Алексей Угринович: «Технологии позволят почувствовать себя на трибуне стадиона»

В начале 2020 года российскому офису компании Dolby, основанной еще в 1965-м и создавшей объемный звук в кинокартинах, исполнилось 10 лет. В сентябре 2019-го вместе с «Кино ОККО» было анонсировано появление первого кинотеатра Dolby Cinema, который должен появиться в «Синема Парк Метрополис» к концу 2020-го. В каком направлении компания развивается, как ее изменила пандемия и как технологии влияют на кино, рассказал Алексей Угринович — генеральный директор Dolby в России и СНГ. О перспективах домашнего кино — Пандемия в 2020 году мощно изменила мир. Отголоски ощутили и кинотеатры. Сидя дома, люди массово просматривали фильмы, слушали музыку. Ваша компания планирует как-то использовать опыт, полученный после мирового карантина? — Ситуация с пандемией, безусловно, повлияла на работу нашей компании. В карантин деятельность большинства организаций приостановилась, что сказалось на нашем партнерстве, особенно в области кинопоказа и кинопроизводства. Несмотря на то, что с 1 августа часть кинотеатров в России открылась, по статистике, которую я видел, заполняемость их не более 20%. Для августа это, наверное, нормально, с учетом отсутствия контента, но тем не менее. Планирует ли компания использовать опыт? Да, безусловно. Что касается кинопроизводства, тут мы столкнулись с принципом домино. Кинотеатры закрыты, студии не производят контент, поэтому нормальная работа индустрии не может восстановиться. Студиям нужно время для того, чтобы запустить материалы в производство, а кинотеатрам — возможность генерировать некие финансовые потоки, направленные на развитие бизнеса. Если таких потоков нет, развития бизнеса не происходит. Это то, что мы наблюдали последние четыре месяца. С другой стороны, резко выросла аудитория в онлайн-кинотеатрах. Они проводили акции: за один рубль или даже бесплатно можно было получить доступ к электронным библиотекам с огромным количеством фильмов и сериалов. В итоге позиции онлайн-кинотеатров на рынке сильно возросли, конкуренция ужесточилась: сейчас туда пришли серьезные финансовые игроки. Все понимают, что уникальный и качественный контент — один из ключевых шагов к успеху. Речь про эксклюзивные фишки, оригинальные сценарии и прочее. Поэтому мы проявляем большой интерес к сотрудничеству с компаниями, работающими на рынке домашнего видео. Мы используем это время для внедрения наших технологий в онлайн-сегменте. — В чем вообще разница в звуке для обычного пользователя при просмотре контента в кинотеатре и дома? — Кинотеатр — это подготовленная, протестированная среда. Например, международная организация Digital Cinema Initiatives (DCI) — инициатива голливудских студий — разрабатывает технические рекомендации и правила о том, как должны выглядеть кинотеатры и что в них должно быть, чтобы соответствовать уровню современного кинопоказа. Плюс здесь профессиональное оборудование и более мощные акустические системы, помещения в целом лучше подготовлены. И для звука, и для картинки хорошо подготовленные помещения — это 50% успеха. Не в любой домашней инсталляции можно добиться такого же результата. Ведь дома у вас или большой кинотеатр где-то в коттедже, что редко, или телевизор где-то в гостиной. Последний до профессионального оборудования кинотеатра не дотягивает. А что до стандартов, как должен звучать тот или иной телевизор, саундбар или домашний кинотеатр, — их нет. Все звучит так, как вам нравится. Есть определенные рекомендации от производителей контента, но в целом кинотеатры — это учреждения профессионального звука, а домашние кинотеатры — то, что вы настраиваете под себя. Технические возможности у этих сред тоже разные. Если мы говорим о полной версии Dolby Atmos, это 64 канала звука, которые недоступны в домашней технике. В кинотеатре в одном кадре может быть одновременно 128 различных звуковых объектов, а дома — только несколько десятков. Это упрощенная система, тем не менее все технологии имеют своих почитателей. — Технологии Dolby актуальны только для дорогих решений? — И да, и нет. Они ведь пришли домой из кино, а это априори дорого. Но если говорить об устройствах для дома, на первоначальном этапе, может быть, пять лет назад, многие производители фокусировались на премиальных устройствах для транслирования объемного звука и Dolby Vision. Теперь телевизоры с поддержкой таких технологий становятся более массовыми, саундбары также стали доступнее. Сыграла роль и конкуренция: не все крупные бренды доступны массовому потребителю, так что эту нишу активно занимают китайские производители, которые работают в нижней и средней ценовых категориях. Последние два года они очень активно внедряют свои решения, поэтому можно найти хороший саундбар или телевизор за доступную цену. — Сейчас системы домашних кинотеатров стали еще более сложными: недостаточно купить и установить оборудование, нужно еще и настроить его, согласовать звучание динамиков в зависимости от конфигурации помещения. Что делать владельцам, не обладающим тонким профессиональным слухом настройщика? Они хотят качественный звук услышать, но, может, не сильны в технической составляющей. Процесс как-то можно автоматизировать? — У большинства домашних кинотеатров автоматическая система настройки. К ним всегда идет небольшой микрофон, а в меню есть пункт «Давайте настроим». Любая серьезная звуковая система, которая специально для этого подготовлена, уже содержит автоматизацию и аудио, и видео. Есть телевизоры, которые поддерживают систему Dolby Vision IQ, которая адаптирует картинку на экране под меняющееся в комнате освещение. Например, падает ли на телевизор свет из окна или он стоит в полностью темном помещении. Можно прикрутить ко всему этому профессиональную систему настройки, но обычно для просмотра домашнего контента автоматических систем достаточно. Они существуют уже десятки лет, совершенствуются с каждым годом и неплохо справляются со своей задачей. Многое также зависит от помещения. На кухне сложно получить профессиональный звук, а гостиная традиционно чуть менее «звонкая» комната и в ней меньше препятствий для его распространения. В любом случае, весь этот процесс уже давно автоматизирован. Когда вам нужно настроить для себя десять каналов звука и вы не совсем понимаете, как это должно звучать, система делает свою работу прилично. А если говорить о кастомных инсталляциях домашнего кинотеатра, то это уже другой уровень. Тут лучше обратиться к профессионалам, а потом уже подкрутить под себя, если нужно. О развитии технологий и будущем Dolby — От Surround (окружающий звук) в Dolby Laboratories пришли к иммерсивному (объемный, трехмерный звук). Куда технологии будут двигаться дальше, или это предел в индустрии звука? Какие прогнозы вы можете дать относительно массового перехода на Ultra HD? — Технологиям еще есть куда двигаться как минимум в рамках индустрии развлечений: видеоигры, ночные клубы, концертные залы. Если брать сегменты рынка: важно совершенствовать качество звука внутри автомобиля. Все большую роль будет играть интерактив между слушателем и системой, которую он использует. Например, еще до пандемии начали активно развиваться спортивные показы, в том числе со звуком Dolby Atmos. В перспективе технологии достигнут такого уровня, что зритель буквально сможет почувствовать себя на трибуне стадиона. Будет возможность выбирать комментатора, который на стороне «Зенита» или «Спартака», включить нейтрального или вообще его убрать, пригласить виртуальных друзей. Пользователь будет управлять звуковым полем, что обеспечит большее погружение в контент. А понятие Ultra HD сейчас по-разному трактуется. Для кого-то это только разрешение 4К, то есть в 4 раза больше, чем HD. Есть еще более прогрессивный, на наш взгляд, подход, когда к высокому разрешению прибавляется расширенный динамический диапазон изображения HDR с увеличенной частотой кадров (не 25–30, а 50–60 и даже 100–120). На мой взгляд, массовый переход на Ultra HD у крупных производителей телевизоров уже произошел. А что касается контентного перехода, то это длительный процесс, который еще продолжается. — Когда зрителям ждать первых фильмов в формате 8К — ваши прогнозы? — Количество «К» — это не решение. Full HD с HDR Dolby Vision может выглядеть намного эффектнее, чем просто картинка с большим количеством «К». Основная проблема 8К, на мой взгляд, в том, что сейчас стандартные цифровые среды доставки просто не способны на надежную передачу данных. Нет кодека, который бы закодировал 8К так, чтоб он даже через интернет стабильно доходил до каждого пользователя. Грубо говоря, чтобы смотреть контент в HD с телефона на YouTube, хватит 4G-сети. Чтобы смотреть в 8К с того же YouTube, нужен как минимум специальный дисплей. И желательно его еще каким-то образом подключить к интернету по проводу. Поэтому снять фильм в формате 8К вполне возможно, но смысла нет. Даже если брать телевизионную сеть, на данный момент один канал 8К технически не влезет ни в один мультиплекс. С другой стороны, Япония анонсировала, что Олимпийские игры будут транслироваться в 8К. Надеемся, увидим это в следующем году. Тенденция задана; уверен, постепенно технологии начнут внедряться, а пропускная способность средств доступа будет соответствовать необходимой ширине потока. — Некоторые визуальные медиакомпании уделяют внимание вопросам, связанным с потребностями людей с инвалидностью (пример: Системы цифрового театра — Объемный звук и DTS-CSS для субтитров кинотеатров). Dolby Laboratories занимается чем-то подобным? — У нас есть специальное оборудование для слабослышащих и слабовидящих. Во-первых, это беспроводная аудиосистема Dolby Fidelio — она обеспечивает слабовидящих людей описательным рассказом сюжета, а также усиливает звук для людей с ослабленным слухом в кинотеатрах. Она состоит из компактного аудиоприемника с подключаемой гарнитурой и аудиопередатчика, который цепляется к любому серверу через аудио- и USB-разъемы. Зал для зрителей и каналы могут быть легко настроены с планшета. Во-вторых, это Dolby CaptiView — отображение скрытых субтитров в кинотеатре для людей с ослабленным слухом. Система передает и получает зашифрованные с помощью алгоритма AES-128 cубтитры по беспроводной связи. Достаточно подключить всего один USB-передатчик к серверу без необходимости установки или использования дополнительных аппаратных средств. У Dolby CaptiView дальность воздействия сигнала — 80 м, она экономически выгодна и позволяет владельцам кинотеатров оснастить мультиплексы данной системой на 100%. Плюс поддерживает до шести языков. Также наши кодеки, которые используются в вещании, — Dolby Digital Plus и АC-4 — позволяют вещателю подложить описание того, что происходит на экране, для людей с ослабленным зрением. В некоторых странах эта технология является обязательной. Например, на государственных каналах Германии. — На премию «Оскар» в 2020-м номинирован ряд фильмов с использованием Dolby Vision и Dolby Atmos. Если представить в процентном соотношении, какой вклад, по вашему мнению, вносят технологии Dolby в успех картины? Компания стремится к тому, чтобы в следующем году еще большее количество фильмов снималось с применением данной технологии? — Режиссерам нравится, зрителям нравится; что еще нужно, чтобы получать удовольствие от посещения кинотеатра? Технологии, которые мы предлагаем, позволяют творцам получать на выходе продукт, который они хотели получить. Поэтому количество фильмов с технологиями Dolby Atmos и Dolby Vision от года к году растет не только во всем мире, но и у нас в России. На данный момент выпущено уже более 30 отечественных фильмов новом формате, среди них такие хиты, как «Притяжение» и «Вторжение» Федора Бондарчука, «Экипаж» Николая Лебедева, «Ледокол» Николая Хомерики, «Собибор» Константина Хабенского, «Т-34» Алексея Сидорова и другие. — В прошлом году вы анонсировали сотрудничество с Universal для переноса огромной музыкальной библиотеки UMG в Dolby Atmos. Насколько сами артисты согласны с этим, не будет ли потерян авторский замысел при переводе в принципиально другой формат звучания, без привязки к привычным для них звуковым дорожкам? — Компания Dolby подписала контракты об использовании своей технологии для музыкальных произведений с Universal Music Group, Warner Music Group и целым рядом других музыкальных лейблов и сервисов. Первым сервисом был Amazon Music. Звук в нем реализуется через смарт-колонки, которые называются Amazon Echo Studio. Постепенно этот формат внедряется все шире и шире. Но насколько может быть потерян авторский замысел? В свое время, будучи на студии Abbey Road пару лет назад, я слушал записи классики рока, которые были переформатированы в Dolby Atmos. Мне понравилось! В прошлом году в таком формате впервые был публично выпущен юбилейный альбом The Beatles Abbey Road. Для молодой аудитории это большой бонус — она привыкла именно к объемному звуку. Записи, которые были сделаны в 60–70-е годы, когда еще не было трехмерного звука, возможно, звучат для них плоско. В качестве примера ролик с Lizzo о Dolby Atmos Music: Мне лично кажется, что технология подходит для записи концертов, чтобы те звучали объемно. Это очень перспективное направление. В России в кинотеатрах показывали уже много таких фильмов-концертов: Pink Floyd, Mylene Farmer, Rammstein, Shakira, Imagine Dragons и др. Звучит потрясающе! Особенно зрелищным для меня был концерт Rammstein: народ во время сеанса свистел и аплодировал, они реально ощутили себя на концертной площадке. — Взглянув, например, на 5 лет вперед, каким бы вы увидели рынок для решений Dolby? Он будет более индивидуализированным, направленным на персонального пользователя или больше сфокусированным на B2B-сегмент, ориентирован на вещательные и стриминговые компании? — Мы не ставим себе ограничений и видим развитие во всех сферах индустрии развлечений, где есть цифровое изображение и цифровой звук. Одно из новых направлений — разработка технологий, помогающих создавать так называемый User Generated Content. Они помогают людям, не обладающим профессиональными устройствами, создавать собственный контент с качественным звуком и качественной картинкой. Да, мы все-таки будем фокусироваться на B2B-сегменте, работать с большими компаниями. Но мы уже выпустили несколько продуктов для массового пользователя. Например, Dolby On — бесплатное приложение для мобильных устройств для улучшения записи звука на мобильный телефон. Грубо говоря, это приложение с диктофоном для телефонов на базе iOS и Android, которое позволяет обрабатывать звук как в фоторедакторах. Вы записываете звук и применяете определенные фильтры. Получается действительно качественный звук у записи или прямой трансляции. Приложение работает на больших и популярных платформах, таких как Twitch и Facebook. Одна из задач программы — повышение узнаваемости Dolby как бренда. Современные пользователи, которые не застали пленочный магнитофон, уже не знают про компанию так много. Люди, которые часто ходят в кино, конечно, слышат о ней. Однако в основном бренд более известен именно производителям электроники, так как мы работаем по большей части в B2B-сегменте. Dolby On же — простое и бесплатное решение для обычных пользователей, которые в своей записи хотят слышать более четкий звук и меньше фонового шума. Для профессионалов мы тоже предлагаем аналогичное решение — Dolby.io. То есть если у вас есть сайт, на который пользователи загружают контент, снятый на телефон в шумном месте, а вам нужно, чтобы он каким-то образом исправился, вы можете использовать эту систему. Система позволяет делать звук чище и лучше. Беседовала Кристина Фирсова

Алексей Угринович: «Технологии позволят почувствовать себя на трибуне стадиона»
© Инвест-Форсайт