Анна Гельфонд: «Главное — сохранить облик Чкаловской лестницы»

Анна Гельфонд: «Главное — сохранить облик Чкаловской лестницы»В августе 2020 была закончена разработка проектно-сметной документации по реконструкции знакового для каждого нижегородца объекта – Чкаловской лестницы. Это не просто городская достопримечательность, а настоящий символ Нижнего, его визитная карточка, которая формирует вид на историческую часть города с воды.О проекте и будущей реставрации мы поговорили с доктором архитектуры, профессором, заведующей кафедрой архитектурного проектирования ННГАСУ, главным архитектором Архитектурной мастерской ННГАСУ, Заслуженным работником культуры РФ Анной Лазаревной Гельфонд. — Анна Лазаревна, расскажите, в каком состоянии сейчас Чкаловская лестница? Почему потребовалась масштабная реставрация? — Год назад, 8 сентября 2019 года, на Чкаловской лестнице, на участке верхней смотровой площадки, произошло обрушение подпорной стенки, включая парапетную часть. В этом месте были нарушены несущие конструкции стенки и ее облицовка, по подпорной стенке пошли трещины. Сейчас этот участок закрыт для эксплуатации. Быстрое обследование показало, что требуется выполнить весь перечень работ по сохранению Чкаловской лестницы. Этот объект культурного наследия регионального значения спроектировали архитекторы Лев Владимирович Руднев, Владимир Оскарович Мунц и Александр Александрович Яковлев (старший) в 1943–1949 гг. Поскольку это объект культурного наследия, всю документацию необходимо выполнять в соответствии с требованием к разработке документации на ОКН. Этой проектной документацией занимался ННГАСУ. Мы провели комплекс научных исследований и выявили разрушения по несущим конструкциям, облицовке верхней подпорной стенки, включая парапетную часть. Состояние лестницы оценивается как аварийное, поэтому не случайно она частично закрыта. Кроме этого, и ограждающие конструкции, и фасады лестницы тоже имеют повреждения. Это горизонтальные и вертикальные трещины с локальным обрушением штукатурки на углах. Также по внутренним металлическим конструкциям есть многочисленные коррозионные повреждения. Все, что я перечислила, конечно, говорит о том, что требовалась разработка проектной документации, которую ученые и специалисты ННГАСУ сейчас уже закончили.— Было проведено всестороннее исследование, включая изучение архивных документов. Для чего потребовалось тщательное исследование? И почему все-таки произошло такое серьезное обрушение Чкаловской лестницы, можно ли этого избежать в будущем? — Когда речь идет об объекте культурного наследия, проектировщики опираются на задание Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области. В соответствии с техническим заданием ученые ННГАСУ выполнили комплексные научные исследования по всем направлениям: историко-архивные и библиографические исследования, были выполнены обмерные чертежи, техническое обследование конструкций и, конечно, инженерные изыскания на склоне. Если говорить, почему случилось обрушение, то это комплекс природных и антропогенных причин. Требуются противооползневые мероприятия на склоне и, кроме этого, наблюдается и так называемая «усталость» конструкций. Разумеется, в текущей проектной документации разработан весь комплекс работ. Будем надеяться, что после осуществления работ лестница сможет функционировать в обычном режиме.— Анна Лазаревна, скажите, получилось ли во время исследований найти что-то интересное, что раньше не фиксировалось в архивных документах? — Сначала хотелось бы рассказать о визуальном натурном обследовании. При том что многие ступени Чкаловской лестницы были разрушены, нами был обнаружен целый ряд ступеней, которые сохранились с 1940-х годов. Это родные аутентичные ступени. И мы решили сосредоточить их на верхних маршах с восточной стороны, сделав своеобразный музей идентичного исторического покрытия лестницы. При этом мы хотим использовать и прежний метод укладки ступеней. Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области предложило поместить табличку с информацией о том, что это исторические ступени. Если говорить об архивных исследованиях, то нами было обнаружено, что, по сравнению с чертежами Александра Александровича Яковлева (старшего), в настоящее время изменилось цветовое решение Чкаловской лестницы. Об этом же свидетельствуют и воспоминания очевидцев, поскольку мы проводили опрос нижегородцев солидного возраста – жителей Верхневолжской набережной и они подтвердили, что цветовое решение Чкаловской лестницы ранее было не столь контрастным, цвета были более сближенные. Сегодня уже целые поколения знают Чкаловскую лестницу именно в достаточно контрастных цветах, и в задании от Управления охраны культурного наследия Нижегородской области у нас было написано сохранить нынешние цвета. Мы так и делаем, но предлагаем цветовое решение, более приближенное к историческому. Основной цвет будет более терракотовым, а цвет барельефов, деталей, накрывочных панелей маршей – светло-серым. Контрастное решение сохранится, но все-таки, как нам представляется, оно будет чуть менее жестким, чем сейчас.— Что еще визуально поменяется в Чкаловской лестнице? — Наша задача была в том, чтобы не поменялось ничего, чтобы лестница предстала, как новенькая, в своем первоначальном виде. Выполнено новое наружное освещение. Компания «Промсвет» предложила новую концепцию. Наружное освещение будет иметь несколько режимов. Я бы сказала, что освещение направлено в более мягкую сторону. Чкаловская лестница приобретет большую связь с природой и при мерцающем свете, в том числе искусственном, она будет словно чуть растворяться в окружающей обтановке. — Как будут затронуты территории, которые прилегают к Чкаловской лестнице? — Все работы, включая укрепление склона, ведутся непосредственно в границах Чкаловской лестницы. В том числе и бермы (специальные уступы на склоне), которые выполняются по укреплению склона, также не выходят за пределы исторического абриса. Это все невидимое. Конечно, главное по всем разделам проекта — сохранить облик Чкаловской лестницы в ее незыблемом виде как объекта культурного наследия. В целом реставрация на Чкаловской лестнице не предусматривает работы на других объектах. При этом в проектной документации есть раздел о сохранении объекта археологического наследия «Культурный слой города Нижнего Новгорода». Он включает оценку воздействия проводимых работ на Чкаловской лестнице и на прилегающих земельных участках.— Чкаловская лестница пережила несколько реставраций. Чем с точки зрения технологий будет отличаться реставрация к юбилею города? — Надо сказать, что Чкаловскую лестницу традиционно стараются поддерживать в хорошем состоянии. Да, действительно, не так давно был ремонт, в 2012–2013 годах. До этого – в 1996 году. В 2012 меняли часть опоры и ступеней. В отличие от будущей реставрации, там были другие задачи. В 2019 году случилось обрушение, в том числе под воздействием склона. Поэтому в нашей проектной документации предусмотрен целый ряд работ: замена несущих конструкций верхней смотровой площадки, замена наиболее поврежденных ступеней, ремонт ограждающих конструкций, частичная замена металлических элементов. Есть, конечно, и новые методы. Это использование буронабивных свай, ремонт каменной кладки специальными ремонтными составами, включая работы по ее инъецированию. Это усиление бутовой (каменной) кладки на отдельных участках монолитными железобетонными обоймами, а также ремонт железобетонных элементов специальными ремонтными составами с локальным введением металлических элементов. Думаю, что этот комплекс работ позволит Чкаловской лестнице долгие годы быть в незыблемом состоянии. — Всех волнует, реально ли закончить такой большой объем работ к 800-летию Нижнего Новгорода? Станет ли это подарком городу к юбилею? Получится ли осуществить такой масштабный и амбициозный проект? — Это такой вопрос, на который первое желание ответить: да, конечно! И что мне дает основание, действительно, к такому оптимистичному ответу прийти: вся разработанная ННГАСУ проектная документация передана заказчику АНО «Центр 800», в государственную историко-культурную экспертизу и государственную экспертизу в установленные сроки. И я надеюсь, что и остальные сроки тоже будут выдержаны.

Анна Гельфонд: «Главное — сохранить облик Чкаловской лестницы»
© Нижегородская правда