Войти в почту

«Лимонничать» и «задолицая полиция»: какие еще слова придумали классики?

Термин «неологизм» имеет греческое происхождение и обозначает «новое слово». Великие русские писатели и поэты не ограничивались уже зафиксированным в языке словарным запасом и часто изобретали собственные, авторские слова – интересные, емкие и очень выразительные. Некоторые из них закрепились в живой речи, другие можно встретить лишь в оригинальных произведениях. «МИР 24» рассказывает о некоторых авторах, чьи неологизмы прочно вошли в нашу речь. Смотрите новый сезон интеллектуальной викторины «Знаем русский» по субботам в 8.00 на телеканале «Мир». «Краснокожая паспортина» и «голоштанный» ...С каким наслажденьем жандармской кастой я был бы исхлестан и распят за то, что в руках у меня молоткастый, серпастый советский паспорт... Это фрагмент из знаменитых «Стихов о советском паспорте» Владимира Маяковского. В революционное для страны время революционной была и культура. Поэтам не хватало общеизвестных слов, они выходили за рамки. Мера таланта Маяковского позволяла ему создавать невероятно сильные эпитеты. В народ ушло придуманное поэтом слово «голоштанный» из поэмы «Владимир Ильич Ленин»: «Огромный, покрытый кровавою ржою, народ, голодный и голоштанный, к Советам пойдет или будет буржую таскать, как и встарь, из огня каштаны?» Приветствовавший революцию, очарованный идеей молодого советского государства, свободного и справедливого общества, Маяковский говорит, что фабрикой стал дом балерины Матильды Кшесинской, подаренный ей «за дрыгоножество». Но особенно в поэме не повезло полиции: «Вокруг, с лицом, что равно годится быть и лицом и ягодицей, задолицая полиция». А вот строки из «Пятого интернационала»: «Громище./ Закатится/ с тучи/ по скату,/ над ухом/ грохотом расчересчурясь./ Втыкаю в уши облака вату,/ стою в тишине, на молнии щурясь». «Стушеваться» и «лимонничать» Оба этих слова придумал Достоевский. «Я изобрел или, лучше сказать, ввел одно только слово в русский язык, и оно принялось, все употребляют: глагол «стушеваться», – писал Федор Михайлович в записной тетради 1872-1875 гг. Речь идет о повести «Двойник». По словам писателя, на чтении нового произведения у Белинского «слишком известные литераторы» приняли это слово с восторгом. А вот цитата из «Двойника»: «Господин Голядкин вздрогнул и поморщился от какого-то безотчетного и вместе с тем самого неприятного ощущения. Машинально осмотрелся кругом: ему пришло было на мысль как-нибудь, этак под рукой, бочком, втихомолку улизнуть от греха, этак взять – да и стушеваться, то есть сделать так, как будто бы он ни в одном глазу, как будто бы вовсе не в нем было и дело. Однако, прежде чем наш герой успел решиться на что-нибудь, Герасимыч уже стоял перед ним». Правда, со временем слово «стушеваться» изменило значение. Если в «Двойнике» оно означало «незаметно исчезнуть» (тушевать – накладывать тени, делая переход незаметным), то со временем его стали употреблять в значении «смутиться». Еще одно слово, которое приписывают Достоевскому, – «лимонничать» в значении «фамильярничать, любезничать, жеманничать». Впервые оно появилось в повести «Село Степанчиково и его обитатели»: «А на что холопу знать по-французски, спрошу я вас? Да на что и нашему-то брату знать по-французски, на что? С барышнями в мазурке лимонничать, с чужими женами апельсинничать? Разврат – больше ничего!» «Тенькать» и «заголубеть» Не хватало обычных слов и нарушителю всевозможных правил, певцу русских просторов Сергею Есенину. Вот строки из стихотворения «1 мая»: Стихи! стихи! Не очень лефте! Простей! Простей! Мы пили за здоровье нефти И за гостей. Слово «лефте» здесь образовано от названия журнала «ЛЕФ» («Левый фронт»), который издавался с 1923-го по 1925 год под редакцией Маяковского. Зачастую в нем публиковались статьи, оправдывающие заумное и формалистическое стихотворчество. «Неуютная жидкая лунность» – строка из другого стихотворения Есенина, тоже написанного под впечатлением от социальных перемен. Это нищая русская деревня, лачуги, соха, скрип тележных колес, которым поэт противопоставляет «каменное и стальное» – технический прогресс и государственную мощь. Одна из основных тем поэзии Сергея Есенина – природа, и здесь сложно перечислить все неологизмы и окказионализмы, которые он использовал. Вот некоторые из них: «На болоте крячет цапля»; «Тенькает синица меж лесных кудрей»; «Слухают ракиты посвист ветряной…»; «И струится с гор зеленых златоструйная вода»; «Когда звенят родные степи молитвословным ковылем»; «На грядки серые капусты волноватой»; «Такой рыдалистою дрожью»; «От вихлистого приволья»; «В прозрачном холоде заголубели долы». «Злопыхательство» и «благоглупость» Автором многих слов, которые активно используются даже в современной разговорной речи, был Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Это он придумал слова «злопыхательство», «мягкотелый», «головотяп». Так, слово «благоглупость» в значении «глупость, совершаемая с благими намерениями или выдаваемая за важное дело» впервые появилось в рассказе «Деревенская тишь»: - Слышно, англичане много всяких машин выдумывают! - Сидел бы я себе дома, да делал бы, да делал бы машины, а потом в Москву продавать возил бы. - Вот бог англичанам на этот счет большую остроту ума дал! – настаивает батюшка. - А нашим не дал! – Зато наш народ благочестием и благоугодною к церкви преданностью одарил! - Ну, и опять тебе говорю: кого ты своими благоглупостями благоудивить хочешь? Салтыков-Щедрин не раз использовал в своих произведениях это слово, так же как слова «злопыхательный», «злопыхательство». Из «Истории одного города»: «Сначала он распоряжался довольно деятельно и даже пустил в дерущихся порядочную струю воды; но когда увидел Домашку, действовавшую в одной рубахе, впереди всех, с вилами в руках, то «злопыхательное» сердце его до такой степени воспламенилось, что он мгновенно забыл и о силе данной им присяги, и о цели своего прибытия». «Волноба волхвобного вира» Гуру словообразования в русском языке смело можно назвать поэта-футуриста Велимира Хлебникова, прожившего 36 лет на стыке XIX и ХХ веков. Хлебников был одним из самых значимых деятелей русского авангарда, в его сочинениях встречается огромное количество завораживающих, поэтичных, интуитивно понятных неологизмов, зачастую берущих начало в славянском (и не только) фольклоре. Существуют разные мнения о том, могут ли такие слова жить вне своего контекста. Вот, например, стихотворение «Сутемки, сувечер»: Зазовь. Зазовь манности тайн. Зазовь обманной печали, Зазовь уыанной устали. Зазовь сипких тростников. Зазовь зыбких облаков. Зазовь водностных тайн. Зазовь. А вот строки из стихотворения «Неголи легких дум»: ...Волноба волхвобного вира, Звеиоба немобного яра, Ты все удалила, ты все умилила О тайная сила, О кровная мара... Стоит отметить, что не все придуманные Хлебниковым слова были столь экзотичны. Например, с его легкой руки в обиход вошло слово «летчик». Раньше людей за штурвалом самолета называли авиаторами или пилотами. Хлебников же впервые назвал их летчиками в стихотворении «Тризна». «Самолет» и «бездарь» Другой футурист, Игорь Северянин, обогатил русский язык словами «бездарь» и «самолет». Первое появилось в сборнике «Громокипящий кубок» в «Прощальной поэзе» № 136 (ответ Валерию Брюсову на его послание). Поэт скромно констатирует: Вокруг талантливые трусы И обнаглевшая бездарь... И только Вы, Валерий Брюсов, Как некий равный государь... Поэту приписывают и введение в обиход слова «самолет», которое существовало и раньше (например, ковер-самолет из народных сказок), но не обозначало настоящих летательных аппаратов. «Отсебятина» Считается, что слово «отсебятина» придумал и ввел в речевой оборот живописец Карл Брюллов. Эта версия зафиксирована в словаре Даля, слово имеет значение «плохое живописное сочиненье, картина, сочиненная от себя, не с природы, самодурью». Изначально оно касалось исключительно принципов живописного искусства – Брюллов тяготел к реализму, был противником художественного приукрашивания натуры – живописной надуманности. Художник Аполлон Николаевич Мокрицкий, ученик Брюллова, вспоминал: «К. П. Брюллов был и небольшого роста, но великий мастер; он мало беседовал со святыми и угодниками, но изучил натуру до мельчайших подробностей и запрещал писать от себя, – он считал это пагубой для учеников!..» Изначально слово «отсебятина» закрепилась в профессиональном языке художников, но постепенно стало общеупотребимым в разговорной речи.

«Лимонничать» и «задолицая полиция»: какие еще слова придумали классики?
© Мир24