Искусство квартета 

Искусство квартета
Фото: Ревизор.ru
Рыцарем квартетного искусства назвал Александр Бондурянский, профессор кафедры камерного ансамбля и квартета Московской консерватории во вступительном слове: «Поистине безгранична сокровищница камерной музыки. Одной из ее основополагающих ипостасей является именно квартетное искусство. Есть примеры замечательных мастеров, которые со студенческой скамьи связали свою жизнь с квартетным жанром. Исполнительское и педагогическое творчество Олега Германовича Смирнова — такой пример». Фото:
Творческая биография виолончелиста Олега Смирнова изначально была связана с оркестром Большого театра, которому он отдал двадцатилетие свой жизни с 1975 по 1996 года. Нынешний юбиляр — представитель музыкальной династии. Его отец Герман Александрович Смирнов был солистом-фаготистом оркестра Большого театра. По прошествии лет в 1994 году Олег Германович расширил сферу своей деятельности и организовал квартетный ансамбль им. М. И. Глинки. Этот опыт оказался настолько успешным, что в 2000-м квартету присвоили статус государственного коллектива. Художественным руководителем был назначен Олег Смирнов. В это же время концертирующий артист изыскал возможность посвятить себя и педагогической деятельности, преподавая в Академии Маймонида, в Музыкально-педагогическом институте им. Ипполитова-Иванова, Музыкальном колледже им. Вишневской. Будучи сам лауреатом международных конкурсов, превосходно зная конкурсную специфику, Олег Германович успешно готовил своих подопечных к участию в конкурсах.
В сегодняшнем составе Государственного квартета имени М. И. Глинки Олег Смирнов не играет. Но он по-прежнему сохраняет и осуществляет свою роль худрука, духовного гуру квартетной молодежи, заботливо относясь к деятельности молодых музыкантов. Фото: Елена Алексеева
Присутствующие в зале после вступительной речи А. З. Бондурянского аплодисментами поздравили юбиляра с круглой датой, украшенной столь замечательными творческими заслугами. Было особо приятно для профессора Бондурянского, что три участника нынешнего квартетного состава и приглашенный пианист  — его студенты.
На вечере в исполнении квартета имени М. И. Глинки прозвучали Квартет n 14 ре минор «Смерть и девушка» и Квинтет Ми-бемоль мажор . Два, полных возвышенных романтических чувств, сочинения в программе концерта выстроили контраст между трагическим шубертовским произведением и мятежным порывом музыки шумановского квинтета.
Название «Смерть и девушка» квартету присвоил не автор, а цитата песни Шуберта, включенная композитором в одну из частей цикла. Музыканты, особенно в начале, исполняли предельно эмоционально всплески шубертовского динамизма. Учитывая особенную гулкость Малого зала, все же хотелось больше тихого звучания, пианиссимо в перенасыщенной фактуре. Но обреченность и трагизм музыки был выявлен и донесён убедительно. Ансамблево игра вместе была выверена. Фото: Елена Алексеева
В фильме «Фанни и Александр» культового шведского режиссера Ингмара Бергмана, завоевавшего четыре премии «Оскар» и премию «Золотой глобус», звучит вторая тема 2-ой части Квинтета Роберта Шумана. Единственный в его наследии фортепианный квинтет — одно из прекраснейших творений композитора. Партия фортепиано предназначалась для жены, блестящей пианистки Клары Шуман-Вик. Каждая из 4-х частей — отдельный маленький шедевр. Пианизм Филиппа Копачевского, бесспорно, украсил звучание струнного квартета. Рояль был ведущим законодателем героико-драматических образов. Es-dur'ное, бетховенское настроение окрашивало мятущийся романтизм полиритмии струнных и свободные по форме фугато. Во 2-ой части «В духе марша» пиццикато струнных и короткие аккорды пианиста, прерываемые напряженными паузами, брались идеально вместе, как один. В первом проведении первой темы чуть не получилась интонация в шестнадцатых у первой скрипки. Скерцо 3-ей части было великолепно в своем стремительном движении «на вылет». Здесь рояль поддерживали упругие триоли низких струнных. Альтист Лев Серов и виолончелист Арсений Котляревский форсировали крещендо до отказа, не позволяя ослабнуть поступательности развития.
Молодежь нынешнего состава квартета имени М. И. Глинки в Искусстве квартета, как сказал А. З. Бондурянский, продолжает великие традиции камерного музицирования русской исполнительской школы.
Видео дня. Кому достанется «Ералаш» после смерти Грачевского
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео