Владимир Литвинцев рассказал «СОЮЗу» об инфраструктурных мегапроектах 

Владимир Литвинцев рассказал «СОЮЗу» об инфраструктурных мегапроектах
Фото: Российская Газета
Владимир Яковлевич, что обсуждало столь высокое экспертное сообщество?
Владимир Литвинцев: Экспертная сессия была посвящена реализация таких комплексных инфраструктурных мегапроектов, как «Единая Евразия:Транс-Евразийский пояс RAZVITIE». Руководителями данного проекта являются ректор и президент . В его разработке принимают участие ученые из МГУ, институтов РАН, представители и ряд других структур. Ученые собрались для того, чтобы после пандемии коронавируса, еще раз привлечь внимание органов власти и СМИ, напомнив о целесообразности и важности мегапроекта для социально-экономического развития государства, расширения международного сотрудничества и геополитических возможностей .
О чем конкретно шла речь и что предполагает данный мегапроект?
Владимир Литвинцев: Основной идеей замысла мегапроекта «Единая Евразия» является создание условий для глубокого комплексного освоения Сибири, Дальнего Востока и Арктики на базе создания пространственных транспортно-логистических коридоров с опорой на высокоскоростной железнодорожный комплекс и Северный морской путь. Они будут представлять собой общую инфраструктуру, включающую в себя несколько стратегических хабов в Уральском, Сибирском и Дальневосточном округах и Арктике, объединенных с использованием водного, железнодорожного, автомобильного транспорта и инновационных безаэродромных транспортных средств. В эту инфраструктуру между транспортными коридорами должна быть также включена энергетическая система и информационно-коммуникационная. Это очень масштабный проект, в нем планируется участие различных государств, которые заинтересованы в развитии, движении товаров и грузов в глобальных масштабах. Реализация этого проекта предполагается осуществлять на базе международного консорциума, в который войдут заинтересованные стороны. Предполагается, что такими сторонами, в первую очередь, станут страны и Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего это , , , , , , и другие.
А что этот проект даст простым гражданам?
Владимир Литвинцев: Мегапроект позволит создать высокотехнологичные предприятия, которые дадут рабочие места и хорошую заработную плату. Кроме того, грузопассажирские высокоскоростные магистрали свяжут между собой макрорегионы Сибири, Урала, Дальнего Востока. Это даст возможность, например, жить в одном регионе, а работать в другом. Не нужно будет как сегодня, если ты нашел работу за 800 километров продавать все и переезжать. Потому что до работы можно будет добраться за пару часов.
Безусловно, этот проект имеет и комплекс других задач, которые предполагают пространственное развитие страны, то есть развитие агропромышленного комплекса, а для граждан это продовольственная безопасность. Большой потенциал открывается для развития туризма. Кроме того, это комплекс вопросов национальной безопасности и обороноспособности.
Вы сказали, что опорой этого проекта станет высокоскоростной железнодорожный комплекс, что конкретно он из себя представляет?
Владимир Литвинцев: Это будет заново построенная высокоскоростная железнодорожная магистраль с рядом мультимодальных транспортно-логистических узлов, которые будут дополнены промышленными технопарками. Эти региональные узлы будут представлять комплекс взаимосвязи различных видов транспорта, позволяющий организовать процесс перевозки, хранения, перегрузки, страхования, обеспечения сохранности грузов, а также осуществляющего информационное обеспечение перевозок.
Мегапроект позволит создать высокотехнологичные предприятия, которые дадут рабочие места и хорошую зарплату
Общая протяженность этой магистрали по территории России составит 9225 км. Что бы вы понимали, сегодня это расстояние товарные поезда в среднем проходят за 12-14 суток. А после строительства магистрали на это уйдет около 3-4 суток.
Отправная точка строительства магистрали, где она начнется?
Владимир Литвинцев: Это будет не так, что мы тянем магистраль из точки А в точку В. В свое время, Транссибирская магистраль, при царе, начала строится сразу на двенадцати участках параллельно. Здесь тот же принцип. Строительство по единому проекту начнется одновременно сразу в нескольких регионах России и в Беларуси. Хочу отметить, что данный проект предлагает Беларуси стать не просто «транзитной территорией», планируется прокладка ВСЖК по территории Беларуси с созданием мультимодального транспортно-логистического узла, обеспечивающего транспортную логистику для близлежащих государств в рамках макрорегиона. Это страны Прибалтики, восточной и юго-восточной Европы и субъектов России.
А с белорусскими учеными вы данный проект обсуждали?
Владимир Литвинцев: Конечно, мы с Национальной академией наук Беларуси создали координационный совет, который будет заниматься проработкой научно-технологической базы. На площадке НАН, совместно с органами власти Беларуси, было проведено не одно совместное совещание по вопросам планирования и реализации этого проекта. Шаги сделаны, и я считаю они абсолютно конструктивные, они выводят на практическую реализацию тех задач, которые стоят, как перед Россией и Беларусью, так и перед Союзным государством в целом. Потенциал мегапроекта органично отвечает стратегическим задачам развития сотрудничества России и Беларуси в рамках деятельности Союзного государства.
Как может выглядеть сегодня практическая реализация проекта в рамках Союзного государства?
Владимир Литвинцев: Сегодня достаточно глубоко и всесторонне проработана идея, под руководством Государственного секретаря Союзного государства во взаимодействии с РАН, проекта высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург — Минск — Гамбург. Это геополитический инфраструктурный проект, дающий мощный импульс интеграционным процессам в Союзном государстве, а также стимулирующий комплексное социально-экономическое развитие Северо-Западного региона России. Он находится в высокой степени готовности и мог бы стать одним из пилотных в рамках мегапроекта. На нем можно отработать всю ту модель, о которой я говорил. Отработать элементы инвестирования в этот проект, отработать все элементы развития макрорегиона, отработать элементы углубления и интеграции международных экономических связей Европейского союза, Беларуси и субъектов Северо-Западного региона России. Сделав это, в последствие можно будет избежать ошибок и накопить опыт, чтобы при реализации мегапроекта все прошло быстро и успешно.
Инфографика «РГ»/ Антон Переплетчиков/ / Виктор Расторгуев
Видео дня. В Ватикане прокомментировали слова Папы Римского об однополых браках
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео