Старинному Александровскому мосту в Самарской области исполнилось 140 лет

В Октябрьске открылась выставка к юбилею легендарного сооружения. "Самый большой мост в Европе", "Гордость российского строительного искусства", "Русское чудо" – такие заголовки можно было встретить в газетах Европы в 1880 году. Все эти хвалебные отзывы относились к железнодорожному мосту, построенному на Волге недалеко от Сызрани всего за четыре года. Александровский мост открыл прямой рельсовый путь из Европы на Урал, в Сибирь и в Среднюю Азию, который служит уже 140 лет. Открытые письма К юбилею знаменитого моста в Октябрьске в местном культурно-досуговом комплексе открыли выставку под названием "Открытые письма". Здесь представлена уникальная коллекция почтовых карточек, посвященных Александровскому мосту. Ее собрал уроженец Октябрьска Евгений Рябов, который сейчас живет в Смоленске. Евгений не смог остаться в стороне от такой юбилейной даты и приехал со своей коллекцией в родной город. Дополнили коллекцию картины с изображением легендарного сооружения — работы местных жителей. фото: администрация Октябрьска Фото: открытка Российской империи Железнодорожники к памятной дате открыли стелу в честь сохранения коллегами этого уникального объекта. Мост действительно уникален. Его считают прародителем мостовых переходов через Енисей, Иртыш, Обь и через Волгу в районе Ульяновска. Инженерные решения, которые были использованы при строительстве Александровского моста, и сегодня представляют интерес для мостостроителей. А тогда, 140 лет назад, он казался чудом инженерной мысли и строительных достижений. Рекордный "Александровский" Для осуществления работ на воде стояли три парохода и 73 баржи. Сырье для строительства моста поставлялось из разных уголков Российской империи. Бутовый камень для "быков", устоев и облицовки брался из Жигулевских гор Самарской Луки. Ледорезы опор покрывались выборгским гранитом и валунами с реки Шексны. Из Костромы сплавили под Сызрань 110 тысяч бревен. Из Риги по железной дороге доставили миллион пудов цемента и свыше 140 тысяч пудов железа для кессонов. На постройку лесов понадобилось 60 тысяч деревьев. Всего за время строительства из Жигулей привезли свыше десяти миллионов пудов известняка и 340 тысяч пудов финского гранита и валунов. По заказу правительства в Бельгии изготовили 13 мостовых пролетов весом в 378 тысяч пудов. По окончании работ мост состоял из 13 пролетов, а его общая длина достигала 1483 метров. В реализации этого масштабного проекта за время стройки были заняты свыше 2 500 рабочих и около сотни служащих и инженерно-технических специалистов. Движение по нему открыл министр путей сообщения, русский адмирал Константин Посьет 30 августа 1880 года. Сооружение сразу же прославили установленные рекорды. В течение первых двадцати лет эксплуатации мост был самым большим в Европе и вторым по протяженности в мире, а также первым железнодорожным мостовым переходом через Волгу в её среднем и нижнем течении. Соединив Запад с Востоком, Сибирь и Среднюю Азию, мост стал одной из главных железнодорожно-транспортных артерий страны. В честь российского императора Александра II мост тогда же нарекли Александровским. В советское время во всех официальных документах он именовался Сызранским. После распада СССР мосту вернули прежнее название, однако и "новое" прижилось. Таким образом, его называют и Александровским, и Сызранским. Проект моста разработал профессор Петербургского института путей сообщения Николай Белелюбский. Его чертежи воплотили в жизнь талантливые инженеры -мостостроители Владимир Березин и Константин Михайловский. Вместе они разработали новый метод мостостроения, который в Европе назвали "русским методом". В 1876 году началось возведение моста. Ввиду стратегической важности его строительство курировал лично император Александр II. За четыре года строителям удалось на века соединить два берега, что стоило стране 7 млн золотых рублей. Взрыв, таран и столкновение Вот некоторые интересные факты из жизни моста. В 1900 году уменьшенная копия "русского чуда" экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила высокую оценку специалистов. Этот макет Александровского моста можно увидеть в Железнодорожном музее в Санкт-Петербурге. В 1918 году во время Гражданской войны два его пролёта взорвали, отступающие части сторонников Комуча. В 1919 году пролеты восстановили. Во время Великой Отечественной войны 4 октября 1942 года на подходах к Сызрани вблизи моста сержант Николай Шутов на Миг-3 уничтожил немецкого самолета-разведчика Юнкерса, оснащенного мощной аэрофотоаппаратурой. Его задачей был пролёт над Пензенской железнодорожной веткой до Куйбышева и очередная разведка Сызранского моста через Волгу, безусловно, для дальнейшей ликвидации столь стратегически важной для фронта волжской переправы. В то утро немца атаковали трое летчиков. Бортстрелок "Юнкерса" открыл меткий ответный огонь и два советских самолета вскоре были сбиты. Тогда третий истребитель, которым управлял 21-летний сержант Николай Шутов, пошел на таран, нанося сзади удар по фюзеляжу у кабины стрелка. В результате оба самолета упали в районе деревни Баклуши Куйбышевской области. Сержант Шутов погиб, а противников - пилота и бортстрелка - взяли в плен. Николая похоронили в Сызрани. Это был его 27-й вылет и второй воздушный бой. После тарана немецкие разведчики стали реже появляться в небе над Куйбышевской областью. За годы войны немецкие самолеты 56 раз находились над территорией нашего края, но сбит был только один Юнкерс. 22 июня 2007 года в память о подвиге лётчика у Александровского моста был установлен обелиск. 4 октября 2012-го в Сызрани открыли мемориальную плиту, посвящённую подвигу Шутова. В 1943 году с моста произошел сход поезда. Пролетное строение № 6 было повреждено. Все нарушения конструкции устранили с заменой элементов. В 1949 году начали создавать второй путь на мосту, строительство которого завершилось в 1957 году. 6 декабря 1980 года в опору №7 врезался танкер «Волгонефть-268». Серьезных повреждения мостовое строение не получило. Видимых повреждений опоры не обнаружили. В 2004 году в ходе реконструкции заменили пролётные строения. 27 августа 2010-го по случаю 130-летия со дня открытия движения у моста открыли памятную стелу.

Старинному Александровскому мосту в Самарской области исполнилось 140 лет
© СОВА