В доме Андрея Белого в Кучино гостила писательница Ольга Форш
Ольга Дмитриевна Форш (урождённая Комарова; 1873 — 1961) — русская советская писательница, известна в основном как автор исторических романов, рисующих революционное движение в России на примерах выдающихся личностей. Её произведениями зачитывались несколько поколений советских людей. Издания её сочинений выходили огромными тиражами, в том числе в четырёх (в 1956) и восьми (1962-1964) томах. Именем Ольги Форш названы улицы в Санкт-Петербурге, Волгограде и в Измаиле. Ольга родилась 16 (28) мая 1873 год в Гунибе (ныне Дагестан). Её отец, генерал-лейтенант Дмитрий Виссарионович Комаров (1831-1881), участник Русско-турецкой войны 1877—1878 годов, был начальником военного округа. Село Гуниб возникло в 1862 году в связи со строительством русского военного укрепления. Укрепление получило название по бывшему аулу Гуниб (с аварского Гуни-меэр — куча камней), который располагался на вершине плато. Природная гунибская крепость являлась последним оплотом имама Шамиля, была взята русскими войсками 25 августа 1859 года. Мать Ольги, азербайджанка Нина Георгиевна Шахидинова, приходилась двоюродной сестрой известному богослову и религиозному философу Павлу Флоренскому. Мать умерла рано, и отец женился вторично. После его смерти в 1881 году мачеха отдала будущую писательницу в Ольгинскую гимназию Ставрополя и Московский Николаевский сиротский институт. Вначале Ольгу привлекала карьера художника, и она училась в художественных мастерских Киева, Одессы и Санкт-Петербурга, в том числе у П. П. Чистякова — академика, профессора, действительного члена Императорской Академии художеств. В 1895 году Ольга Комарова становится женой Бориса Эдуардовича Форша, сына генерал-лейтенанта, геодезиста, картографа и астронома Эдуарда Иоганновича (Ивановича) Форша, происходившего из остзейских немцев. Борис Эдуардович служил офицером в армейском саперном батальоне, проходя службу по большей части в пограничных военных округах. Вышел в отставку в 1904 году. Был незаурядным поэтом-переводчиком с немецкого языка. В чине подполковника провёл всю Первую мировую войну на фронте. После Октябрьской революции был одним из первых организаторов военно-инженерной службы в Красной Армии. Умер в Киеве в начале 1920 года от сыпного тифа. Ольга Форш стала печатать свои произведения в 1907 году. Первый удачный рассказ «Был генерал» (1908) напечатан в журнале «Русская мысль». В ранних произведениях: «Рыцарь из Нюрнберга» (1908), незавершённый роман «Богдан Суховской» («Дети земли», 1910) — определился интеллектуализм прозы Форш, характерные черты её героя: неудовлетворённость действительностью и духовные поиски. Истории революционной мысли и движения в России посвящены романы Форш: «Одеты камнем» (1924—1925) о судьбе революционера М. С. Бейдемана; «Горячий цех» (1926) о революции 1905-07; «Радищев» (ч. 1 — «Якобинский заквас», 1932; ч. 2 — «Казанская помещица», 1935; ч. 3 — «Пагубная книга», 1939), «Первенцы свободы» (1950-53) о декабристах. Судьба творческой личности в условиях деспотического режима изображена в романах «Современники» (1926) о Н.В. Гоголе и А.А. Иванове и «Михайловский замок» (1946) о трёх поколениях русских зодчих (В.И. Баженов, А.Н. Воронихин, К.И. Росси). «Одеты камнем» – одна из лучших русских книг ХХ столетия. Это сочинение о судьбе узника Петропавловской крепости Михаила Бейдемана странно даже числить по разряду исторической прозы – с таким отчаянием и ненавистью передан в нем абсурд одетого камнем государства, где человека росчерком пера запирают на двадцать лет без суда, без надежды на перемену участи в адский мешок Алексеевского равелина… Особняком в творчестве Ольги Форш стоит роман «Сумасшедший корабль». Он был написан ею в 1930 году, тогда же напечатан в журнале и долго не переиздавался. В основе романа — жизнь петроградского Дома искусств (Диска), созданного в 1919 году по инициативе Чуковского и при ближайшем участии Горького, где жили и работали писатели и художники — Александр Блок (Гаэтан), Андрей Белый (Инопланетный Гастролер), Евгений Замятин (Сохатый). Имена легко разгадываются, истории жизни почти подлинны, но главное — Форш удалось описать судьбу Художника во время Революции. Диск располагался в огромном – на весь квартал – доме Елисеева меж Мойкой и Большой Морской (Невский, 15 – он же Мойка, 59). Он стал легендой, клубом, лекторием, школой, интеллектуальным центром бывшей столицы. «Сумасшедший Корабль», — отмечает писатель Дмитрий Быков, — напоминает, как может и должен вести себя человек, у которого нет ничего – вообще ничего, – кроме его гения, конечно, и безумия, которым этот гений питается. «Сумасшедший Корабль» – вечное напоминание о том, чем могла бы быть русская революция, если бы Россия была населена художниками – умными, гордыми, не боящимися никакой работы, от выращивания картошки до раскалывания подрамников на дрова»… Дом Андрея Белого в Кучино для хозяина, как и его многочисленных гостей, включая Ольгу Форш, в чем-то напоминал писательскую коммуну их общей недавней молодости. Кучино для Белого стало Ясной Поляной. «Я уехал в Кучино прочистить свою душу», — говорил Белый. Кучинский период в жизни поэта является одним из самых значимых, самым плодотворным в его творчестве. Белый оставил Кучино в 1931 году. Годом раньше, повторимся, был издан «Сумасшедший корабль» Ольги Форш. Последующая жизнь писательницы была, по большому счету, безмятежна. Ольга Форш пользовалась неизменным и заслуженным почтением со стороны коллег; её произведения часто переиздавались многомиллионными тиражами. Книги переводились на языки народов СССР и иностранные языки. После перестройки её имя было забыто не только в литературных, но и в читательских кругах. С июня 1935 года Ольга Форш проживала в доме Придворного конюшенного ведомства («писательская надстройка») на набережной канала Грибоедова, 9. Умерла 17 июля 1961 года в Тярлево под Павловском, «одета камнем» на Казанском кладбище.