В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Статьи

92-летний летчик-ветеран побывал в родном волгоградском авиаклубе

Отставной полковник ВВС Владимир Монин, долгое время возглавлявший летную работу в областном отделении , несколько десятилетий не бывал в волгоградском авиаклубе. Да разболелась у него на днях душа, захотелось съездить на аэродром под Средней Ахтубой, которому он отдал когда-то много лет своей жизни. Монин думал, что все там теперь запущено, развалено. И был приятно поражен, увидев совершенно новые и современные строения, новую технику. Все это взволновало ветерана до глубины души.
92-летний летчик-ветеран побывал в родном волгоградском авиаклубе
Фото: Волгоградская правдаВолгоградская правда
Шаг в небо
В пору войны Володя Монин обучался в железнодорожном техникуме, затем в разных уголках страны строил железные дороги. Но юношеские мечты о небе пересилили, и в 1949 году, резко сменив направление работы, он стал курсантом летного училища, расположенного в . Тремя годами позже вышел из него с новенькими лейтенантскими погонами.
Служить молодому летчику довелось в первом гвардейском Краснознаменном авиаполку, созданном в свое время на основе легендарного авиационного дивизиона не менее легендарного русского летчика , создателя «мертвой петли».
Первые полеты Владимир совершал на тех же боевых самолетах, на которых летали наши летчики в пору войны – на истребителях ЯК-3, к примеру. В 1953 году переучился он на летчика реактивной авиации.
Начал летать на реактивных самолетах МИГ-15, только появившихся тогда в советских ВВС, и был направлен на службу в , где в то время полыхал антисоветский путч. Это была опасная служба, напряженное и даже страшное время. За участие в венгерских событиях получил Владимир Монин первый в своей жизни орден Красной Звезды.
– Я тогда семь лет провел в Венгрии, – вспоминает Владимир Дмитриевич. – Много летал на сложный авиационный пилотаж. В том числе – на обратный пилотаж, когда приходилось летать вниз головой. Защищал честь своего полка на всех проводившихся там авиационных соревнованиях. А в 1960 году меня направили на повышение, на должность командира летной эскадрильи.
Из ВВС – в ДОСААФ
И тогда Владимир Монин отправился в , которому и суждено было стать последним пунктом в его летной воинской карьере.
По инициативе Никиты Хрущева как раз в то время начались крупные сокращения в Советской армии. И увольняли, прежде всего, летчиков, так как Никита Сергеевич решил, что военная авиация, по сути дела, больше не нужна стране, имеющей стратегические ракеты.
Несмотря на то, что был он к тому времени летчиком первого класса с налетом в тысячу часов на самолетах реактивной авиации, попал под эти сокращения и Владимир Монин. Ему, однако, все же повезло: в их воинскую часть как раз в то время приехали представители из ДОСААФ и пригласили Монина продолжить службу в их системе. Направили служить начлетом в аэроклубе города Кургана, там Владимир Дмитриевич служил четыре года.
В 1964 году в нашей стране в структуре ДОСААФ начали создавать учебные авиационные центры, чтобы готовить ребят к службе в армии. Заместителем начальника такого центра стал тогда в Омске Владимир Монин, он сделал его лучшим в стране. В центре Монин готовил советских летчиков к чемпионатам мира по авиаспорту. Его самый известный воспитанник – чемпион мира Владимир Мартемьянов.
В 1978 году, закончив свою службу в Омске, пятидесятилетний Владимир Дмитриевич был приглашен на должность начальника такого же учебного авиационного центра в город-герой Волгоград. Еще через два года избран он был председателем Волгоградского городского комитета ДОСААФ, а в 1982 году Владимира Дмитриевича назначили заместителем начальника областного комитета ДОСААФ по авиации, на этом посту он сменил Героя Советского Союза генерала Балабина. И здесь Монин стал не только летчиком и начальником, но также воспитателем для волгоградской летной молодежи.
– Этот аэродром под Средней Ахтубой был тогда у меня в подчинении, – вспоминает полковник Монин. – Я контролировал подготовку курсантов, подсказывал им, как и когда надо действовать, учил и помогал, чем мог. Курсанта я мог выпустить в небо лишь только тогда, когда был уверен, что с ним ничего не случится.
«Мне здесь даже воздух родной!»
В ту пору волгоградский аэроклуб «Юный ястреб» выпускал по сто курсантов в год. И ни один из них не пострадал в каком-либо ЧП. За безупречную службу по подготовке будущих летчиков Владимир Монин был награжден вторым в своей жизни орденом Красной Звезды.
Это его, Владимира Монина, воспитанники многие годы прыгали на парашютах с самолетов на волгоградских праздничных мероприятиях, приземляясь на Центральной набережной города. Это они участвовали в авиационных шоу, регулярно проходивших в нашей области.
В начале 1985 года Владимир Дмитриевич окончательно уволился со службы. С тех пор он стал гражданским человеком, занялся воспитанием внуков. Сейчас у них с супругой Любовью Федоровной, которая, кстати, тоже когда-то занималась в летном клубе, уже четверо правнуков. Младший из правнуков летчиком мечтает стать, как дед.
Сам волгоградский аэроклуб ДОСААФ в «лихие девяностые» прекратил свое существование. Волгоградская область чуть было не лишилась легендарного «Юного ястреба», известного некогда на всю страну. Уникальную территорию, используя сомнительные схемы, собирались продать под строительство элитных дач и коттеджей. В ситуацию вмешался губернатор : в 2018 году он заявил, что значительная часть земли среднеахтубинского аэродрома была отчуждена незаконным способом из госсобственности. Вскоре имущество и землю клуба закрепили за государством, под контролем губернатора была сформирована концепция развития аэроклуба.
Теперь клуб носит имя Героя Советского Союза . Сегодня аэроклуб – это современный центр патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи. А в августе 2020-го губернатор Андрей Бочаров заявил, что на базе авиаклуба создадут многофункциональный парк «Патриот», это совместный проект с .
На аэродроме под Средней Ахтубой Владимир Дмитриевич Монин не был много лет. В небо все это время ветеран только украдкой поглядывал. Вновь оказался он здесь, можно сказать, случайно.
Ветеран был до глубины души поражен преображением родного аэродрома. Больше всего Владимира Монина впечатлило, как приземлялись здесь современные самолеты-штурмовики СУ-25. Правнук его, пережив невероятный восторг, смог посидеть в кабине одного из этих самолетов.
– Маленькая хибарка раньше здесь была на входе, – вспоминает ветеран. – Старушка в ней сидела в качестве охранника. Теперь же здесь – все новое, все современное, начиная от самых ворот. Я так взволнован, ведь мне здесь даже воздух родной!..