Эксперт: алгоритмы интернет-платформ вынуждают СМИ корректировать редакционную политику
МОСКВА, 21 сентября. /ТАСС/. Алгоритмы крупных платформ и рекомендательных лент контента вынуждают российские СМИ корректировать свою редакционную политику и фактически приводят к появлению феномена "выхолощенной журналистики", в которой все могут писать обо всем без серьезного погружения в проблематику вопроса. Такое мнение высказал в понедельник на форуме РИФ In the City редакционный директор портала "Рамблер" Виктор Саксон. "Ребята, которые создают платформы и управляют ими, ставят алгоритмы, цель которых донести до максимального количества людей максимум наиболее релевантной информации... Поскольку этот рынок до сих пор конкурентный, то платформы определяют правила, а правила определяются алгоритмами", - рассказал он. Саксон пояснил, что с точки зрения платформы, создатель контента дает своей аудитории наиболее релевантную информацию, а с точки зрения издателя, это означает фактически крах той модели журналистики, производства контента, которая существовала до сих пор. "Возникает такая выхолощенная журналистика, когда все пишут обо всем, но никто не пишет глубоко, никто не пишет о действительно важных вещах. Алгоритмы имеют тенденцию определять редакционную политику, даже не определять, а навязывать", - сказал он. По мнению эксперта, современные СМИ также перестают отвечать запросам аудитории на качественные социально значимые темы, такие как домашнее насилие, социальная несправедливость и т. д. "Есть спрос аудитории на это, на то, что происходит в их стране, в их доме, в их городе. Но вы не можете об этом рассказать, потому что платформы этого не дают. Алгоритмически очень трудно определить, где кончается "пляска на трупах", где эксплуатируют некоторые медиа трагические подробности, и где начинается социально важная информация о том, что насилие в семье недопустимо. С точки зрения алгоритмического языка, это достаточно сложно, поэтому проще игнорировать", - пояснил Саксон. Фактчекинг Другой тенденцией платформ рекомендательного контента в настоящее время стала ориентация на принципы так называемого фактчекинга - проверки фактов, отмечает заместитель главного редактора ТАСС Дарья Пенчилова. В частности, по ее словам, программу верификации контента запустил "Яндекс" на своей платформе "Дзен". В ней принимают участие агентство ТАСС и ряд других СМИ. Пенчилова рассказала, что фактчекинг - базовый принцип работы ТАСС. Процессом проверки достоверности информации занимаются корреспонденты, выпускающие редакторы, редакторы цифрового блока и специалисты соцсетей. Любой участник процесса сам может подвергнуть информацию сомнению и перепроверить ее. "Внутри у нас так устроен процесс: есть корреспондент, который написал новость, есть выпускающий, который выпустил ее на b2b ленту, есть редактор сайта и есть люди, которые занимаются дистрибуцией контента на других платформах - мобильных приложениях, социальных сетях и так далее. Мы проверяем теперь информацию и подвергаем ее сомнениям не только на первом и втором этапах, а везде. Условно, даже человек, который работает над телеграм-каналом, должен подумать, все ли соответствует основным принципам проверки информации, которые у нас есть", - рассказала Пенчилова.