Creative Global Talks: депонирование защитит любой контент в цифровой среде
Москва, 28 сентября. На третьей онлайн-встрече серии Creative Global Talks была представлена тема "Визуальное искусство в цифровом пространстве: актуальные проблемы авторов и пользователей в России и за рубежом". Международная коммуникационная площадка, организатором и идейным вдохновителем которой выступает Евразийская конфедерация обществ правообладателей (ЕАКОП), объединила ведущих российских и иностранных экспертов для обсуждения технологических и правовых вызовов, стоящих перед авторами и правообладателями произведений изобразительного искусства и фотографий в цифровую эпоху. В ходе дискуссии участники круглого стола обсудили проблемы, связанные с использованием произведений изобразительного искусства в интернете. Особенности правового регулирования и практические аспекты в этом вопросе были представлены авторскими обществами из России, Швеции, Германии и США. Эксперты пришли к выводу, что использование произведений изобразительного искусства в цифровой среде приобретают различные формы: от простого размещения изображения на интернет-странице пользователя до создания цифрового произведения, копии которого не существует в аналоговой форме. Специалисты также обсудили вопросы, связанные с мониторингом нарушений и способами защиты прав правообладателей, существующих в указанных странах. Представители международных организаций CISAC и IFRRO рассказали о порядке взаимодействия обществ по коллективному управлению правами в мире, проводимой политики взаимоотношения правообладателей с онлайн-площадками и пользователями, нормотворческой деятельности и т.п. Участие в дискуссии приняли кандидат юридических наук, доцент, директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP Екатерина Чуковская, коммерческий директор цифрового сервиса n’RIS Григорий Туринцев, генеральный директор Общества по визуальным правам Швеции (BUS) Матс Линдберг, менеджер по политике и региональному развитию Международной федерации организаций по правам на воспроизведение (IFRRO) Пьер-Оливье Лесбургер, директор юридической службы Общества прав художников (ARS) Эдриенн Р. Филдс, региональный директор Международной конфедерации обществ авторов и композиторов по Европе (CISAC, Франция) Митко Чаталбашев, директор юридического департамента немецкого Общества защиты авторских прав в искусстве (Bild-Kunst) Анке Ширхольц, почетный академик Российской академии художеств, вице-президент Творческого союза художников России по правовым вопросам Константин Марков, практикующий юрист в сфере авторского и смежного прав и член Союза фотохудожников России Владислав Багно. Модератором выступил директор Ассоциации правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства (УПРАВИС) Эрик Вальдес-Мартинес. "Всего за один день в сети “воруют” 2,5 млрд фотографий, что причиняет колоссальный ущерб авторам, по отдельным подсчетам — вплоть до 532,5 млрд евро в сутки, — отметила директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP Екатерина Чуковская. — Однако я бы все-таки разделяла понятия “потребление” и “пользование”. Правоприменительная практика нас к этому уже давно подталкивает. Например, Лувр устанавливал разную цену и даже давал бесплатный доступ к изображениям в зависимости от их качества. То есть использование в частных или ознакомительных целях может быть безвозмездным. Но для профессиональной, а тем более предпринимательской деятельности обязательно должны быть предусмотрены различные механизмы монетизации контента — от покупки конкретного произведения до абонентской платы". Масштаб нелегального распространения изображений в сети во многом объясняется тем, что такие нарушения трудно отследить, в особенности законодательства в этой сфере не всегда позволяют в полной мере защитить интересы авторов и правообладателей. К примеру, за последнее время в России было принято несколько пакетов антипиратских законов, но они в первую очередь были направлены на борьбу с пиратством или неправомерным использованием музыкальных и аудиовизуальных произведений, объяснил директор УПРАВИС Эрик Вальдес-Мартинес: "Судебная практика чаще защищает интересы правообладателей этого вида объектов. Что касается фотографий и изображений, то специальных норм для них не существует — все антипиратские законы содержат нормы общего характера. Это оставляет много пробелов. Наш круглый стол сегодня — это возможность усвоить зарубежный опыт и показать аудитории, как вопросы использования визуальных произведений решаются в других странах". По мнению регионального директора CISAC (Франция) Митко Чаталбашева, коллективное управление — один из самых эффективных способов решать проблемы, возникающие в креативных отраслях в цифровую эпоху: "Такая сеть из организаций коллективного управления правами, заключивших договоры о взаимном представительстве, как CISAC — это одна из гарантий того, что люди в разных государствах смогут комфортно работать и легально использовать контент. Надеюсь, скоро мы дойдем до того, чтобы предприниматель мог обратиться, скажем, в УПРАВИС и получить мировую лицензию. Это идеальный вариант для дальнейшего развития сферы визуальных искусств". Помимо продвижения и защиты авторских прав офлайн или онлайн общества по коллективному управлению правами должны делать все возможное, чтобы менялась только модель дистрибуции — от аналоговой к цифровой, — но не доходы авторов, отметил генеральный директор BUS Матс Линдберг: "С одной стороны, интернет сыграл положительную роль в жизни создателей контента, позволив им напрямую взаимодействовать с пользователями и заинтересованной аудиторией. Однако есть и обратная сторона медали: те же цифровые платформы “съедают” другие бизнесы — газеты и остальные традиционные ресурсы, от которых во многом зависят заработки авторов". Социальные сети и онлайн-платформы сейчас действительно находятся на острие проблемы, считает директор юридического департамента Bild-Kunst Анке Ширхольц. С коллегой согласилась директор юридической службы ARS Эдриенн Р. Филдс, по словам которой авторские общества США сталкиваются со схожими проблемами: "Большинство крупных платформ было создано в нашей стране — Amazon, Facebook, Etsy, Twitter. Пользователи со всего мира выкладывают на них колоссальные объемы контента, и отслеживать нелегальное использование или находить нарушителей очень сложно. Мы реагируем на прямые жалобы от наших авторов, используем для мониторинга различные инструменты — цифровые решения, ручной поиск. Но зачастую это все превращается в борьбу с ветряными мельницами: мы добиваемся изъятия изображения из одного места, а оно сразу же возникает в другом. Нужно бороться с менталитетом, что все, что размещено в интернете, — бесплатное". К сожалению, многие российские пользователи придерживаются такого же мнения, посетовал почетный академик Российской академии художеств, вице-президент Творческого союза художников России по правовым вопросам Константин Марков: "Что касается творчества, то тут нужно руководствоваться одним принципом: все, что не разрешено — запрещено. Пленумом Верховного суда цитирование фотографий было легализовано, то есть это можно делать, но в некоммерческих целях. Свободное использование изображений, как и других произведений, регулируется статьями 1273-1278 Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором приведен весь перечень, как именно это нужно делать". В отличие от аудиовизуальных произведений, заблокировать по суду ресурс с нелегально размещенными фотографиями невозможно, поэтому задумываться о защите своего творчества стоит заранее, подчеркнул эксперт. Депонирование объекта до обнародования позволит автору в случае обращения к модераторам онлайн-площадки доказать свое прямое отношение к контенту и тем самым быстрее и проще отстоять свои права. Такого же мнения придерживается и коммерческий директор n’RIS Григорий Туринцев. Он обратил внимание на то, что идти надо не путем ограничений (то же вирусное распространение контента может сделать автора всемирно известным), а упрощать регистрацию произведений через сервисы депонирования, обучать пользователей обращению с авторским контентом и развивать механизмы реагирования на жалобы о нарушениях со стороны платформ. В завершение дискуссии менеджер по политике и региональному развитию IFRRO Пьер-Оливье Лесбургер призвал международные авторские альянсы активнее сотрудничать с национальными обществами по коллективному управлению авторскими правами, так как это позволит решить многие проблемы креативного сектора, в том числе предоставить площадку для обсуждения лучших локальных практик и совместными усилиями выстроить механизмы монетизации. Евразийская конфедерация обществ правообладателей (ЕАКОП) – международная неправительственная организация, в состав которой входят ведущие национальные общества, занимающиеся управлением различными категориями авторских и/или смежных прав в странах – членах Евразийского экономического союза, Содружества Независимых Государств, странах БРИКС и иных странах. ЕАКОП – ассоциированный член Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (CISAC), имеет статус организации-наблюдателя Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO), является членом IFFRO. Штаб-квартира Конфедерации располагается в Москве. Возрастная категория 12+.