Войти в почту

В московском метро запустили тематический "атомный поезд"

"Технологично и познавательно"- Мы очень рады, что в этот юбилейный год благодаря Сергею Семеновичу Собянину, руководству Москвы, метрополитена мы получили возможность реализовать такой необычный проект, - отметил первый заместитель генерального директора - директор блока по развитию и международному бизнесу "Росатом" Кирилл Комаров. - В поезде, который будет курсировать по кольцевой ветке, представлена экспозиция, рассказывающая об истории атомной промышленности, ее славных традициях, сегодняшнем дне и, возможно, даже о дне будущем. Московский метрополитен, как известно, самое востребованное транспортное средство в столице. Ежедневно им пользуются более 9 млн человек, 10% из них ездят по кольцевой ветке. Я уверен, что многие заинтересуются той экспозицией, которую мы сделали.На кольцевую линию столичной подземки из депо "Красная Пресня" вышел брендированный поезд "Русич", состоящий из пяти сдвоенных вагонов. Но, конечно, технические характеристики состава - не главное.- Внутри состава - целая выставка об истории и достижениях индустрии, - рассказали в департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. - А перейдя по QR-кодам, пассажиры смогут еще ближе узнать об атомной промышленности - в режиме дополненной реальности можно посмотреть на исторические документы, пульт управления Обнинской АЭС, атомный ледокол "Лидер" и многое другое."Технологично, познавательно и круто" - так охарактеризовали поезд в дептрансе. Действительно, как смог убедиться корреспондент "РГ", "атомный поезд" - это настоящий музей на колесах. Пассажиры смогут узнать, как работают современные предприятия "Росатома", а также изучить историю советской и российский ядерной индустрии. На фотографиях, представленных в экспозиции, собраны главные лица отрасли, уникальные разработки отечественных ученых, технологии, которые делают лучше жизнь каждого человека - от композитных материалов и сверхпроводников до ядерной медицины.Кроме того, в оформлении используются интерактивные элементы - хэштеги, QR-коды и элементы дополненной реальности. С их помощью любой желающий сможет не только подробнее узнать об истории атомпрома и современных достижениях "Росатома", но и сделать креативные фотографии на фоне атомных объектов.- Теперь все пассажиры, которые будут у нас на кольцевой линии, смогут узнать о развитии отечественной промышленности, про ее основные проекты и продукты. Я считаю, что это важный просветительский проект. Поезд будет ходить на кольцевой линии на протяжении шести месяцев, - рассказала заместитель начальника Московского метрополитена по развитию клиентских сервисов и работе с пассажирами Юлия Темникова.История атомаСотрудничество и проекты подобного рода стали фирменным стилем "Росатома". Интересно, что впервые пути метрополитена и атомной промышленности пересеклись в далеком 1940 году. Тогда молодые физики Георгий Флеров и Константин Петржак, ученики "отца" советской атомной бомбы Игоря Курчатова, спустились на станцию метро "Динамо" для проведения эксперимента. Ученым необходимо было доказать, что ядра урана могут распадаться самопроизвольно. А чтобы исключить влияние на эксперимент внешних факторов, в том числе космического излучения, решено было спуститься в подземку. Гипотеза подтвердилась, Флеров и Петржак стали первыми в мире учеными, доказавшими, что самопроизвольный распад урана (а значит, и создание атомной бомбы) возможен.Всего через пять лет, в 1945 году, ядерная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки показала, что времени на эксперименты мало. В небе над Японией равновесие в мире нарушилось, и в срочном порядке уже 20 августа в СССР была создана отечественная атомная промышленность. Страна, разрушенная войной, в кратчайшие сроки сумела восстановить баланс сил в мире. На это потребовалось всего лишь четыре года. Тот мощный старт дал инерцию для всех последующих десятилетий.- 28 сентября отмечается День работника атомной промышленности, и в этом году праздник особенный, 75 лет всей атомной отрасли. Она начиналась сразу после окончания самой страшной войны в истории нашей страны. Люди надеялись на мирное будущее, восстановление экономики. Но в августе 1945 года ядерная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки напомнила всему миру, что стабильность в нем крайне хрупка. И наши ученые-атомщики совершили колоссальный подвиг. Меньше чем за четыре года было создана возможность восстановить ядерный паритет, тем самым было обеспечено мирное будущее не только нашей страны, но и всего мира, - подчеркнул Кирилл Комаров.Параллельно с этим сразу же начались работы по использованию всех мощностей атома в мирной жизни. Скорость работ впечатляет: уже через год получена первая в Европе и Азии управляемая цепная реакция на реакторе Ф-1. Еще через два года построен первый промышленный реактор А, в августе 1949 года испытан заряд первой советской атомной бомбы РДС-1.Над созданием ядерной индустрии работала элита научно-технической интеллигенции, лучшие из лучших - физики, химики, математики, инженеры. Отцы-основатели отрасли - Игорь Курчатов и Анатолий Александров, конструкторы ядерных реакторов Николай Доллежаль и Игорь Африкантов, "русская мадам Кюри" Зинаида Ершова, разработчики РДС-1 Юлий Харитон, Николай Духов и Евгений Забабахин. "Мы должны знать в пять, в десять раз больше того, что мы делаем сегодня" - эти слова Юлия Харитона вошли в историю отрасли как "критерий Харитона". На них до сих пор ориентируются в своей работе российские атомщики.В 1954 году в Обнинске заработала первая в мире АЭС, положившая начало эпохе мирного атома. Сегодня каждая пятая лампочка в стране горит благодаря энергии АЭС. В прошлом году все российские АЭС выработали 208,8 млрд киловатт-часов. Это позволило сэкономить выбросы парниковых газов в объеме 109,5 млн тонн СО2-эквивалента.В 1959 году запущен первый в мире атомный ледоход "Ленин". В 1967-м - крупнейший ускоритель своего времени, протоннный синхротрон У-70 в Протвино. В 1980 году в Свердловской области введен в строй промышленный реактор на быстрых нейронах БН-600. А в 1990 СССР стала первой страной, прекратившей ядерные испытания.За 75 лет советская и российская атомная наука создала задел на десятилетия вперед. Были построены мощнейшие ускорители и лазерные установки, налажено производство изотопов и выпуск оборудования для ядерной медицины, появились сверхпроводники и композиционные материалы, разработаны радиационные технологии для сельского хозяйства. Фото: Предоставлено Госкорпорацией "Росатом"Атомная отрасль сегодняВ 2007 создана госкорпорация "Ростатом". Сегодня это не только атомные электростанции: от лидерства в атомной энергетике корпорация стремится к глобальному технологическому лидерству. Многие доступные сегодня технологии и решения - от медицинского оборудования до охранных систем - разработаны и созданы на предприятиях атомпрома."Росатом" сегодня - это активы в горнодобывающей отрасли, машиностроении, строительстве, производстве цифровых продуктов. Ученые и специалисты госкорпорации работают над созданием новых материалов, аддитивными технологиями, развитием умных городов и ветроэнергетики, суперкомпьютерами и квантовыми компьютерами, космическими проектами. Все это делается с одной целью - с помощью высоких технологий сделать жизнь людей лучше, безопаснее и комфортнее.Кроме этого, "Росатом" - это 270 тысяч сотрудников, жизнь десятков атомных городов и территорий, масштабные социальные и культурные проекты. Например, при поддержке Министерства культуры России уже 14 лет в регионах реализуется программа "Территория культуры "Росатом". В рамках программах организуются выставки, гастроли, фестивали, мастер-классы и семинары.Запущенный в столичной подземке "атомный поезд" - еще один повод убедиться в том, что в "Росатоме" ценят разнообразие и креативный подход. К запуску брендированного поезда также выпущена лимитированная серия карт "Тройка" с эксклюзивным дизайном.

В московском метро запустили тематический "атомный поезд"
© Российская Газета