Пермский оперный поставил немузыкальный спектакль

Если бы вы заранее узнали, что один из главных героев спектакля в Пермском академическом театре оперы и балета - бомж, который будет общаться ( не петь, а исключительно разговаривать) с вами чуть заплетающимся языком (то ли последствия принятия утренней дозы аптечного боярышника, то ли результат не пролеченного до конца инсульта), то приобрели бы билет на это представление с красивым иностранным названием "Location"? На сайте пермского театра жанр назван тоже завлекательно - дрейф. Но часть театральной публики называет это «бродилкой». Остается ответить на вопрос: с какой целью дрейфуем-бродим? Совершенный 17 сентября 2020 года дрейф по пермским улицам и театральному скверу изумил, предполагаю, зрительниц элегантного возраста. Им пришлось взглянуть на неприглядные задворки, которые не значатся ни в одном из рекламных проспектов или путеводителей наших главных пиарщиков местного туризма Олега Ощепкова и Олега Андрияшкина. Вот одно из приключений этой бродилки. На закате дня мы прошли мимо мусорных бачков, мимо какой-то шиномонтажки поднялись вверх в гору и в темном закутке на заборе из профнастила вдруг увидели серебряный блеск небольшого портрета Сергея Есенина. Изображение поэта известное. В википедии есть. Но - технологии перенесения изображения на профнастил, которым огораживают стройплощадки... Это удивительно, и смотрится оптимистично. А тут еще в кустах была обнаружена черная сумка, и голос в наушниках предложил попробовать свои силы в изобразительном творчестве. А чтобы мы не чувствовали себя совсем уж впадающими в детство, все в тех же наушниках зазвучал голос парня, который занимается в Перми streetart-ом в рассветные часы. И в нашей женской зрительской аудитории нашлись те, кто взял баллончик с краской в руки. Но ничего, похожего на портрет поэта, не получилось. Только черный квадрат у одной. Почти как у Малевича. Мест, которые мы посетили за полтора часа, было немного. Но ни в одном из них я, коренной житель Перми, до этого не бывала. Интересно было посмотреть на эти улочки-закоулки, услышать голоса тех, кто в этих местах вместе с соседями поет застольные песни, кто регулярно посещает ближайший пивной бар и не представляет своей жизни без своего обжитого пространства... Как говорится, везде люди, везде жизнь, у каждого своя судьба. И «полюбите нас черненькми», как предлагал один из героев незабвенного Николая Васильевича Гоголя. Я быстро адаптировалась к тому, что мы не будем зацикливаться на исторических местах осваиваемой нами локации. Хотя на предложенной территории о них можно было то и дело «запинаться». Спасибо гиду в наушниках. Благодаря его указаниям, мы спокойно обошли памятники Борису Пастернаку и матросу Хохрякову в театральном сквере, без всяких эмоций миновали дом Дмитрия Смышляева (привет краевым Смышляевским краеведческим чтениям!), мужскую гимназию, в которой учился Михаил Осоргин, будущий журналист и писатель; потом дом, в котором проживала легенда театральной Перми Лидия Мосолова... Нас ждали совсем другие исторические персонажи: те, кто живет поблизости и приходит в театральный сквер просто посидеть на скамейках с родными, друзьями, возможно, выпить что-то веселящее. А почему бы и нет? Жизнь коротка, а тут так красиво среди цветущих яблонь и сирени... Сумерки совсем сгустились, когда мы наконец встали на улице Сибирской рядом с «Королевскими номарами», откуда большевики увезли на расстрел талантливого литератора великого князя Михаила Романова. Сиротливо висела в тени мемориальная доска, посвященная этим событиям. И я невольно вспомнила, как открывали эту доску в 1990-х годах, был цвет пермской интеллигенции, и говорились красивые слова о демократии и возвращении исторической памяти. Потом в публичной сфере города велись споры о том, что делать с этим зданием, которое является историческим наследием Перми: сохранить как музей (там под слоем штукатурки были обнаружены старинные росписи) или отдать под общежитие для артистов,о балета? Победило общежитие. Голос в наушниках не уставал мною руководить. Он призывал вглядеться в окна соседнего с «Королевским номерами» кафе под названием «Forrest». Я поглядела на вывеску и подумала: почему в названии две «RR», если по-английски это слово пишется с одним? Но я неправильно думала, не в том направлении! Гид в наушниках мне предлагал обратить внимание совсем на другое: на свет внутри кафе, на тех, кто стоял за стойкой, на посетителей кафе. И обязательно - на скамеечку у входа, которая в обозримом пространстве богатых зарубежных магазинов выглядела диковинным приютом для обездоленных путников. Вдруг из кафе вышла одна из спутниц нашей бродилки с подносом, на котором были бумажные стаканчики с горячим кофе, причем ровно по числу участников этого дрейфа. Возможно, подумала я, так запланировано. Чтобы окончательно нас всех сблизить, сдружить. Всех со всеми. И с теми, тех, кто бывает в театральном сквере, но в театр ходит редко. Пусть у них свой, типичный для их субкультуры набор лексических выражений, и им без разницы, что звучит: «бемоли» или «диезы». Может быть, некоторые из них даже не знают таких слов. Они сидят на скамейках театрального сквера, знают, что «там» показывают спектакли, и все это они ощущают, как добрые приметы своей локальности и даже, если хотите, своей идентичности. Не случайно именно устами бомжа декларируется мысль о том, что люди добрые, правда вот ему кто-то проломил голову, он попал в больницу и выжил, врачи добрые были. Надо всех любить. Короче, сплошной парафраз девиза Кота Леопольда "Ребята, давайте жить дружно..." От стаканчиков кофе никто не отказался. Никто и не задал вопроса по поводу их появления. Но вдруг одна из участниц нашего путешествия достала свой шоколад и стала с ним обходить собравшихся. Люди заулыбались, отламывали кусочки шоколада, благодарили. Я подумала, что постановщики могут быть довольны. Зрительская душа откликнулась на их призыв оглянуться вокруг и полюбить тех, кто рядом, кого видишь впервые, но общаешься с ними, как со старыми приятелями. Ведь не случайно же, в самом начале бродилки нам не раз предлагали взглянуть в глаза друг другу. Эффектной кодой этого абсолютно немузыкального в привычном понимании представления стало приглашение участников дрейфа пройти в фойе театра. Там их ждали два альбома. Увиденное поразило путешественников и очень обрадовало. Не буду далее рассказывать, что именно поразило и обрадовало, чтобы не лишать будущих участников бродилки положительных эмоций. Я тоже была приятно удивлена финальной выдумкой организаторов. Подумала, что хорошо, что не ушла, не досмотрев (а порой хотелось это сделать). Спасибо администратору, которая намекнула, что стоит еще потерпеть немного. Теперь о тех, кто все это придумал. Талантливая и известная в широких кругах пермской общественности Ксения Гашева отредактировала тексты речей персонажей спектакля так, что документальное и художественное стало единым целым. Ее коллегами в этой работе стали: Андрей Платонов (идея, композиция, звук); Михаил Сабелев (драматургия, текст); Марк Букин (режиссура спектакля); Дмитрий Мульков (конструкция ситуаций). Молодые, озорные, с хорошей фантазией и юмором театральные деятели. Надо признаться, что я не вошла в целевую аудиторию этого необычного спектакля. Это значит, что я не пойду на него во второй раз. Но думается, что среди молодежи такие найдутся. Пусть «бродят». А потом однажды откроют двери театра. И может быть, еще увидят другую бродилку, тоже удивительно озорную, необычную и дружелюбную - по коридорам внутри театра. Я имею в виду, конечно, «Путешествие в страну Джамблей». Для зрителей от 6 . С музыкой, певцами, куклами и совсем с другой локацией.