Войти в почту

Шесть других творений Гюстава Эйфеля

Гюстав Эйфель известен как создатель знаменитого сооружения, ставшего символом Франции и главной достопримечательностью Парижа, – Эйфелевой башни. Однако башня – не единственное известное детище архитектора, хотя именно после этой постройки в 1889 году Эйфель завоевал признание и небывалую популярность. Конструкции, спроектированные Гюставом Эйфелем, сегодня считаются уникальными образцами инженерной мысли и архитектурного искусства. Пресс-служба Главгосэкспертизы России решила присмотреться к шести другим творениям Гюстава Эйфеля. Статуя Свободы, США Самый известный монумент США был подарен стране Францией в честь столетия независимости. Символ демократии и свободы, который торжественно встречает прибывающих в Нью-Йорк морским путем, изначально носил имя «Свобода, освещающая мир». Идея поздравить Америку монументальным подарком принадлежит французскому юристу Эдуарду Рене Лефебру де Лебейлу. Она нашла поддержку у французского скульптора Фредерика Огюста Бартольди, который стал автором легендарного образа женщины, держащей в руках факел. Однако без опытного инженера создать столь колоссальный по своим размерам объект было невозможно. На эту роль пригласили Гюстава Эйфеля. Он разработал прочные поддерживающие конструкции, которым под силу выдержать как саму тяжелую «даму», так и сильный порывистый ветер. Над статуей работали десятки человек по 10 часов без выходных, однако и это не помогло закончить проект вовремя. Первая часть скульптуры — рука с факелом — была доставлена в США в 1876 году. Лишь спустя десять лет Статуя Свободы была торжественно открыта президентом США Гровером Кливлендом. Ньюгати, Будапешт За 91 год своей жизни Гюстав Эйфель спроектировал более 200 различных объектов. Среди них были и башни, и мосты, и школы, и даже церкви. Но особенно хорошо талантливому инженеру удавались железнодорожные вокзалы. Самым известным из них считается Ньюгати (Budapest-Nyugati pályaudvar, или «Западный вокзал») в Будапеште, построенный в 1874-1877 годах недалеко от Парламента. Первый большой железнодорожный вокзал одного из важнейших городов Австро-Венгрии доверили построить малоизвестной тогда студии Эйфеля, в портфолио которой имелись всего пара небольших вокзалов во Франции, несколько церквей и заводов. В итоге французский инженер создал роскошное здание, куда приезжал поезд императорской четы – Франца Иосифа и Сисси. Базилика Сан-Себастьян, Филиппины Церковь в неоготическом стиле была построена в Маниле, столице Филиппин, в 1891 году. Еще в 1621 году землю под нее подарил дон Бернардино Кастилло – приверженец христианского великомученика Святого Себастьяна, именем которого храм был назван. В 1651 году на этом месте появилась первая церковь, выстроенная из дерева. Но она в скором времени сгорела. Последующие три строения были разрушены землетрясениями и огнем. Было решено строить новый храм из металла, чтобы он выдержал и пожары, и природные катаклизмы. Гюстав Эйфель разработал металлические крепления и структуру сооружения, а испанский архитектор Дженаро Паласиос взялся за реализацию этого масштабного проекта. Однако причастность именитого французского инженера долгое время ставилась под сомнения. Ее подтвердил филиппинский историк Амбет Окампо. Для строительства церкви, которое длилось три года, из Бельгии было привезено 52 тонны стальных материалов, а из Германии – окна с витражами. После завершения всех работ она стала первой и единственной на сегодняшний день металлической базиликой в Азии. Кстати, в церкви находится национальная святыня – статуя Девы Марии с горы Кармель, подаренная церкви сестрами-кармелитками из Мексики в 1617 году. И, как показали последующие годы, здание церкви выдержало пожары и землетрясения. Мост Марии Пии, Португалия Самый старый мост в португальском городе Порто, мост Марии Пии (Ponte Maria Pia), тоже обязан великому инженеру своим появлением. Проект Эйфеля обошел других конкурентов в 1875 году, победив в конкурсе на лучший мост. Эйфель предложил самый дешевый вариант – возведение решетчатых конструкций, которые он считал более прочными и экономичными, чем сплошные. Перед ним стояла действительно сложная задача – построить прочную переправу через реку Дору, где мягкий грунт не позволял вбить сваи в дно. Эйфель решил проблему, создав единственный пролет длиной 160 метров, который держался на высоких пилонах, установленных по оба берега. Этот железнодорожный мост, названный в честь Марии Пии Савойской, жены короля Португалии Луиша I, был построен в 1877 году. С тех пор на протяжении семи лет он держал мировое первенство по длине пролёта. Кроме того, он послужил примером для еще одной известной переправы Порто – Понте-де-Дон-Луиш, построенной через девять лет. Ее спроектировал ученик и ассистент Эйфеля Теофил Сейрига. Обсерватория Ниццы, Франция Интересно, что Гюстав Эйфель провалил вступительный экзамен в Политехническую школу в Париже в 1852 году. Он не стал отчаиваться, а вместо этого поступил в Парижскую школу искусств и ремесел, которая, по мнению самого Гюстава, сделала из него настоящего творца, а не скучного инженера. Неудивительно, что его работы известны на весь мир, ведь они отличаются не только совершенными инженерными расчетами, но и утонченностью и ажурностью. Одним из таких утонченных сооружений стала астрономическая обсерватория, построенная на вершине холма Мон Гро (Mont Gros) на высоте 350 метров над уровнем моря в живописном парке в Ницце. Строительство обсерватории было начато меценатом Рафаэлем Бишофшаймом, который пригласил Шарля Гарнье спроектировать само здание, а Гюстава Эйфеля – его купол. Благодаря французскому инженеру массивная «шапка» здания получилась воздушной и невесомой, несмотря на свой вес – вращающийся купол весит 100 000 кг. К слову, в 1888 году внутри обсерватории был установлен 76-сантиметровый телескоп-рефрактор, на тот момент самый большой в мире. Железный дом, Перу После многолетней работы Гюстав Эйфель решает отправиться путешествовать по всему миру в 1870 году. На протяжении нескольких лет он посещает такие страны, как Египет, Чили, Венгрия, Португалия. Во всех местах инженер оставляет памятники своему таланту. Одна из его самых неоднозначных работ была построена в 1887 году в городе Икитос в джунглях Перу. Двухэтажный особняк La Casa de Fierro был изготовлен из материала, к которому Эйфель питал особую страсть, – из стали. Смелое для преимущественно «деревянного» города сооружение пришлось по душе местному миллионеру Ансельмо де Агила. Конструкцию отлили в бельгийских цехах, после чего пароходом переправили через Атлантический океан. Железный дом считался верхом роскоши даже для разбогатевших перуанских плантаторов, ведь металл требовал особого ухода из-за частых дождей. Кроме того, жить в таком доме было невозможно из-за палящего солнца, которое накаляло стальные стены. Это был не единственный «железный дом», построенный Эйфелем. Еще два металлических творения находятся совсем в нетипичном месте для подобных жилищ: в столице Мозамбика, Мапуту, а также в столице Анголы, Луанде. По материалам nat-geo.ru

Шесть других творений Гюстава Эйфеля
© Главгосэкспертиза России