Ветра и люди: что происходит с главным крымским портом
ФЕОДОСИЯ, 22 сен - РИА Новости Крым, Галина Оленева. Самый глубоководный порт Крыма – Феодосийский торговый. Принимает ли он иностранные суда, что и куда отправляют из гавани, которая "окружена" санкциями, сохранит ли порт свое грузовое назначение или превратиться в яхт-клуб? Порту – 125 лет. Чего он только не пережил за это время: стахановцев, оккупацию, ракеты для Кубы, бензин-керосин. Что порт помнит, чем живет сегодня и что думает про завтра, выяснял корреспондент РИА Новости Крым, а заодно узнавал, при чем здесь Карибский кризис и болгарские консервы. Порт города Феодосия в начале 20 века. 15 миллионов на своих плечах …В Феодосии Советы утвердились только осенью 1920. Повоевав за Красную армию, после окончания Гражданской войны, портовики вернулись к мирной жизни. Началось восстановление предприятия. А в 1921-м в Советской России разразился жестокий голод. Для помощи голодающим правительство закупило за рубежом около миллиона тонн продуктов мукомольного производства на 92 млн. золотых рублей из золотого запаса Российской империи. Все это поступало в страну через Феодосийский порт. Голодные грузчики на своих плечах перенесли 15 миллионов пудов продовольствия. Это был подвиг, о котором узнала страна. Феодосийский порт был награжден Орденом Трудового Красного Знамени РСФСР. "Калинин лично вручал эту награду. Но тогда она еще называлась Орден героя труда, потом уже была переименована. А вообще порт имеет еще и звание Коллектива коммунистического отношения к труду. Это уже в 80-е годы было присвоено. Вообще, мы всегда были горды тем, что мы портовики", - рассказывает корреспонденту РИА Новости Крым Юрий Большаков, самый заслуженный руководитель порта, который возглавлял предприятие 23 года и сегодня является Почетным гражданином Феодосии. "В 30-х в моду вошло стахановское движение. Портовики с азартом включились в гонку. Объемы нарастали. Вскоре наш порт приобрел славу хлебного порта юга страны", - рассказывают в музее истории предприятия. "Калинин" с Айвазовским и затопленные суда А потом пришли фашисты. Порт перешел на военное положение и стал центром эвакуации оборудования фабрик, заводов, культурных ценностей и гражданского населения. Именно отсюда в последний сентябрьский день 41-го теплоходом "Калинин" была эвакуирована коллекция полотен Айвазовского. Потом – первая оккупация, короткая передышка, дальше вторая, во время которой фашисты устроили на территории порта концлагерь для военнопленных. "Когда я пришел на предприятие, порт залечивал раны войны. Это был уже 1964 год, но у каждого причала еще лежали затопленные грузовые суда. Понимаете, на территории порта высаживался десант, на склонах гор стояли немецкие батареи. Они стреляли по десантникам, и все было разбито. В 60-х портом руководил Павел Яковлевич Винник, он продолжал восстановление, начатое в 1944 году горожанами и специалистами порта", - вспоминает Большаков. В это время оборудовали грузовые склады, административные помещения, но главное - восстановили внутреннюю гавань порта с учетом требований времени - тоннаж судов стремительно увеличивался. Предприимчивые воры сдали на металлолом кусок пирса порта Феодосии>> "Невольно я считал эти годы самыми счастливыми в моей жизни. В порту работали фронтовики. Я удивлялся, почему они работают с такой радостью. А они отвечали, что после войны любая мирная работа в радость", - вспоминает Юрий Павлович и улыбается. Починка судна после окончания Великой Отечественной войны От консервов до ракет 1960-е годы – неспокойная международная обстановка. Карибский кризис. "Феодосия участвовала в перевалке грузов на Кубу. Это были грузы интересные, опасные и очень ответственные. Два порта возили – Николаев и Феодосия. Потом мы участвовали в перевалке грузов в арабо-израильскую войну. Шли всевозможные генеральные грузы: от патронов и снарядов до пушек и танков. А в Карибский кризис и ракеты", - вспоминает ветеран порта. Параллельно порт вел работу на прием и отправку мирных грузов. С 60-х по 80-е годы основные грузы - сахар, мука, лес. На южный берег Крыма из Феодосии шли стройматериалы. В северной части залива порт имел (и имеет сейчас) два причала, принимающих нефтеналивные суда. "Очень большие перевозки были из Болгарии: консервы, продовольствие. Перегружали угли, руду, импортные грузы, навалочные и генеральные. С 1880-х и до последнего времени где-то до миллиона тонн и до 10 миллионов тонн светлых нефтепродуктов - бензин, керосин, дизель", - делится потомственный портовик, председатель ветеранской организации порта Виктор Теплицкий, который в 1959 году пришел на предприятие помощником крановщика, а в 2009-м вышел на пенсию начальником пожарной службы. Перевалка грузов в Феодосийском торговом порту во времена СССР. Квартиры и зарплата На протяжении всей советской истории порт был полностью загружен, регулярно модернизировал инфраструктуру, обновлял оборудование, силами собственной строительной бригады возводил жилье для портовиков, построил собственные детсад, поликлинику, гостиницу, базу отдыха в Коктебеле. Одним из главных бюджетообразующих предприятий порт оставался и в украинский период. Работать здесь было престижно. Эксперт оценил шансы Украины получить компенсации за крымские порты>> "К 2000 году порт полностью ликвидировал очередь на жилье. Более 500 семей получили квартиры. А вообще в порту работало около 1,2 тыс. человек, и зарплата была одна из самых высоких из всех портов Черноморского пароходства", - рассказывают портовики. В середине нулевых снова стала очевидной необходимость увеличивать глубины. "Тоннаж рос быстро, и мы вынуждены были догружать суда на рейде. Так продолжаться не могло. Мы заказали проект по модернизации наружной части широкого мола. Глубины там были 5,8 метров. Мы заказали 11,5 метров. На головной части – это вторая очередь сухогрузных причалов –заказали глубины 12,5. В 2006 году закончили и ввели в эксплуатацию первую очередь. Параллельно удалось построить всю подводную часть второй за счет средств Минтранса Украины. Работ оставалось на 2-3 месяца", - говорит Большаков. В это время Крым становится частью РФ. Санкции и Сирия, нефть и зерно Сегодня в порту надеются завершить эти работы при помощи федерального финансирования. "На данный момент ГУП РК "Крымские морские порты" является заказчиком по мероприятиям федеральной целевой программы развития Крыма и Севастополя. По объекту "Строительство и реконструкция объектов портовой инфраструктуры морского порта Феодосии" предусмотрено финансирование реконструкции глубоководного причала № 2. Это даст возможность интенсификации деятельности порта по обслуживанию судов крупного тоннажа", - сообщают на предприятии. В состав ГУП "Крымские морские порты" Феодосийский порт вошел в 2014 году. И тут же – санкции, обвал перевозок… Сегодня численность сотрудников сократилась до 400 человек. "Несмотря на это, в порту осуществляется перевалка грузов в экспортно-импортном направлении. Так, для крымских производителей морским сообщением из Турции через Феодосийский торговый порт поступают грузы руды. В Сирию, Египет и Ливан экспортируются зерновые -пшеница, ячмень", - сообщили РИА Новости Крым в ГУП "КМП". Крым готовит открытие грузопотока с Сирией>> В июле года в феодосийскую акваторию вошло первое нефтеналивное судно. На сегодняшний день в порт поступило семь танкеров. Одной из главных перспектив сегодня называют развитие товарооборота с Сирией: "Мощности Феодосийского торгового порта на данный момент способны обеспечить перевалку зерновых грузов, нефтепродуктов и продукции крымских производителей в направлении Сирийской Арабской Республики, а также осуществлять перегрузку импорта сельскохозяйственной продукции по прямому варианту (судно - ж/д вагон, судно - автотранспорт), обработку грузов в контейнерах, тарно-штучных и грузов на паллетах". Феодосийским торговый порт. Капитаны кричали "Караул!" и уходили на рейд В последнее время появилась информация о планах по созданию в Феодосии яхтенной марины. "Разрабатывается соответствующее технико-экономическое обоснование. При этом учитывается, что гидротехнические сооружения и объекты портовой инфраструктуры Феодосийского торгового порта могут быть использованы для создания яхтенной марины и базы-стоянки маломерного и пассажирского флота", - комментируют на предприятии. Также здесь говорят о перспективах организации пассажирских морских перевозок по маршрутам прибрежного плавания от Феодосии до Судака. Для этого нужно реконструировать два имеющихся в порту пассажирских теплохода. Это тоже может стать предметом инвестиционного сотрудничества. Феодосийская нефтебаза в Крыму продана фирме из Москвы за 651 млн руб>> Старые портовики с удовольствием вспоминают, как в советский период пассажирские теплоходы курсировали по прибрежным маршрутам, и считают возрождение этого направления очень актуальным. А вот создание яхт-клуба тут называют утопией: "У нас причалы открыты всем ветрам и волнам. Сразу после возвращения Крыма в состав России ходили суда на подводных крыльях из Сочи в Феодосию и Ялту. Так вот, небольшое волнение – и суда оттягивает от причала и бьет о причал. Капитаны кричали "Караул!" и уходили на рейд. Поэтому яхт-клуб у наших причалов невозможен. И потом, порт у нас глубоководный – его нужно использовать по назначению. Зачем 450 метров грузовых причалов отдавать под такую маленькую потребность?", - задается вопросом Большаков. Тайный инвестор и для чего Вопрос размещения яхтенной марины пока только изучается, и окончательных решений нет. А вот в отношении целевого использования портовых мощностей, похоже, появились перспективы. В начале сентября первый замминистра экономики Крыма Анушаван Агаджанян заявил о намерениях некоего крупного инвестора вложить в развитие порта более 400 млн. рублей. Он наотрез отказался сообщать название компании, но заявил, что инвесторы "имеют большой опыт реализации подобных объектов на материковой части России". "Инвестиционный проект находится на стадии рассмотрения соответствующими исполнительными органами власти. Феодосийский порт уже на сегодняшний момент осуществляет поставку горюче-смазочных материалов и зерновых. Дальше будет расширяться товарная группа, которую можно перегружать – инвестор все это планирует делать", — уточнил глава республиканского Минэкономразвития Дмитрий Шеряко. Частные инвесторы обычно умеют считать деньги, однако возникает логичный вопрос: зачем вливать 400 млн в Феодосию, если в 120 км недавно построен громадный современный морпорт "Тамань", способный обеспечивать перевалку 70 млн. тонн грузов? Независимые специалисты предполагают, что Феодосийский порт может иметь "двойное назначение". Например, отсюда особенно удобно осуществлять стратегический контроль черноморского побережья Кавказа и северо-востока Турции. В общем, между грузами, пассажирами и безопасностью. А что сработает – время покажет. Многое пережил Феодосийский порт. Возможно, как у человека, у него просто начинается новый этап жизни. Феодосийский морской торговый порт