лет там обнаружатся какие-то утраты, их можно просто зафиксировать. Однако, как пояснил представитель городской администрации, не все так просто. Цена реализации проекта в 2013 году составляла 470 млн рублей, сегодня же она будет гораздо выше. Привлечь такие деньги непросто. Очевидно, что работы придется выполнять поэтапно, что потребует и новой документации, и нового проекта. Помирит всех Еще более живое обсуждение вызвал вопрос о мемориале, получившем в народе название «Расстрельный угол». Виталий Бондарь категорически не согласен с подобным наименованием. Ведь на этом месте в действительности никого не расстреливали, лишь в новое время сюда стали переносить прах жертв политических репрессий, которых у нас было много, начиная с суровых лет Гражданской войны. — Для этого наименования, достаточно одиозного, должны быть серьезные основания и исторические факты, подтверждающие его. У нас таких фактов нет. Когда мы говорим «Расстрельный угол», мы занимаемся спекуляциями, — сказал он и предложил назвать его «Мемориал жертвам». Другие участники, поддержав это мнение, отстаивали для памятного места имя «Примирение и согласие». Представители православной общины тут же заявили, что главный монумент не соответствует подобному названию. Ибо на стеле увековечены две противоборствующие силы — красные и белые — с оружием в руках. Известно мнение на этот счет губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева: «Я не вижу здесь ни примирения, ни согласия, максимум, на что это тянет, это переговоры». Участники дискуссионного клуба согласились, что вооруженные воины, стоящие друг против друга, никак не походят на символы согласия и гражданского мира. Воспользовавшись моментом, представитель прихода Олег Пучинкин продемонстрировал свои варианты того, как можно реконструировать памятник. Предлагается в центре — между красноармейцами и белогвардейцами — поставить изображение женщины. В первом случае — с иконой в руках, во втором варианте, названном авторами «светским», — в образе матери или супруги. К ее ногам мужчины складывают оружие. По мнению Игоря Коломийцева, все эти варианты пока еще выглядят достаточно сырыми. Икона вообще считается символом благословления, а не покаяния. А что в «Расстрельном углу» можно благословлять? Неужели репрессии? Это замечание вызвало недовольство представителей православной церкви, завязались острые споры. Руководители национальных общин резонно заметили, что могут быть и другие решения по реконструкции этого мемориала. Ведь среди жертв репрессий были не только православные люди, но и представители иных конфессий. А значит, памятник должен напоминать и о них. Лидер ветеранской организации Иван Рыбалко подчеркнул, что окончательное решение по поводу облика мемориала принимается не только общественниками: — Мы ведь здесь не архитекторы, не дизайнеры, не скульпторы, а всего лишь неравнодушные люди. Есть топонимическая комиссия в городе, которая привлекает к обсуждению экспертов, есть, в конце концов, городская Дума, к чьим полномочиям относится рассматриваемый вопрос. Как считает Рыбалко, и его поддержали многие участники дискуссии, городской архитектуре необходимо объявить конкурс на проект доработки облика мемориального комплекса Примирения и согласия. — Предложений о том, как сделать этот мемориал лучше, может быть множество, — обобщил дискуссию Игорь Коломийцев. — На мой взгляд, главная проблема этого памятного места в том, что оно изначально стало организовываться стихийно, без общего плана. Поначалу общественность, включая казаков, отбила эту часть кладбища от коммерческой застройки: здесь предполагалось строительство заправки. Потом первый памятник воздвигла греческая община. Следом казаки поставили свой крест. И уже затем город обустроил основной мемориал. Пока единым комплексом все это не смотрится. Желательно, чтобы городские власти объявили конкурс (пусть даже в рамках того проекта, который касается реконструкции всего Всесвятского кладбища), как должным образом обустроить данный мемориал. На мой взгляд, главная задача — связать все уже имеющиеся памятные знаки воедино, в один гармоничный ансамбль. Кстати Самым ранним захоронением Всесвятского кладбища считается могила казачки Марии Косенко, которая покоится здесь с 1837 года. А самое позднее захоронение, несмотря на закрытие кладбища в декабре 1964-го, датируется 1997 годом — некоторое время допускалось подхоронение. Мифы старого кладбища Захоронение на Всесвятском кладбище декабриста Дмитрия Арцыбашева — излюбленное место показа у экскурсоводов. По распространенной версии, возвращаясь из отпуска, он заболел в Екатеринодаре лихорадкой и умер здесь 11 ноября (по ст. ст.) 1831 года. Смотритель кладбища краевед И.Г. Федоренко настаивал на том, что декабрист был похоронен в общей могиле на участке №5. Однако, по мнению историка Виталия Бондаря, после смерти тело Арцыбашева увезли в Тульскую губернию, в имение его родителей, и похоронили там. Когда от ветхости обвалилась часть штукатурки с фасада предполагаемой могилы декабриста, показался связывающий арматуру и камень цемент, который стал использоваться в Екатеринодаре лишь с 70-х годов XIX века. На кладбище есть еще три подобных надгробия-саркофага, и все они начала XX столетия. А значит, само захоронение никак не может принадлежать декабристу.