Инструкция для компаний, решивших соблюдать принципы устойчивого развития
Фото: Marina Zaric Чтобы завоевать доверие собственников, акционеров, сотрудников и клиентов, бизнесу во всем мире все больше внимания приходится уделять вопросам устойчивого развития. Более того, приверженность этим принципам все чаще становится приоритетной для инвесторов. Юрист, специалист по разрешению споров, инвестициям и вопросам права в сфере устойчивого развития юридической фирмы Buzko Legal Егор Ларичкин объяснил, как действовать организации, которая решила соблюдать интересы окружающей среды и местных сообществ. Егор ЛаричкинФото: Мариам Гордиашвили Подход к инвестированию меняется во всем мире. Бизнес понимает, что возврат вложений и маржинальность не могут быть важнее сохранения окружающей среды и развития местных сообществ на территории присутствия компании. В связи с этим многие организации начали менять свои бизнес-модели и принимать специфические документы: внутренние политики по экологичности, экологические обязательства поставщиков, политики по устойчивому инвестированию. Российским компаниям, решившим присоединиться к существующему тренду, можно порекомендовать вести работу сразу по нескольким направлениям: преобразовать систему корпоративного управления, ввести экологические стандарты, просвещать сотрудников, поменять модели инвестирования и привлечения инвестиций. Корпоративное управление Прежде всего компании, задумавшейся о социальной ответственности, необходимо провести стратегическое совещание менеджмента и собрание акционеров. На встречах следует обсудить, как удерживать старых клиентов, привлекать новых и завоевать их лояльность. К важным вопросам относится и поиск инвесторов, решение о том, во что инвестировать самим, а также как сделать компанию более привлекательным местом работы. Менеджменту нужно договориться и о том, как подготовить бизнес к работе со странами, законодательство которых предполагает соблюдение основных принципов устойчивого развития. К участию в совещании можно привлечь внешних консультантов, которые помогут сделать обсуждение более предметным и профессиональным. Уже по итогам проведенных совещаний появится первичное понимание того, что нужно делать. Если компания поймет, что она готова инвестировать деньги, время и силы в то, чтобы стать более экологичной, то в области корпоративного управления можно сделать следующее: Принять внутренние экологические политики. Разработать политики, которые обяжут менеджмент учитывать факторы устойчивого развития при принятии решений (например, в Великобритании такие обязанности введены законодательно) и отчитываться о том, как именно такие факторы были учтены. Готовить публичную отчетность с информацией об осуществленных и компенсированных выбросах за год, в частности за счет посадки деревьев, инвестирования в возобновляемые источники энергии (ВИЭ) или фактического снижения выбросов. В этих документах должны содержаться данные о достижении или недостижении поставленных целей по энергоэффективности, сортировке мусора, потреблению электричества, инвестициях компании с учетом проектов с большим углеродным следом или высокими рисками для окружающей среды. Кроме того, в ней необходимо указывать сведения об отзыве кандидатур директоров, не справившихся со взятыми на себя обязательствами по устойчивому развитию. В качестве примера можно изучить Руководящие принципы устойчивых финансов ОАЭ. Верифицировать отчетность независимым третьим лицом. Предоставлять отчетность в электронном виде. Постоянно отслеживать лучшие экологические практики и изменения законодательства. Проводить общие собрания акционеров и совещания с представителями менеджмента, специально посвященные обсуждению прогресса компании и при необходимости пересмотру политик. Экологическая политика предприятия Реализацию экологической политики компания может начать со снижения выбросов. Добиться этого можно, например, за счет повышения энергоэффективности недвижимых объектов, находящихся под управлением организации, а также сертификации ее офисных зданий при помощи стандартов International Living Future Institute Zero Carbon или LEED. Международные требования к экологичности зданий можно найти в документе об устойчивых инвестициях в недвижимость, подготовленном экспертами Финансовой инициативы ООН. Компании следует принять внутренние политики с прописанными целями и мерами по уменьшению объемов потребления на каждого сотрудника воды, бумаги, электричества, пластика. Другие важные направления: сортировка мусора на рабочих местах, экономия на корпоративном такси и бизнес-поездках, перенос большего числа встреч и совещаний в онлайн. Организация, разделяющая принципы устойчивого развития, может объединить свои дата-центры и повысить их энергоэффективность, а также прописать в договорах с поставщиками экологические обязательства и ответственность за их неисполнение. Для сокращения своего воздействия на окружающую среду любая компания может начать инвестировать в возобновляемую энергию или покрывать свои потребности в энергии за счет ВИЭ, а также финансировать посадку деревьев. Так, российский стартап «Посади лес» предлагает посадить 500 тыс. деревьев за 2,5 млн рублей. Работа с сотрудниками Как показывают многочисленные исследования, миллениалы, формирующие сейчас существенную часть глобальной рабочей силы, остаются привержены компании, если их работа имеет смысл. Этот смысл может быть создан за счет вклада компании в борьбу с изменением климата. Более того, для реализации поставленных экологических целей организация сможет привлечь своих сотрудников без использования дополнительных денежных стимулов. Сейчас на рынок труда выходит поколение Z. Исследования жизненных и поведенческих установок этих молодых людей еще ведутся, однако известно, что представители поколения Z боятся глобального потепления больше, чем чего-либо еще. Компаниям следует создавать просветительский контент по вопросам экологии и изменения климата, а также предоставлять своим работникам право предлагать экологические инициативы и поощрять сотрудников, которые выполняют заявленные экологические цели. Фото: Justin Lim Осуществление инвестиций В новых политиках по инвестированию должно быть отражено, в какие отрасли и проекты компании следует вкладывать средства, чтобы в долгосрочной перспективе это отвечало принципам устойчивого развития. Механизм для выбора проектов предусмотрен в гайде для центральных банков или в Экваториальных принципах. Экологические и климатические обязательства следует включать в договоры с получателями инвестиций и предусмотреть ответственность за их неисполнение. Существующий инвестиционный портфель компании стоит пересмотреть и произвести его ребалансировку. Например, избавиться от акций 20% эмитентов с наименее низкими показателями устойчивости, как это делает Банк Франции. В качестве акционера организации следует добиваться своего права на голосование против кандидатуры или за отзыв директора компании, получающей финансирование, если он не исполняет взятые на себя обязательства по внедрению принципов устойчивого развития. Привлечение инвестиций Все те меры, о которых говорилось выше, должны сами по себе помочь компании привлекать финансирование на более льготных условиях. Под финансирование инициатив компании в области устойчивого развития можно использовать такой инструмент, как выпуск «зеленых» облигаций. В качестве эталона используются Green Bond Principles (в пер. с англ. — принципы «зеленых» облигаций), разработанные Международной ассоциацией рынков капитала (ICMA). При возможности торговаться на ведущих зарубежных биржах компания может привлечь к себе внимание, если ее акции войдут в индексы самых экологичных компаний. Поэтому определенную работу можно проводить, чтобы попасть в такой индекс (например, Euronext). Изучив международное законодательство и бизнес-практику, юристы Buzko Legal разработали пакет документов, которые могут использовать российские компании, решившие придерживаться концепции устойчивого развития. Все материалы можно посмотреть и скачать с официального сайта юридической фирмы. Подписывайтесь на канал +1 в Яндекс.Дзен