Доходный дом Вавельберга - мрачный символ Невского проспекта
Гранитный дом в стиле неоренессанс на Невском проспекте, где размещался банк одного из самых богатых людей Петербурга, скоро откроет свои двери в новом качестве. Банк — редакция журнала — автомобильный салон — билетные кассы — отель. Antenna Daily рассказывает историю здания. До того, как дом начали активно перестраивать под нужды его нового владельца — Михаила Ипполитовича Вавельберга — богатейшего человека в городе, банкира, семья которого основала в 1848 году банкирский дом Вавельбергов, он принадлежал коренным петербуржцам — братьям Бердниковым. Оба были статскими советниками, а также имели славу неплохих художников. В 1802 году на участке были построены два дома для художников братьев Семена и Сергея Берниковых. Дома выполнены в классическом стиле. Часть помещений занимал ресторан англичанина Т. Роби. Строить дом, который одновременно совмещал в себе функции дома и личной резиденции, польский банкир позвал Мариана Мариановича Перетятковича — по тем временам знаменитого и бравшего дорого за свою работу архитектора. Банкирский дом «Г. Вавельберг» был основан в 1848 г. в Варшаве. Его первоначальный адрес — Невский пр., 25. В Совет дома входило несколько представителей этого семейства — Вацлав Ипполитович, Людвига Сигизмундовна, Ядвига Ипполитовна Вавельберги, И. С. Берсон, С. М. Ротванд, И. А. Шебако. Устав Банкирского дома, фактически уже получившего статус Петербургского (затем Петроградского) банка, был утвержден 15 декабря 1911 г., открытие состоялось 1 марта 1912 г. уже в новом здании. В 1917 г. Банкирский дом назывался уже Петроградским Торговым банком, во главе которого стоял банкир, купец первой гильдии М. И. Вавельберг. Стоимость акции банка равнялась 250 руб. Здание было перестроено всего за двенадцать месяцев — с 1911 по 1912, в стиле итальянского неоренессанса — двухъярусная аркада, ложная арка. Для наружной отделки здания использован темно-серый мелкозернистый сердобольским гранит с очень однородной структурой. Фасады банка на всю высоту отделаны рустованными плитами, колоннами, пилястрами, орнаментальными резными деталями и барельефами, исполненными мрачной символики. Здание вмиг стало одним из самых заметных сооружений на Невском проспекте, которое в народе прозвали «Дворец дожей» или «Денежное Палаццо» за его особенное сходство с ренессансными дворцами в Италии. ДВОРЕЦЪ ДОЖЕЙ» НА НЕВСКОМЪ ПРОСПЕКТѣ На углу Невкаго проспекта и ул. Гоголя болѣе года строился домъ, принадлежащiй банкирскому дому Вавельберга. Только надняхъ сняты, наконецъ, лѣса, и фасадъ дома открылся взорамъ публики. Домъ, дѣйствительно, нужно считать выдающимся по красотѣ. Сразу бросается въ глаза его сходство съ знаменитымъ дворцомъ Дожей въ Венецiи. Но въ постройкѣ сказалось, видимо желанiе владѣца соединить красоту съ доходностью. И это отразилось на общемъ видѣ сооруженiя отрицательно. Верхняя часть не совсемъ гармонируетъ съ нижней и является нѣсколько тяжеловатой. Стильныя венецiанскiя окна уступили мѣсто окнамъ, характернымъ для обыкновенныхъ доходныхъ квартиръ. Многое здесь навеяно памятниками Флоренции, а угловая часть с ложными арками, парами колонн и пилястр напоминает здание банка Святого Духа в Риме (XVI в.). Двухъярусная аркада со стороны проспекта придает отдаленное сходство со средневековым Дворцом дожей в Венеции. Разнообразный скульптурный декор выполнен Л. А. Дитрихом и В. В. Козловым. Операционный зал с двумя рядами колонн также решен в духе неоренессанса, вестибюль сделан в форме ротонды. Кроме банка, здесь находились правления акционерных обществ Российской бумагопрядильной мануфактуры, Верхне-Исетских горных и механических заводов, а также железоделательных, сталелитейных и механических заводов «Сормово». Что до банкира, то он остался доволен проделанной работой, однако один пункт всё-таки вызвал у него недовольство: на дверях, ведущих в банк, была вполне обычная надпись: «Толкать от себя», однако Вавельберг посмотрел на эту табличку, нахмурился и отчитал архитектора: «Это не мой принцип. Переделайте. Напишите: «Тянуть к себе»». Табличку спешно переделали и банкир со своей семьёй незамедлительно въехал в новую резиденцию, которой из-за революции, грянувшей через пять лет, он пользовался совсем недолго. На первом его этаже разместили жилые комнаты главы банкирского дома и его семейства, в нижних же этажах находились помещения, приспособленные для Русского торгового банка, а также фабрика геодезических и чертежных инструментов «Герлах». В 1908-1910 гг. здесь находилась редакция журнала «Сатирикон», которую возглавлял писатель-сатирик А. Т. Аверченко. В период НЭПа в здании работали крупный антикварно-комиссионный магазин и контора «Севзапгосторга». В предвоенные годы — различные организации, в том числе «Промкотел», ленинградские отделения «Гипроцветметобработка» и «Проектгидромеханизация», «Разноимпорт», «Союзпром-экспорт», «Ленмоспо». Во время Великой Отечественной войны здесь находилась лаборатория научно-исследовательского Витаминного института, в которой осенью 1941 г. в результате синтеза витамина В1 был получен препарат для лечения тяжело раненных защитников города. Центральное агентство воздушных сообщений и кассы «Аэрофлота» занимали бывшие помещения банка с 1950-х гг. Тогда же был открыт магазин «Березка», продававший товары, в том числе импортного производства, на «сертификаты». В 1960-е годы работал Ленинградский государственный институт проектирования городов. С 1969-го — издательство «Аврора», выпускавшее искусствоведческую литературу высокого полиграфического уровня. Первым в СССР издательство стало работать совместно с зарубежными фирмами. Бывший операционный зал и вестибюль были реставрированы в 1968-1970 гг.
Первый бутик VIVA LA VIKA & CHOUX открылся в Санкт-Петербурге