Представители российских конфессий оценили поправки к закону о религиозных объединениях
МОСКВА, 22 сентября. /ТАСС/. Рассмотрение в первом чтении законопроекта о внесении изменений в федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", которое должно было состояться в Государственной думе во вторник, было отложено. Представители российских конфессий поделились с ТАСС мнениями о готовящихся изменениях законодательства: в Русской православной церкви (РПЦ) отметили целесообразность корректировки формулировок, а в Духовном управлении мусульман (ДУМ) РФ усомнились в их эффективности против экстремизма. Законопроект запрещает возглавлять религиозные группы и участвовать в них подозреваемым в финансировании терроризма, иностранцам и лицам без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания и проживания в РФ, а также лицам, в действиях которых суд обнаружил признаки экстремистской деятельности. Он вводит прохождение клириками, учившимися за рубежом, аттестации и переподготовки в российских духовных учебных заведениях, и заменяет понятие "члена" религиозной группы на "участника". Председатель комитета Государственной думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений депутат Сергей Гаврилов сказал ТАСС, что рассмотрение отложили для консультаций с конфессиями после обращений общин буддистов, у которых в России нет подходящих духовных школ. По мнению руководителя правового управления Московской патриархии игумении Ксении (Чернеги), проект нуждается в корректировке части об аттестации и дополнительном образовании духовенства. "На мой взгляд, аттестации и дополнительному обучению в духовных образовательных организациях на территории России должны подлежать только те обучившиеся за рубежом священнослужители и лица из числа религиозного персонала, которые начнут осуществлять религиозную и преподавательскую деятельность в России после вступления в силу нового закона. Таким образом, священнослужители и лица из числа религиозного персонала, обучившиеся за рубежом и уже осуществляющие на сегодняшний день религиозную и преподавательскую деятельность в нашей стране, не должны аттестовываться", - сказала она ТАСС. Законопроект и право на свободу вероисповедания Первый заместитель председателя ДУМ РФ Дамир Мухетдинов сказал ТАСС, что положения законопроекта ограничат религиозную деятельность и реализацию права на свободу вероисповедания, но не оградят верующих от экстремистов. "Носители таких воззрений являются убежденными противниками самого принципа централизации религиозной деятельности, поэтому они сами избегают служения в устоявшихся и крупных религиозных структурах", - сказал он. ДУМ РФ, по его словам, само создало механизмы ограждения от деструктивного идеологического влияния. "Это и процедура утверждения избранного общиной руководителя, прописанный в типовых вариантах уставов местных и централизованных религиозных организаций акцент на ханафитскую правовую школу (одна из каноничных правовых школ в суннитском исламе - прим. ТАСС) как якорную для наших организаций, и другие. Мы вынуждены констатировать нерелевантность положений законопроекта объективному положению дел и интересам широких слоев верующих-мусульман", - заключил Мухетдинов. Пресс-служба ДУМ РФ сообщила ТАСС, что обсуждение законопроекта планируется на заседании пленума религиозной организации 23 сентября. Председатель Духовного собрания мусульман России (ДСМР) муфтий Альбир Крганов в беседе с ТАСС назвал законопроект интересным, но у религиозных организаций, по его мнению, вызывает настороженность его правоприменительная сторона. "Поскольку наши религиозные деятели современные сейчас, молодые специалисты, учились за рубежом - мы иногда сталкиваемся с тем, что они не совсем знают российское законодательство и не адаптированы под многонациональную, многорелигиозную систему, устройство нашего государства, где они проповедуют. В этой связи конечно, ничего тут предосудительного в том, чтобы проводить такую переаттестацию, проблемы нет. Вопрос в том, чтобы это не выглядело угрозой, боязнью перед религиозными деятелями, связью с экстремизмом и терроризмом", - сказал он ТАСС. По его мнению, централизованные религиозные организации могут проводить аттестацию на основании программ, согласованных с Советом по исламскому образованию России. "[Они] могут создать свои диссоветы, приглашать специалистов из учебных заведений, если таковых у самих нет, или проводить на базе исламских вузов, которые у нас в стране сегодня существуют. Есть договоренности с вузами России, чтобы получать дополнительное образование: там и магистратура, и, возможно, докторантура есть, и по направлению централизованных структур людей можно туда направлять на учебу. Я считаю, что можно было бы привлечь к этой теме филиалы РАНХиГС, и у наших вузов есть вузы-партнеры светские - можно с ними вместе", - сказал Крганов ТАСС. Проблемой может стать, по его мнению, время принятия закона. "Пока он будет приниматься в трех чтениях - это будет ноябрь, декабрь, как показывает практика. Этот [учебный] год прошел уже, и остается несколько месяцев всего, и здесь, конечно, нужно с учетом учебного года посмотреть. Если будут какие-то курсы, семинары для религиозных деятелей проводиться в течение нескольких недель или месяца - тогда, конечно, можно, но если имеется в виду полноценное обучение - это нужно продумать", - заключил председатель ДСМР. Содержание аттестации Ректор Теологической семинарии Евангелическо-лютеранской церкви России (ЕЛЦР) в Новосаратовке Антон Тихомиров также находит положение об аттестации нуждающимся в пояснении. "Требование о прохождении аттестации в соответствии с законодательством РФ для меня не очень понятно: о чем идет речь? Нострификация дипломов? Или что-то другое?" - сказал он ТАСС. Требование дополнительного профессионального образования духовенства в учебных заведениях на территории РФ "способствует контекстуализации богословского образования, повышению компетентности служителей и укреплению авторитета российских церковных учебных заведений", считает он. Тем не менее, "религиозная организация должна обязательно иметь право самостоятельно определять форму и объем такого дополнительного профессионального образования в соответствии со своими потребностями, интересами и договоренностями с зарубежными образовательными или церковными организациями, а также уровнем образования самого кандидата на служение". По его словам, требования законопроекта подразумевают наличие у религиозных организаций учебных заведений, имеющих лицензию на предусмотренную им образовательную деятельность, которой семинария ЕЛЦР пока не имеет. "Возможно ли тем образовательным организациям, которые данной лицензии пока не имеют, организовывать дополнительную подготовку таких служителей путем, например, прохождения ими курсов повышения квалификации? Возможно ли проработать процедуру признания дипломов, полученных за рубежом, со стороны российских учебных заведений (включающую, например, собеседование с кандидатом на служение) вместо получения дополнительного профессионального образования? Что подразумевается под фразой, что учебные заведения должны быть зарегистрированы в соответствии с настоящим законом - имеющаяся лицензия на ведение образовательной деятельности или некая дополнительная регистрация?" - задается вопросами Тихомиров. Получение клириками ЕЛЦР требуемого законопроектом допобразования в заведениях других конфессий, по его словам, нецелесообразно. "Оно затруднительно также в связи с тем, что в соответствии с требованиями Минюста многие из них внесли в свои уставы положение о том, что имеют право принимать на обучение только членов своей религиозной организации", - сказал он. Тихомиров отметил, что идею допобразования для священников в России можно приветствовать, но положения проекта пока затруднительно оценить. Генеральный секретарь Конференции католических епископов России (ККЕР) священник Штефан Липке сообщил ТАСС, что "конференция епископов обсудит этот вопрос 5-6 октября на пленарном заседании, когда уже точно будет известен текст изменений". Вопросы к формулировкам Начальствующий епископ Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ) Сергей Ряховский полагает, что экстремисты, против которых направлен законопроект, от него не пострадают. "Однако его принятие нанесет мощнейший удар по религиозным организациям, которые учат граждан быть законопослушными и жить в соответствии с традиционными духовно-нравственными ценностями", - сказал он ТАСС. По его мнению, замена "членов" религиозной организации на "участников" в законопроекте заставит перед богослужениями проверять, что "в здание церкви не входит ни один экстремист или человек, финансировавший экстремизм". "Как это осуществить? Пускать на богослужения только тех, в ком уверен как в себе? А как же проповедь Евангелия грешникам - главное предназначение церкви Христовой? Каким образом проповедовать Евангелие в тюрьмах?" - сказал Ряховский ТАСС. Духовное образование священнослужителей в России, считает епископ, вышло на достойный уровень во многом благодаря их учебе за рубежом. По его словам, в последнее время были отозваны лицензии ряда образовательных организаций, в которых можно проводить переаттестацию. "Религиозные организации могут и должны сами определять, кто имеет право проповедовать, а не чиновники. По действующему законодательству иностранные граждане уже не могут руководить религиозными организациями. Включить в устав запрет на выход членов из централизованной религиозной организации тоже можно и сейчас", - заявил он. Ряховский сообщил ТАСС, что в октябре в Общественной плате РФ будет сформулирована позиция представителей религиозных организаций и экспертов о законопроекте, которую представят президенту РФ и Госдуме. "Хочу отметить, что внесение изменений в закон о свободе совести произошло без учета мнения российских религиозных объединений. Данный факт свидетельствует о пренебрежении к общественной значимости Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации и Общественной палаты Российской Федерации. Мы не намерены мириться с таким отношением", - заявил он. Принцип отделения церкви от государства Главный раввин России Берл Лазар сказал ТАСС, что необходимость допобразования и аттестации не скажется на возможности раввинов России исполнять свои обязанности. "Образование в ешивах (иудейских духовных учебных заведениях - прим. ТАСС) как в России, так и в других странах устроено одинаково. Всех учат одному и тому же: наш еврейский Закон кодифицирован более двух тысяч лет назад, и с тех пор не изменялся", - сказал он. По его словам, сейчас в России есть от 20 до 25 раввинов, которые получили образование за границей, но в новые общины направляются только те, кто закончил российские ешивы. "Они периодически проходят тестирование перед комиссией более опытных раввинов. Во главе этой комиссии стою я как главный раввин России, - добавил он. - Мы регулярно тестируем раввинов, которых посылаем в общины, в главном раввинате в Москве". Главный раввин Москвы, президент Совета раввинов Европы (СРЕ) Пинхас Гольдшмидт сказал ТАСС, что только в Москве работают десятки приехавших еще в советское время раввинов и религиозных лидеров, многие из которых занимают ведущие позиции в общинах. "Чиновники не могут вести подобную деятельность - это попросту невозможно, это также противоречит принципу отделения церкви от государства. Значит, аттестация может проводиться только внутри самой религиозной общины", - добавил он. Гольдшмидт выразил надежду, что к обсуждению этого вопроса пригласят религиозных лидеров. "Российские власти для того, чтобы защититься от экстремизма, могут сертифицировать зарубежные учебные заведения, где учились проживающие в стране религиозные лидеры, например, проверяя, были ли замечены выпускники этих университетов в какой-либо террористической деятельности", - считает он. Президент Российского еврейского конгресса (РЕК) Юрий Каннер считает, что официально зарегистрированная община может самостоятельно подобрать раввина. "С точки зрения иудаизма это достаточно избыточный закон, потому что уже сегодня есть несколько ешив в России, люди проходят подготовку здесь, сегодня по всему миру работает много раввинов, которые учились в России. В иудаизме не настолько важно учебное заведение, которое ты закончил, насколько важно имя раввина, который тебя благословил быть раввином. Если, например, раввин Лазар уполномочил, благословил кого-то быть раввином - неважно, где учился этот человек, я думаю, что этого достаточно, и не надо его проверять второй раз", - сказал Каннер в разговоре с ТАСС.