Хрущевки заиграли нежными красками
Каждая пятая книга из тех, что выпущены в 2020 году по программе правительства Москвы, сделана издательством «Кучково поле». Самая роскошная его новинка — альбом «Пионеры советского модернизма. Архитектура и градостроительство». Советский архитектурный модернизм — это направление, возникшее в годы оттепели, отказ от помпезных завитушек сталинского ампира в пользу быстровозводимых Каждая пятая книга из тех, что выпущены в 2020 году по программе правительства Москвы, сделана издательством «Кучково поле». Самая роскошная его новинка — альбом «Пионеры советского модернизма. Архитектура и градостроительство». Советский архитектурный модернизм — это направление, возникшее в годы оттепели, отказ от помпезных завитушек сталинского ампира в пользу быстровозводимых зданий с гладкими фасадами.Считается, что импульсом для этого послужили два события:выступление Хрущева в декабре 1954 года с нападками нарасточительных и медлительных архитекторов и постановление ЦК КПСС и Совета министров 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании...» Но составители книги считают, что наши градостроители и без начальственных окриков пришли бы к простоте и функциональности — эти тренды диктовала эпоха. «Теперь мы понимаем, что... поворот к тому, что мы называем хрущобами, с опозданием на десять лет повторил общемировой путь развития архитектурных стилей, — пишет Ирина Чепкунова, заместитель директора по научной работе Московского архитектурного института. — Не только нашей стране, но и всей Европе, лежащей в послевоенных руинах, потребовались восстановление городов и демократизация самих основ жизни». Почти 170 из 240 страниц этого массивного фолианта заняты изображениями — чертежами, фотографиями, рисунками. Здания, о которых повествует книга, за редким исключением находятся в Москве. Это театры (МХАТ имени Горького), вузы (Московский институт электронной техники), аэровокзал Шереметьево-1 (тоже, кстати, примета эпохи, потребовавшей быстрых перемещений) и, конечно, панельные дома — в Кузьминках, Черемушках. Сегодня эту архитектуру принято называть «убогими коробками». И чувствуется, что авторы книги стараются ее немного реабилитировать — морально и эстетически. Нежные акварельно-гуашевые рисунки 1950-х годов из фондов проектных мастерских, на которых изображены перспективы будущих кварталов, хорошо передают то светлое и приподнятое ощущение, с которым градостроители их задумывали, а горожане — ожидали. Читайте также: «Деньгокрах» и «драголичина»: молодежь научит финансистов выражаться понятно