Тайна пропавших росписей Бишофа в Черняховске
Сегодня нам предстоит познакомиться с одним из интереснейших объектов культуры муниципального значения Черняховска, которое «упорно» хранит свою тайну. На улице Театральная находится здание бывшего "Общественного дома", а затем и «Городского Зала» (Stadthalle) Инстербурга (Черняховск). Сейчас в этом историческом сооружении размещается структурное подразделение Центра культуры и досуга – МБУ «Городской театр». В гармонии с застройкой Нойер Маркт Здание "Общественного дома"(Gesellschaftshaus), построенное на Новой рыночной площади (Нойер Маркт) в 1888 году по проекту архитектора Х.М. Фойгта, несколько раз перестраивалось и дошло до нас почти в том виде, как оно выглядело до войны. Инициатором строительства "Общественного дома" выступало одноименное объединение, целью которого было создание в городе нового здания обновленной Стрелковой гильдии, взамен утраченного в результате сильного пожара. Стрелки Инстербурга использовали здание не только для проведения своих мероприятий, но и предоставляли внутреннее пространство актерам местного театра. Как - никак, здание Театра тоже сгорело. Красивое городское имущество В 1903 году «Общественный дом» перешел в городскую собственность, как и парк с извилистыми дорожками «Долины стрелков» (Шютценталь), находящийся недалеко от здания. Правда, «Долина стрелков» стала городской территорией раньше, в 1874 году. В архитектурном облике «Общественного дома» ярко выражены характерные черты запоздалого классицизма с элементами необарокко. Предвоенные росписи профессора Особой «изюминкой» культурного заведения, уже ставшего Городским Залом, были росписи фойе казеиновой темперой, мастерски выполненные профессором живописи Академии художеств Кёнигсберга (Калининград) Эдуардом Бишофом (Eduard Bischoff). Художник был сторонником классической живописи, и ему была чужда героика национал-социалистического искусства, к которой часто прибегали художники того периода истории Германии. Заказ на выполнение сложных оформительских работ с использованием древних технологий. Бишоф получил от городского Магистрата в 1936 году. В работе профессору помогали его ученики А. Штоль, В. Захевски и Х. Розенбергер. В 1939 году, когда в Инстербурге состоялся юбилейный конный турнир, отметивший 100-летнюю дату проведения первых конных скачек на лугах Альтхофа Инстербурга, произведения искусства были готовы. Торжественное «открытие» росписей было приурочено к этому мероприятию. Над сюжетами росписей проходила лента, опоясывавшая верхнюю часть стен помещения с написанным кратким описанием, выполненным готическим шрифтом. Под двухметровые высоты сюжетами находились деревянные панели, которыми были обшиты стены зала. Маркграф в доспехах и хронист К сожалению, до наших дней не дошли названия и описания большинства композиций Бишофа. К примеру, одна из сцен, находящаяся над центральным входом в зал, представляла собой упрощенное изображение замка Инстербург, со стоящими рядом с ним фигурами двух людей. Одним персонажем сюжета был маркграф Георг Фридрих фон Ансбах (Georg Friedrich I. von Brandenburg-Ansbach), даровавший городское право Инстербургу в 1583 году. Последний из франконской линии Гогенцоллернов, одетый в рыцарские доспехи, в одной держал меч, в другой находился щит с изображением черного медведя и золотыми литерами «GF». Другой фигурой сюжета был хронист в одежде XVI века, фиксирующий все значимые события Инстербурга. Таинственное исчезновение росписей Несмотря на то, что уникальное строение «Городского Зала» уцелело во время Второй Мировой войны, масштабные исторические росписи бесследно исчезли со стен. Все попытки обнаружить работы известного художника оказались безрезультатными. Не осталось даже малейших частиц темперы, нанесенной на стены объекта культурного наследия. Известно то, что с ноября 1945 года и по 2013 год в здании бывшего «Городского Зала» размещался Дом офицеров. На сцене гарнизонного учреждения культуры выступали популярные СССР артисты - Игорь Ильинский, Любовь Орлова и Клавдия Шульженко. Позже, там звучали песни Иосифа Кобзона, ансамбля "Песняры", групп "А-Студио" и "Зоопарк". Историческое здание бывшего «Общественного дома» до сих пор играет важную роль в культурной жизни города. Фойе театра украшают старинный стеклянный потолок, оригинальные двери, паркет и деревянная обивка стен. Тайна исчезновения сюжетов Бишофа пока так и не разгадана.