Андрей Гельмиза: Учимся жить в новых условиях
В последний день ММКЯ-2020 для «Вечерней Москвы» итоги ярмарки подвел ее генеральный директор Андрей Гельмиза. — Впервые ярмарка проходила в Манеже. Довольны ли вы результатом? — Мы с грустью покинули в этом году ВДНХ, нашу историческую площадку, на которой ярмарка проходила, начиная с самой первой, в 1977 году. Переехали в новое интересное современное культурное пространство — Манеж. Это большая площадка в самом центре города, и мы благодарны правительству Москвы, Департаменту культуры столицы за то, что нас приютили в этом году в таком прекрасном месте. Оно удобно и для посетителей, и для проведения выставок и деловых конгрессов. Места немного меньше, чем на ВДНХ, и мы столкнулись с дефицитом площадей. Но это не означает, что ярмарка стала меньше с точки зрения количества участников и представленных книг. Она стала более концентрированной. — В этом году многие мероприятий проходили в онлайн-формате. Это вызвало дополнительные трудности или внесло новую ноту? — Онлайн-формат сегодня — естественное развитие ярмарки, книги и сферы культуры. Находясь на самоизоляции, мы вынуждены были погрузиться в это заэкранное виртуальное пространство, и, может быть, чуть быстрее, чем это было бы не в условиях пандемии. Мы учились и изучили этот мир, он стал для нас более естественным, чем полгода назад, благодаря электронному формату иностранные участники смогли принять участие в наших мероприятиях. Ярмарка вещает сейчас не только в Манеже, но и на всю Москву, всю Россию и весь мир. Это делает ее доступной для любого жителя страны и мира. Но это не значит, что мир офлайна на ярмарке исчезнет. То, что сейчас происходит с ММКЯ, — это гибридная форма, которая соединяет цифровой и «живой» режимы. Нам кажется, что такой формат получился интересным. — Можно ли уже подвести предварительные итоги ярмарки? По количеству посетителей, например, по числу заключенных договоров и т.д. — Время для конкретных и окончательных цифр еще не пришло. Но можно уверенно сказать, что ярмарка состоялась, она прошла полноценно, количество посетивших ее людей было достаточным, хотя и ограниченным, исходя из возможностей площадки и тех регламентов, которые нас попросил исполнять Роспотребнадзор. Мы ввели систему сеансов, выдавали билеты заранее через интернет и таким образом пытались распределить количество посетителей, чтобы избежать столпотворения. В целом нам это удалось. Ярмарка прошла практически при аншлаговой посещаемости. — Лично вам, не как организатору, а как читателю, какие книги понравились на ярмарке? Что вы купили или хотели бы купить? — Мне нравится коллекция, которая у нас собралась на нижнем уровне, где расположились независимые издательства и предлагающие литературу нон-фикшн, где находились музеи и издательства, выпускающие книги по искусству. Я думаю, что это наиболее интересный и современный слой книг, который сам по себе уже целая навигация по сегодняшнему миру. Даже прочитав название книг на прилавках, ты понимаешь, какой круг вопросов и вызовов окружает тебя как человека и что ты можешь получить ответы на многие из них. Я купил несколько книг музейной линии, где исследовалась тема художника книги и современных художников, занимающихся детской книгой. — Есть ли уже заявки на следующий год? — Мы пока не начали прием заявок, но многие издатели уже говорят о своем желании участвовать в следующей ярмарке. СПРАВКА Андрей Гельмиза стал гендиректором ММКЯ в 2019 году, до этого был исполнительным директором книжного фестиваля «Красная площадь». Выпускник факультета прикладной математики МИЭМ. Работал брокером, гендиректором «РостМедиа», в состав которого входит «Первое мобильное издательство», выпускающее книги в формате mobileBook. Читайте также: Глава экспертной комиссии рассказал, как совершался отбор книг на ММКЯ