Какие народы России снимали скальпы со своих врагов
О том, что обычай скальпирования своих врагов был популярен в Северной Америке, многие знают из художественной литературы, но мало кто знает, что обычай этот пришел в Америку из Старого света, где был необычайно распространен не только среди языческих племен. Известны случаи скальпирования в древности на территории Дании: там в Рандерском болоте были найдены останки скальпированного человека эпохи неолита. Обычай этот был распространен вплоть до раннего средневековья: например, по законам датского короля Кнуда пойманного во второй раз вора лишали скальпа. Но неужели подобные обычаи были распространены и на территории нашей страны? Оказывается, были! Люди бронзового века На территории России известны три захоронения эпохи бронзового века, останки в которых принадлежали скальпированным людям. Это Калиновский могильник в Ставрополье и два захоронения в Пепкинском кургане в Республике Марий Эл, которые датируются примерно XX веком до нашей эры. Древние скифы Историк древней Греции Геродот из Геликарнаса, живший в V веке до нашей эры, в своих трудах указывал, что обычай скальпировать врагов существовал у скифских воинов, которые коллекционировали скальпы противников и хвалились ими друг перед другом. Чтобы доказать свою доблесть, скифы приносили своим вождям головы убитых врагов, и после того как все убеждались в их отваге, снимали с головы скальп, надрезая кожу по кругу и одним движением вытряхивая из неё череп. Затем, как пишет Геродот, они «вычищали кожу ребром быка», разминали руками и привязывали к седлу, часто используя «как полотенце». И чем больше было у седла скифского воина скальпов – тем опытнее и отважнее он считался. Доходило до того, что самые кровожадные шили из скальпов плащи. Напомним, что скифы примерно с VII и по IV века до нашей эры занимали обширные степи юга России, начиная от Северного Причерноморья и заканчивая степными долинами Горного Алтая, где во Втором Пазырыкском кургане археологами был найден скальпированный мужчина. Еще три черепа со следами скальпирования были обнаружены в могильнике каменской культуры в Новосибирской области у поселения Быстровка. Экспертиза показала, что волосы с кожей снимали уже с отрезанных голов. Подобный обычай был выявлен у племен Пазырыкской культуры в долине реки Обь, где следы особых повреждений были найдены на восьми черепах. Любопытно, что только шесть черепов могли принадлежать воинам в возрасте от 20 до 40 лет, а еще двое оказались десятилетним ребенком и старухой. Здесь же, в Южной Сибири, в могильниках Таштыкской культуры были найдены скальпы, которые имитировали волосы у погребальных кукол и датировались I тысячелетием нашей эры. Есть версия, что подобное скифы проделывали не только для демонстрации воинской доблести, но и для того, чтобы обезопасить себя от мертвого врага. Они верили, что душа оскальпированного противника уже никогда не возродится. В представлениях скифов, волосы были обиталищем человеческой души и вырывание их тела врага с корнем означало, что враг навсегда останется мертвым. Известно, что у скифов были украшения для коней, которые мастера делали в виде имитаций человеческих скальпов. Аланы Обычай скальпировать мертвого врага был распространен между Азовом и Каспием. Одни археологи связывают этот обычай с сарматами, а другие указывают на алан. То, что у алан скальпирование было в традиции, подтверждает знаменитый нартский эпос, в котором герой нарт Созрыко, победив врагов, вырывает им скальпы, а позже ему шьют из них шубу, причем в эпосе указывается, что скальпы (волосы и усы) были не только вражеские, но и соплеменников. Находки археологов подтверждают, что такой обычай был в ходу – в Ростовской области в могильнике «Новый» были найдены останки людей со следами скальпирования. Причем, останки принадлежали трем мужчинам в возрасте от 20 до 35 лет и одной семнадцатилетней девушке. Об обычаях аланов снимать у врагов скальп писал и римский историк IV века Аммиан Марцеллина, который указывал, что аланы «в виде славных трофеев навешивают вместо украшения на своих боевых коней кожи, содранные с отрезанных голов». Обские угры Обычай скальпировать врагов существовал у обских угров: народов ханты и манси, – об этом пишет историк Александра Лушина в работе «Обычай скальпирования в Старом Свете…». Она указывает на записки венгерского монаха Йоганки, который в начале XIV века встретил «некоего посла из страны Сибири», который поведал, что в Сибири живет народ, который «стаскивает с головы мёртвого кожу с волосами и почитает её как бога». Обычай угров скальпировать людей подтверждается археологами, которые в могильнике Сайгатский VI недалеко от от Сургута нашли фрагменты человеческого черепа с явными следами скальпирования – нанесенными по кругу повреждениями, которые не имели следов заживления и были нанесены в момент смерти или сразу после нее. Захоронение датируется X–XII веками. Советский археолог Валерий Николаевич Чернецов в своих публикациях указывал на угорский фольклор, в котором подобный обычай описывался довольно часто, например, в одной из местных сказок подростки укоряли юношу, что он не сумел отомстить за смерть родителя, чей скальп теперь висит на дереве: «на Обском острове на вершине лиственницы». Этноисторик Елена Валерьевна Перевалова приводила легенду о войне войкарских хантов с чужаками, в которой герой легенды хант Гагара снимает с вождя чужаков скальп и вешает его на дереве в той местности, где враги убили его сыновей – «в Отляре». Ханты верили, что если с врага снять скальп, его душа окончательно погибнет, а обычай вешать скальпы на дерево был продиктован «подношением» богам. Распространен этот обычай был и у самоедов. По слухам, отдельные случаи скальпирования встречались вплоть до XX века. Обычай этот был распространен и в Средней Азии. Во всяком случае, есть свидетельство, что во время Адаевского восстания на полуострове Мангышлак (современный Казахстан) местные «киргизы», напавшие на русских поселенцев, сняли скальп с казачьего подполковника Рукина и отослали его вместе с лошадью полковника хивинскому хану; было это в 1870 году.