Сложное внутреннее устройство речного вокзала

Отреставрированное историческое здание Северного речного вокзала уже успели оценить гости города и жители столицы. Корреспондент «Вечерней Москвы» выяснил эксклюзивные подробности проведенных там работ. Одна из главных особенностей Северного речного вокзала — звезда со шпилем. — По замыслу архитектора она должна была подниматься с началом навигации и опускаться с ее окончанием, — отметил глава реставрационной компании, ответственной за все проектно-надзорные работы, Виктор Кувшинников и предложил показать сам механизм. Открыв небольшую дверь на третьем ярусе здания, попадаем в небольшую светлую комнату. Там установлена катушка со стальным тросом и несколькими шестеренками в центре. Все это вместе по размеру с небольшой письменный стол. Как пояснил Виктор Кувшинников, механизм — оригинальный, только истершиеся тросы пришлось поменять. Специалистам повезло: первичные чертежи сохранились, хотя и не в систематизированном виде. Так что ничего изобретать не пришлось. Система снова работает, а сияющая звезда, как и положено, поднята. Здание, украшенное тарелками-изразцами, может служить наглядным учебным пособием по архитектуре — в нем все по канонам. Внешним видом оно отдаленно напоминает знаменитый Дворец дожей в Венеции, построенный в готическом стиле. Но Северный речной вокзал расположен более выигрышно — он заметен со всех сторон и не зажат в кольцо другими постройками. А если идти к нему от метро, то он, как маяк, виден издалека. Вокзал задуман как центр речной транспортной системы, конечный и начальный пункт для многих кораблей. Удивительно, он и сам похож на корабль. Внутри есть «палубы» — балюстрады, по которым можно прогуливаться, «иллюминаторы» — круглые фарфоровые медальоны, придуманные Натальей Данько, «мачта» в виде шпиля со звездой. Уникальные работы по воссозданию двух фонтанов — «Юг» Ивана Ефимова и «Север» Льва Кардашева — провел скульптор Денис Петров, которому на финишном этапе помогал Станислав Барабанов. По немногим сохранившимся снимкам они восстановили скульптуры гусей и дельфинов. — Декор фонтанов был сильно поврежден, — рассказывает Денис Петров. — А скульптуры гусей с Северного фонтана утрачены вовсе. Мы работали с несколькими историческими фотографиями, на которых был запечатлен единственный ракурс каждой из этих сложных многофигурных композиций. Вместе с моим коллегой Станиславом Барабановым мы старались передать стиль и динамику прекрасных творений ранней советской эпохи. Выполнение парящих в воздухе дельфинов доверили опытному чеканщику Юрию Новикову, который умудрился сохранить первоначальную технологию. — Чеканщик — профессия, к сожалению, вымирающая. А раньше многие монументальные произведения выполнялись в такой же технике — кованой меди, — поделился мастер. — От меня требовалось повторить все, как задумывали создатели. По счастью, с этим удалось справиться. Дельфины получились такими же, как на довоенных фотографиях, но легче и прочнее оригиналов. Кстати, одну из старых скульптур в ужасном состоянии ранее обнаружили в подвале Речного вокзала. Она была настолько испорчена, что через дыры просвечивали детали каркаса, грубо сваренного и проржавевшего. — Благодаря современным технологиям сварки и должному усердию «скелет» получился легче и будет намного долговечнее, — добавил чеканщик. — Мне еще в советское время довелось чеканить украшения фасада Детского музыкального театра имени Наталии Сац. Они прекрасно стоят, ничего им не делается. И эти дельфины не согнутся и не упадут под собственной тяжестью — каждый весит не более 10 килограммов. Главное — чтобы их не портили. А вот скульптуры полярных гусей для большей устойчивости бронзовые и, соответственно, гораздо тяжелее. В этом процессе большую роль сыграл форматор Александр Мезенцев. Так называют тех, кто отливает сделанную скульптором модель из гипса, выполняет технические работы по подготовке к литью. — Осуществлено довольно сложное моделирование. Каждая птица собрана из нескольких частей, как конструктор. Сейчас же, конечно, швов не видно, и замысел авторов воплощен в точности как они задумали, — рассказал Александр Мезенцев. По его словам, мастера не прибегали ни к каким новшествам ни в материалах, ни в технологии, а работа оказалась довольно трудоемкой. Денис Петров обратил внимание на забавную деталь: — Фонтан «Юг», кроме скульптур, украшают стеклянные шары, а дельфины как бы танцуют на них. По традиции люди бросают в воду монеты. Но запущенные на дно монетка или камешек, попав в один из шаров, могут его разбить. Учитывая это, мы сделали несколько запасных деталей, чтобы при необходимости их заменить. Конечно, хотелось бы, чтобы теперь эти замечательные механизмы не нуждались в ремонте или восстановлении как можно дольше. ФАКТЫ ■ В начале Великой Отечественной войны, когда фашисты подошли к Москве, многие не знающие города захватчики хвастались, что уже видят в своих оптических приборах звезды Кремля. На самом деле в поле их зрения попала звезда на здании Северного речного вокзала. Сейчас ее отреставрировали и установили на место, обновив утратившие блеск самоцветы. ■ Ажурные арки и колоннада Речного вокзала напоминают стилистику Сочи и других черноморских курортов. ■ Масса скульптур полярных гусей, расположенных у северного фонтана, достигает 120 килограммов. ■ Скульптуры фонтанов восстановили за девять месяцев. Читайте также: Колонна пожарных ретромашин проехала по городу

Сложное внутреннее устройство речного вокзала
© Вечерняя Москва