Войти в почту

Пройти «по головам» других людей: в чем замысел новой выставки в ММОМА

Искусство далеко не всегда должно воспевать «великое» и «недосягаемое», считает Катрин Борисов, арт-директор галереи RuArts Gallery и куратор выставки «По головам». В ней центральными образами становятся простые люди из прошлого, которые создали наше будущее. Уличный художник 0331с перенес случайные наброски людей на брусчатку, увековечив их. Т&Р поговорили с куратором выставки в ММОМА «По головам» Катрин Борисов о том, что нам хотел сказать художник. .marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); } Катрин БорисовАрт-директор Фонда содействия развитию современного искусства Ruarts, куратор Как простые люди становятся историческими героямиНазвание выставки возникло из способа экспонирования первой части проекта, где зрителю буквально придется пройтись «по головам». 0331с много лет занимался граффити и в своих проектах часто использует техники, которыми пользовался на улице. На выставке представлены 293 камня из гранита габбро-диабаза с высеченными на них портретами, а также эстампажи, сделанные с каждого камня.В проекте 0331c работа с образами простых людей напрямую соответствует выбранному материалу — брусчатке, которую ежедневно «полируют» ноги обычных граждан совершенно разных профессий, спешащих на работу и возвращающихся домой. Задача искусства не ограничивается воспеванием «героического и высокого». Искусство должно отражать реальность, которая в большинстве случаев гораздо более прозаична и проста, но от этого не менее интересна и важна Автор последовательно развивает тему памяти и вневременного характера граффити. Говоря об исторической памяти, он играет с понятиями быстротечности и вечности, переводя быстрые карандашные зарисовки в граффити на камне, а затем делая оттиски с каждого из них. Будучи изначально граффити-художником, 0331с обычно работал с мимолетностью и недолговечностью момента, однако в этом проекте он предпринимает попытку увековечить линии из сиюминутных набросков в граните. Тем самым он развивает не только тему исторической памяти, но и переосмысляет само искусство граффити, предлагая взглянуть на него как на реализацию импульса художника увековечить свой жест для будущего. История проекта началась с мимолетных карандашных набросков портретов случайных жителей города, которые 0331с делал на протяжении нескольких лет. 0331с обращается к технике литографии и создает собрание эстампов, отпечатков с каждого из камней. Выполненные на тончайшей рисовой бумаге, эстампажи взмывают под потолок Музея Сидура в попытке преодолеть конечность человеческой памяти.Выложенные на полу в пространстве ММОМА на Гоголевском бульваре, 293 портрета на брусчатке формируют коллективный образ «немых» свидетелей истории и повседневное, по сути незамеченное прохождение «по головам». Это иллюстрация комплекса сложных взаимоотношений между людьми, без сожаления стирающих из памяти чужие судьбы и истории, отголоски которых остаются в виде своеобразного архива образов.Описание выставки «По головам» на странице ММОМА Пространство ММОМА на Гоголевском и Музей Сидура были выбраны не случайно: именно в здании на бульваре когда-то собирались декабристы (на музее установлена мемориальная доска, свидетельствующая об этом факте), сосланные впоследствии в Сибирь по Владимирскому тракту. В районе бывшей дороги для каторжников, ныне шоссе Энтузиастов в Перово, расположен Музей Вадима Сидура, названный в честь большого скульптора, с которым 0331с как бы вступает в диалог. Проект продолжает одну из магистральных линий деятельности Музея Вадима Сидура по изучению локального контекста районов Перово и Новогиреево и сохранению исторической памяти места. Саунд-художники Глеб Глонти и Михаил Мясоедов решили дополнить экспозицию второй части проекта, где, помимо эстампажей (оттиск с рельефа путем наложения бумаги или ткани на поверхность скульптуры. — Прим. ред.), будут выставлены гранитные шкатулки для их хранения. Они написали «Марш тишины», который, по мнению 0331с, своим возвышенным, патетическим характером подчеркивает важность момента увековечивания образов простых людей.Эта выставка позволяет перестать воспринимать историю как нечто закостенелое и далекое, раз и навсегда данное, не имеющее к нам никакого отношения. Проект наглядно демонстрирует, что следы прошлого по-прежнему наполняют нашу повседневность и влияют на восприятие действительности.

Пройти «по головам» других людей: в чем замысел новой выставки в ММОМА
© Теории и Практики