Призраки Пятигорска. Часть 1. "Старорежимные"
Оказавшись в Пятигорске, автор этих строк почувствовала непреодолимое желание последовать примеру Григория Шалвовича. В этом прекрасном курортном городе особенно много памятных мест, связанных не с отдыхом, не со славой, не с любовью – со смертью. Порой кажется, что город наряду с живыми людьми "населен" призраками, которые активно напоминают о себе. Самый известный "призрак" Пятигорска – Михаил Юрьевич Лермонтов , великий русский поэт, погибший в этом городе на пороге своего двадцатисемилетия. Уж не с Лермонтова ли начал формироваться печально славный "Клуб 27" – круг имен людей искусства, оставивших земной мир в возрасте плюс-минус 27 лет?.. Считается, что в "Клуб 27" входят в основном музыканты – Курт Кобейн, Дженис Джоплин, Эми Уайнхаус и другие. Но вот, к примеру, Александра Башлачева мы к кому припишем – к музыкантам или к литераторам?.. Так почему бы не начинать скорбный список с Лермонтова? Тем более, что все прочие обстоятельства соответствуют: рано проявившийся талант, ранняя известность, ранняя же смерть при таинственных обстоятельствах… Первоначальное место погребения Михаила Лермонтова Как известно, Михаил Юрьевич был вторично сослан на Кавказ за дуэль с сыном французского посла Эрнестом Барантом весной 1840 года. Он был направлен в Тенгинский пехотный полк – на передовую Кавказской войны. Строгость приговора историки объясняют стечением нескольких факторов: осложнением дипломатических отношений из-за дуэли молодых людей; дерзкое поведение Лермонтова при расследовании дела, отказ от извинений перед французом; наконец, "любовью", которую питал Николай I к поэту после первого суда над ним – за стихотворение "На смерть поэта". По царскому указу суд был вынужден послать Лермонтова в одну из самых "горячих" тогдашних точек. Кстати, Пятигорск до 1830 года тоже был "горячей точкой" – официально назывался Горячие воды. Переименовали его по названию ближайшей к городу горы Бештау – на языке местного населения, "пять гор". Вместе с новым названием населенный пункт получил и статус города. А первичное название сохранилось в топониме Горячеводский. Это посёлок городского типа в муниципальном образовании город-курорт Пятигорск. Живейшей современной легендой является Горячеводский рынок – но это совсем другая история… Михаил Лермонтов на Кавказе. Вернёмся к Михаилу Юрьевичу. Следом за поэтом в действующую армию прибыло высочайшее распоряжение не отпускать этого офицера с передовой и задействовать его в опасных операциях. Лермонтов, конечно, использовал полученный при участии в сражениях материал для литературы – так появилась, в частности, маленькая поэма "Валерик". А также в последний год жизни он написал свой шедевр – роман "Герой нашего времени", почти автобиографический, если учитывать не только описания быта и досуга пятигорского общества, но и мистическое сходство дуэли Печорина с Грушницким и дуэли Лермонтова с Мартыновым. Большинство читающих современников решили, что в образе Печорина изобразил самого себя. И только прозорливый критик Белинский и сам Лермонтов (в предисловии ко второму изданию) утверждали иное. Место дуэли Лермонтова. Фото Е. Сафроновой. Несмотря на литературную "плодовитость" второго кавказского периода для Лермонтова, он не хотел ни задерживаться здесь, ни вообще служить в армии. Зимой 1840—1841 годов Михаил прибыл в отпуск в Петербург и хлопотал о выходе в отставку, мечтая посвятить себя писательству. Помешал… даже не царь. Любящая бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева мечтала о военной карьере для внука, которого звала Мишель, и презрительно относилась к литературе как ремеслу. Бабушка железной рукой правила в семье. Мишель не посмел ее ослушаться. Весной 1841 года он поехал обратно в полк. Сохранилась многочисленные свидетельства современников, с какой неохотой Лермонтов покидал столицу – потом она были расценена как предчувствие гибели. Пятигорский дом Дермонтова. Фото: myfoto-life.ru. В общем, Лермонтов выхлопотал себе направление на воды в Пятигорск лечения ради. Он снял флигель во дворе дома генерал-майора Петра Семеновича Верзилина, дальнего родственника семьи Лермонтовых. С 1912 года в этом флигеле находится мемориальный музей "Домик Лермонтова", а в доме Верзилиных – его литературный отдел, где собрана экспозиция "Лермонтов на Кавказе" с собственноручными рисунками и автографами поэта. На скромное беленое здание, куда привезли тело Мишеля после роковой дуэли, в 1884 году усилиями драматурга Александра Островского была установлена мраморная доска: "Дом, в котором жил поэт М.Ю.Лермонтов". А дом Верзилиных печально знаменит тем, что именно в его стенах поэт получил "перчатку" от Николая Мартынова вечером 13 июля 1841 года. Дом генерала Верзилина. Фото: tourprom.ru Пребывание Михаила Юрьевича Лермонтова на курорте последним летом его жизни хорошо изучено по многочисленным письмам и воспоминаниям других "курортников" из высшего света. По запискам судя, то была череда сплошных удовольствий: пикники у Провала и в иных красивых местах в окрестностях Пятигорска, поездки по ресторанам, танцы, прием гостей (в этом Мишель весьма преуспел). Правда, сохранились и отметки о том, что Лермонтов покупал билеты на источники Пятигорска и Железноводска. Прием ванн и питье целебной водички в них уже тогда были организованы по расписанию и под наблюдением врачей. Михаил должен был отчитываться начальству о том, что лечится, коль скоро не доехал до полка под этим предлогом. Но ни для кого не секрет, что источники становились средоточием великосветской жизни: вокруг них совершались увеселительные променады, завязывались романы, у них назначались встречи приятелей и свидания влюбленных… Так что лечение вряд ли мешало шикарному времяпрепровождению. Грот Лермонтова. Фото: pyatigorsk.online. Косвенно свидетельствуют о "красивой" жизни Лермонтова в Пятигорске "лермонтовские места", комплекс которых сегодня предлагают посетить каждому туристу, не считая знаменитого Провала. Это излюбленные места прогулок горожан близ Пятигорска с романтичными названиями "Эолова арфа" (беседка со встроенным "музыкальным устройством", приводимым в движение ветром), Грот Лермонтова (естественная облагороженная пещера, любимое место свиданий курортников, где в романе "Герой нашего времени" Печорин объясняется с Верой), Грот Дианы (искусственная пещера, где Мишель закатывал балы), Ресторация (Благородное собрание Пятигорска, гостиница для чистой публики с танцевальным залом, ныне – Институт курортологии). Также с именем Лермонтова связаны два лечебных объекта: ванны Академической галереи и Лермонтовской галереи. Последние ванны – старейшие в России, есть много архивных свидетельств, что поэт тут бывал и даже реально поправил здоровье. Но все-таки мест отдыха он посещал больше… Пятигорск. Здание бывшей ресторации. Фото: contragents.ru. Некоторые биографы склонны думать, что Мишель в Пятигорске продолжал подготовку к серьезной литературной деятельности. Они основываются на письмах Лермонтова к бабушке. В одном из них он просил выслать ему собрание сочинений Жуковского последнего издания и "полного Шекспира по-английски". Может быть, поэт и планировал новые труды. Даже по дороге на дуэль он делился с секундантом замыслом следующего романа – огромной эпопеи о покорении Кавказа. Но факт остается фактом: вечером 13 июля в гостиной Верзилина Лермонтов насмерть – в буквальном смысле слова – рассорился с Мартыновым. Поводом для дуэли стала произнесенная Лермонтовым в адрес его приятеля колкость – в присутствии дам и хорошенькой Эмилии Верзилиной (падчерицы генерала и троюродной племянницы поэта, в браке – Шан-Гирей), за которой оба волочились – о наряде Николая Соломоновича. Отставной майор носил кавказскую одежду с кинжалом на поясе. Лермонтов предложил дамам опасаться этого "горца с большим кинжалом". Вольные же были нравы на курорте, если очевидную сальность поняли не только два армейца, но и барышни!.. Мартынов не стерпел, тем более, это был уже далеко не первый выпад Мишеля в его адрес. В дальнейшем в показаниях по следственному делу он пожалуется: "С самого приезда своего в Пятигорск Лермонтов не пропускал ни одного случая, где бы мог он сказать мне что-нибудь неприятное". По описаниям Мартынова, поначалу насмешки не задевали его чести, но постепенно становились все развязнее – а он, мол, не раз просил Лермонтова по-дружески быть посдержаннее, тот, вроде бы, и обещал, но вскоре начинал все заново… Многие уже тогда были уверены, что Лермонтов "напросился". Поэта за глаза называли "ядовитой гадиной" благодаря его языку. Хотя устойчива и версия, что Мартынова подстрекали к дуэли недоброжелатели Лермонтова. Николай Мартынов "с большим кинжалом". Фото: uznayvse.ru "15 июля, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М. Ю. Лермонтов". Так сообщили в Петербург о гибели поэта. Официальное известие не могло содержать сведений о дуэли. И о том, что Лермонтов со словами "Стрелять в этого дурака я не буду" поднял руку и выстрелил в воздух. Мартынов же миндальничать не стал – и попал в обидчика. Пуля вошла в тело снизу вверх под углом 35 градусов – нетипичная картина "огнестрела". Поэтому гибель Лермонтова до сих пор считается таинственной. Есть даже мнение, что в поэта выстрелил некто третий, притаившийся в кустах, чтобы дуэль обязательно завершилась смертью поэта. При советской власти в этом обвиняли лично царя, подославшего наемных убийц. А позже заговорили о том, что дуэль Мишеля была запланированным самоубийством. Пожалуй, это ближе к истине. Но не отменяет факта, что Николай I был, мягко говоря, не огорчен новостью о гибели Лермонтова и прокомментировал ее в грубой солдатской манере: "Собаке — собачья смерть". Но потом, по настоянию окружения, выразился благообразнее: "Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит". Место первоначального погребения Лермонтова. Фото: blago-kavkaz.ru. Похоронили Лермонтова 17 июля (29 июля по новому стилю) 1841 года на старом пятигорском кладбище в фамильном склепе Верзилиных. Потом здесь же лег в землю и генерал, и все его близкие, и Эмилия Шан-Гирей. Гроб с телом несли на плечах представители всех полков, в которых поэту довелось служить. Проводить Мишеля в последний путь пришли толпы – и не только друзья и близкие, но и жители Пятигорска и отдыхающие. На пятигорском некрополе поэт пробыл 250 дней. Бабушка долго хлопотала перед императором о праве перевезти прах внучка в родовое имение Тарханы – и 27 марта 1842 года, с высочайшего позволения, тело было выкопано и перевезено в свинцовом и засмолённом гробу "домой". Путь траурного кортежа занял почти месяц, только в конце апреля Мишель упокоился рядом с матерью и дедом. Место первоначального погребения М.Ю.Лермонтова на старом кладбище превратилось в экскурсионный объект в 1903 году. Здесь установили обелиск с мемориальной доской на ограде и обозначили путь к кенотафу стрелками. Но при всем уважении к Лермонтову, его могила – не единственная достопримечательность Пятигорского некрополя, который и сам по себе служит местом притяжения туристов. Фамильный склеп Верзилиных и Шан-Гиреев. Фото: photoshare.ru. Пятигорский некрополь Это городское кладбище знаменито тем, что оно единственное на всем Северном Кавказе сохранилось в относительно нетронутом виде с начала XIX века. Я бы сказала, что не только на Северном Кавказе, но и мало где в России (за исключением столиц) существуют хорошо сохранившиеся старинные некрополи. На пятигорском некрополе похоронены люди, которым мы, без преувеличения, обязаны современным курортным делом на Кавказе и прекрасным архитектурным обликом Пятигорска. Удивительно, но советская застройка не испортила исторические кварталы города, что тоже бывает нечасто. Некрополь в Пятигорске основал в 1824 году генерал-губернатор края и главнокомандующий Кавказской армии Карл Федорович фон Сталь. Ну, как основал? Датой открытия кладбища считается 28 июля 1824 года — день похорон фон Сталя. Его могила была самой первой в Пятигорском некрополе. Незадолго до смерти высокий начальник решил создать городское кладбище на пологом склоне Машука, откуда красивый вид на город и Кавказский хребет. Есть легенда: Карл фон Сталь заявил, что первым на новом кладбище должен быть похоронен некий известный и выдающийся человек. Через несколько дней он внезапно скончался от инсульта и предоставил окружению возможность открыть кладбище погребением сановника. Пятигорский некрополь и Лазаревская церковь. Фото: gidavia.com. Кладбищенскую Лазаревскую церковь строили лучшие городские архитекторы — братья Бернардацци. Это они создали исторический облик Пятигорска, построили на его окраинах все декоративные гроты и Эолову арфу, спроектировали нарзанные ванны. К сожалению, первоначальная церковь, строившаяся почти 30 лет в середине XIX века, обрушилась от землетрясения вплоть до фундамента, так что её и восстанавливать не стали. Ныне существующий храм возведен в начале ХХ века уже другими мастерами на деньги прихожан. Старейшие погребения некрополя окружали храм братьев Бернардацци. Излишне говорить, что сами архитекторы лежат тут же. Виднейшие "обитатели" Пятигорского кладбища – это, прежде всего, Иустин Евдокимович Дядьковский, знаменитый врач-терапевт, ординарный профессор Московского университета и друг Михаила Лермонтова в последний год его жизни. Поэт и врач тесно общались в Пятигорске. Дядьковский скончался 22 июля 1841 года, через неделю после Мишеля, и был похоронен напротив его могилы. Кроме Лермонтова, Дядьковский знался с Н. В. Гоголем (и даже его лечил), П. Я. Чаадаевым, В. Г. Белинским, Н. В. Станкевичем, Д. В. Веневитиновым, П. С. Мочаловым, М. С. Щепкиным и другими лучшими представителями русской культуры 1830-х годов. Медицина обязана ему успешной борьбой с холерой и разработкой одной из первых оптимальных методик клинического обследования больного, а также открытием влияния внешней среды на организм человека и созданием классификации болезней на основе состояния нервной системы. Его идеи о ведущей роли нервной системы в жизни организма сформировали научные позиции И. М. Сеченова и С. П. Боткина. Кстати, друг литераторов Дядьковский придумал целительный метод библиотерапии – исцеление через чтение специально подобранных книг. Увы, что-то этот метод по сей день не ввели в практику… Могила Иустина Дядьковского. Фото: esskmv.ru. Что до врачей, они были важнейшими людьми в этом краю курортов. На Пятигорском некрополе покоятся такие представители самой гуманной профессии, как главный врач правления Кавказских Минеральных Вод В. А. Кобылин, доктор медицины, бальнеолог Е. А. Ларин, председатель русского бальнеологического общества П. А. Ржаксинский, военный врач А. Е. Ризенкампф, отец и сын Каллери – хирург и главврач первого местного санатория "Пролетарий" и многие другие медики и сестры милосердия. Педагоги, аристократы, инженеры, журналисты, поэты и писатели, директор цирка, фотографы, даже декабристы, сосланные на Кавказ – все они тоже здесь. Считается, что кладбище было полностью закрыто для захоронений в 1916 году. Но, идя "на поклон" к Мишелю, я своими глазами видела памятники с датами от начала 1950-х годов. Видимо, в семейные могилы ложились новые поколения пятигорцев, и только в середине 1950-х это прекратилось. Могилы в Некрополе Пятигорска размещались по национальному признаку. Кладбище было исключительно "демократично": в смерти все равны. Каждому вероисповеданию выделили "зону": лютеране, католики, греки, православные и приверженцы армянской церкви. И об одном "протестанте", который тоже нашел здесь последний приют, стоит сказать особо. Это человек, носящий почетное прозвище "дедушка русского альпинизма" – Рудольф Лейцингер (1844 – 1910). Рудольф Лейцингер. Фото: Risk.ru. Лейцингер – выходец из Швейцарии, основатель ученического туризма в России и Кавказского горного общества, едва ли не первой в нашей стране официальной организации путешественников. Рудольф Рудольфович прибыл в Россию молодым человеком, заработал солидный капитал на винокуренных заводах в Тамбовской и Воронежской губерниях и вложил средства… в благоустройство Пятигорска. За его счет был проложен бульвар на Теплосерной улице, построено новое здание городского театра на этом бульваре. С его подачи в городе появились трамвайные пути, был устроен парк современного вида из старинных Емануелевского сада и "Цветника", возникли Общество пособия бедным, Общество взаимного кредита и Лига трезвости. Но главной страстью Лейцингера был горный туризм – видно, сказались швейцарские гены. Он продумал создание организации, способствующей развитию туризма и альпинизма в крае, который считал туристически еще более благодатным, чем его родина – это и было Кавказское Горное общество. Лейцингер стал его председателем. Для реализации этой идеи сам Рудольф Рудольфович и его последователи сделали невероятно много. Одним из последних проектов мэтра было проведение пешеходной тропы на вершину Эльбруса и сооружение там метеорологических станций. Проект поддержала Академия наук России. А собственную пятигорскую усадьбу Лейцингер предоставил под безвозмездное проживание молодых людей со всей России, приезжавших на горные экскурсии. Ему принадлежит план "ученических экскурсий", которыми он хотел отвлечь молодежь от пьянства и прочих пороков и дать им привычку к активному отдыху. Кроме того, практичный ум предпринимателя видел огромные выгоды региона от притока туристов. Кавказское горное общество со штаб-квартирой в усадьбе Лейцингера начало действовать по его проектам в 1902 году, в 1905 году открылась первая ученическая турбаза. Рудольф Лейцингер скоропостижно скончался 4 февраля (по новому стилю) 1910 года на 66-м году жизни. Его похороны превратились в процессию, к которой примкнул весь город. Кавказское Горное Общество получило множество телеграмм, в том числе из-за границы, а также запоздалых благодарностей от "учеников", попавших с экскурсиями "от Лейцингера" на Эльбрус и Машук. В одной из прощальных телеграмм и содержалась фраза: "Мирно спи, дедушка русского альпинизма на Кавказе". Организация выпустила пышный некролог своему основателю. Она продолжила его дело. Но ненадолго. Не за горами был 1917-й год… Могила Рудольфа Лейцингера. Фото: rossaprimavera.ru Трудно поверить, но могила человека, столь много сделавшего для Пятигорска, в его некрополе… была утрачена. Возможно, это произошло из-за "перенаселения" кладбища, которое стало очевидным уже в XIX веке. Чтобы кладбище не "расползалось, его окружили каменным забором и устроили официальный вход с южных ворот. Места в Некрополе не хватало, и многие могилы расположены вторым и третьим слоем над старыми захоронениями. Не исключено, такая участь постигла и погребение Лейцингера. Сейчас указатель указывает местонахождение его могилы, а на пятигорском кладбище находится старинное надгробие, к которому ежегодно в годовщину смерти подвижника возлагают цветы. Но краеведческие форумы Пятигорска объясняют, что данное "место захоронения" Лейцингера определено приблизительно после долгих поисков и не факт, что соответствует истине. Это что – город мог утратить и усадьбу Лейцингера! В октябре 1987 года Пятигорский исполком народных депутатов принял решение о ее сносе. Потребовались большие усилия энтузиастов, чтобы дом Лейцингера сохранился. В наши дни в этом доме на Теплосерной улице располагается Центр детско-юношеского туризма и экскурсий, сотрудники которого считают себя правопреемниками КГО и самого основателя ученического альпинизма. Коллекции, собранные Рудольфом Рудольфовичем, легли в основу фондов Пятигорского краеведческого музея. А сам Центр детско-юношеского туризма и экскурсий занят созданием уникального музея истории туризма и альпинизма в России в историческом месте – в бывшем штабе КГО, где жил и творил "неугомонный старик", как называли Лейцингера современники-единомышленники. Современный вид Пятигорского кладбища. Что касается некрополя, увы – могила Лейцингера не единственная утерянная на его территории. Краеведы называют имена также доктора Конради и его дочери — жены Иосифа Бернардацци, командира Донского казачьего полка Радионова, инженера-архитектора Байкова И. И., поэта-Де-Лонга, еще нескольких видных врачей… Кладбище, несмотря на то, что приток туристов сюда не оскудевает, к сожалению, довольно запущено. Хотя все познается в сравнении: в большинстве отечественных городов дореволюционные некрополи либо снесены с лица земли в позднейшую эпоху, либо пребывают в куда худшем виде. Здесь память сохраняется, насколько возможно. Потому и не отпускает мысль, что в Пятигорске почитаем некий персонифицированный "культ смерти".