Войти в почту

120 лет на страже здоровьяВ июле этого года по согласованию с главным врачом больницы Петром Громовым редакция подготовила материал к 120-летию железнодорожной медицины региона. В статье мы упомянули главного врача Дорожной больницы Василия Молчанова, который 30 лет отработал в Забайкалье в начале прошлого века. «Забрабочий» читают в США! И вскоре откликнулась его внучка Татьяна, которая сейчас живёт в США. «Здравствуйте уважаемая редакция! Ваша статья, где вы упомянули моего деда спустя почти 100 лет, меня очень порадовала. Искренне вам благодарна. А тот факт, что деда в 1928 году Окрпрофсоветом выдвигали в «Герои труда», меня просто поразил. Историю врача Василия Осиповича Молчанова я продолжаю писать». По словам Татьяны, и по сей день в России и за границей потомки Молчановых продолжают активно трудиться, преумножая успехи рода. Буквально на днях, в сентябре 2020 года, правнучка Василия Осиповича Молчанова, который стоял у истоков железнодорожной медицины в Забайкалье, получила в Москве медаль «За строительство многофункциональных медицинских центров в борьбе с эпидемией коронавируса» — это ли не достойное продолжение дел своего прадеда! Стал врачом В начале прошлого века Транссиб связал с центром России окраины империи. 1 июля 1900 года, в один день с открытием постоянного движения на забайкальском участке Транссибирской магистрали, в Чите приняла первых пациентов больница в районе станции Чита-1. В учреждении числилось 17 человек, было развернуто 35 коек. Работали здесь выпускники медицинских факультетов Московского и Казанского университетов, Санкт-Петербургской военно-медицинской академии. И именно в Чите зародилась династия врачей Молчановых, о которой мы расскажем сегодня. — Историю моей семьи в Забайкалье удалось восстановить уже после 1990-х годов, имея изначально лишь отрывочные сведения, скорее даже комментарии папы к старинным фотографиям из семейного альбома, — рассказала в письме в адрес редакции Татьяна Молчанова. — Когда же почти полная картина мне открылась, то стало понятно, что Молчановы играли довольно заметную роль в истории железнодорожного здравоохранения при строительстве и обслуживании Транссиба, но были и тайны. Их обнародование могло поставить клеймо «врагов народа» на оставшихся в живых членах семьи и их потомках. Эти тайны и наложили печать молчания на папины уста. А история семьи Молчановых оказалась необычной, с неожиданными поворотами и родством с великими российскими именами. Василий Осипович (Иосифович) Молчанов родился в 1862 году в селе Климов Завод Юхновского уезда Смоленской губернии — владения князей Юсуповых. Сейчас, в 2020 году, трудно себе представить, что мой родной дед родился почти 160 лет тому назад через год после отмены крепостного права. Семья Молчановых — зажиточные крестьяне села — отличалась не только предприимчивостью, но и придерживалась прогрессивных взглядов. Вероятно, проживание в богатеющем селе, долгие годы легкого оброка, богатая и красивая усадьба Юсуповых, окруженная тенистыми аллеями и цветниками, всё это способствовало приобщению крестьян Молчановых к бытовой культуре и стремлению дать своим детям образование. К 1870-м годам Молчановы приобщились к купеческому сословию и имели несколько торговых заведений в селе. В 1872 году отец отправляет Василия учиться во вновь открывшуюся Александровскую гимназию Смоленского земства в Вязьме, где качество образования считалось тогда одним из лучших в России. Окончив гимназию в 1884 году, он поступает в Императорский Московский университет на медицинский факультет, который оканчивает в 1889 году, в возрасте 27 лет, в звании уездного врача. Последние два года Василий получал казенную стипендию, за что должен был отслужить по назначению правительства в должности врача три года. Поскольку запросов от Министерства внутренних дел не поступало, то формально он был отправлен в запас, получил все документы на руки и имел право свободного поступления на работу. В 1890 году произошло знаменательное событие в жизни Василия Осиповича: он обвенчался с Юлией Степановной Кудиновой, происходившей из крестьян графа Орлова-Давыдова. Юлия Степановна в 1886 году окончила дополнительный курс Вяземской женской гимназии, что давало ей право служить учительницей. Этот брак во всех отношениях оказался классическим — брак врача и учительницы, просвещённых людей своего времени, верных и любящих. В 1891-1892 годах Василий Молчанов служил уездным врачом в селе Горки Смоленской губернии. Село Ундургинское На строительстве Транссибирской магистрали с самого начала сооружения наблюдался дефицит врачей. В 1897 году Василий получил предписание медицинского департамента внутренних дел, где он состоял в запасе, перейти в распоряжение Министерства путей сообщения. Он был направлен на стройку Забайкальской железной дороги как составной части Транссибирской магистрали, а именно — её Кайдаловской ветки, от станции Карымской до Забайкальска. Предположительно, в начале 1898 года Молчанов получил назначение на должность участкового врача. Семье предстояло переселение из Калужской губернии в далёкую Сибирь. В семейном альбоме сохранилась фотография, которую мы так и называем «Переселение в Сибирь». Нет, это не ссылка декабристов в Сибирь, а почетное назначение на сооружение самой престижной дороги России и добровольное служение Отечеству. Во времена строительства Забайкальской железной дороги в районе села Ундургинское (куда был направлен Василий Молчанов), во всю кипела жизнь. С началом строительства ЗабЖД в 1895 году стала создаваться и система здравоохранения. Она была крайне необходима массе людей, прибывавших на строительство из европейской части России. Рабочих вербовали даже в Китае, Италии и других странах. К концу 1899 года на строительстве работало 34 тысячи человек. Условия труда и жизни были крайне тяжелыми, гуляла смерть — сотни жизней уносили свирепствовавшие в этих краях эпидемии чумы и сибирской язвы. Особенность Кайдаловской ветки состояла в том, что отдельно стоящих пассажирских зданий вначале было построено всего шесть: Китайский разъезд, Могойтуй, Ундурга, Ага, Онон-Китайский (Оловянная) и Борзя. Деревянные станционные здания ставились без фундаментов, на деревянных «стульях», что было весьма недолговечно. На всех остальных станциях пассажирские и служебные помещения располагались в общих жилых домах или неказистых тесных «будках». На строительстве железнодорожного полотна и на земляных работах использовались воинские команды и ссыльные каторжане. В 1900 году на линии начал постоянно работать железнодорожный батальон, оказавший большую помощь в строительстве. Это была тысяча дисциплинированных, опытных рабочих рук, которые по мере надобности направлялись на наиболее ответственные места стройки. Никакой специальной техники на стройке не было — выручали все те же тачки, таратайки, вагонетки, короба и лошади. Немалые сложности возникали с питанием рабочих и снабжением строительными материалами. Все доставлялось гужевым транспортом при дальности подвоза более 100 км. Товарные платформы и пакгаузы не строили, так как на первое время грузовое движение не ожидалось. Строительство Кайдаловской ветки Забайкальской железной дороги и вход первого сибирского поезда в пределы Маньчжурии свершился 10 февраля (по старому стилю) 1901 года. После окончания сооружения КВЖД Василий Осипович полтора года продолжал службу в Андриановке. Затем четыре года мой дед отработал врачом на строительстве восточного участка Кругобайкальской железной дороги. Молчановы в Чите По окончании строительства, с 1 февраля 1905 года, Василий Молчанов был назначен на должность врача 9-го участка Забайкальской железной дороги — врачом Главных Читинских железнодорожных мастерских на станции Чита-1. Был награжден орденом Станислава 3-й степени и орденом Святой Анны 3-й степени. С 1918 года работал врачом-ординатором Читинской железнодорожной больницы, а с 1919 по 1922 год — заведующий Читинской железнодорожной больницей (станция Чита-1). Василий Осипович Молчанов владел навыками врача широкого профиля. Терапия, инфекционные заболевания, хирургия, прием родов и даже патологоанатомия — все эти дисциплины имели практическое приложение в деятельности земского врача Молчанова. Кроме того, Василию Осиповичу, как главному врачу больницы, приходилось решать административно-хозяйственные проблемы, которых было огромное множество в постоянно меняющейся военной и политической обстановке Забайкалья в начале двадцатого века. В 1928 году ушёл на заслуженную пенсию, отдав железнодорожному здравоохранению Забайкалья свыше 30 лет. Главный врач клинической больницы «РЖД-Медицина в Чите» Петр Громов: — Одним из важных направлений в работе администрации нашего учреждения является сохранение исторических материалов о становлении и развитии железнодорожного здравоохранения в Забайкалье. Особенно знания об истории больницы, врачах, организаторах, работавших здесь на самых разных этапах, важны для молодых специалистов, студентов. Они должны знать и понимать, какую важную лепту внесли их предшественники в развитие медицины в крае. В этом году наша больница отмечает свой 120-летний юбилей. Известное выражение: «Без истории нет будущего» как нельзя лучше отражает славный путь, пройденный железнодорожной медицинской службой Забайкалья. И судьба доктора Молчанова тому подтверждение. Мы и в дальнейшем будем очень трепетно относиться к истории больницы, знакомить с ней наших врачей, пациентов, читателей газеты. Нам важно сохранить преемственность поколений, бережное отношение к истории и взять из прошлого самое лучшее. Подготовил Анатолий КВАСОВ.

120 лет на страже здоровья
© Забайкальский рабочий