Экологические инвестиции как путь восстановления экономики
Проблемы экологии начали волновать человечество относительно недавно. По мере роста промышленности человечество, с одной стороны, получило проблему возрастающего загрязнения, с другой — рост текущего благосостояния, который позволил обратить внимание на более долгосрочные проблемы. Первые нормативные документы в этой сфере появились еще в середине ХХ века, когда лондонский смог унес жизни более 10 тыс. человек. Они были в первую очередь направлены на ограничение текущего загрязнения. В 1987 году в ООН была принята Концепция устойчивого развития человеческого общества, согласно которой потребности нынешнего поколения могут удовлетворяться только без ущерба для будущих. Это в том числе предполагает, что необходимо ограничивать не только загрязнение, влияющее на население сегодня, но и несущее долгосрочные риски для экологии в будущем. Частью концепции устойчивого развития является блок зеленых технологий, минимизирующих воздействие человека на окружающую среду и позволяющих вести бизнес ответственно. Чистые технологии занимают 3-е место в мире по объему вложений после ИТ и биомедицинских технологий. Для венчурного инвестирования это одна из самых перспективных отраслей; лидируют в ней Китай, Европа и США. Большие надежды возлагаются на технологические прорывы: индустриальные гиганты выделяют многомиллиардные бюджеты на разработку инновационных решений и покупают разработки стартапов. Поскольку корпорации имеют естественную тенденцию максимизировать текущую прибыль, стимулами к внедрению зеленых технологий становятся меры государственной политики (стандарты, налоги, субсидии), а также новые возможности для развития «экологичного» бизнеса; создаются специальные исследовательские центры и фонды, зачастую при поддержке государства. В США, например, действует множество программ, направленных на развитие природоохранных технологий. В Китае функционирует более 1600 государственных инкубаторов и научных парков, большинство из них вовлечены в проекты по разработке экологически чистых технологий. Так что КНР занимает одну из лидирующих позиций в мире по патентам в шести основных областях, включая ветровую энергетику, производство биотоплива и экологически чистое использование угля. Даже сокращение ВВП в первом квартале 2020 года и социально-экономические последствия COVID-19 не помешают росту китайских стартапов, принадлежащих к новым отраслям промышленности стратегического характера. Южная Корея тоже взяла курс на зеленую высокоэффективную экономику. За счет производства экологически чистых автомобилей там стремятся придать импульс развитию национального автопрома и поучаствовать в борьбе с глобальным потеплением. Помимо прямой отдачи в виде улучшения качества окружающей среды, преобразования в рамках зеленой экономики позволяют дополнительно увеличить ВВП, создать новые рабочие места, сформировать новые отрасли промышленности и сферы услуг, снизить потребление ресурсов и расширить потребление побочных продуктов, а также обеспечить более здоровые и равноправные условия жизни для населения. Например, авиатранспорт сейчас использует на 50–60% меньше энергии в расчете на одного пассажира по сравнению с началом 1970-х. Более эффективной стала добыча нефти и газа; если раньше попутный газ сжигался в факелах, сейчас его закачивают в пласт для повышения нефтеотдачи. Повторно используются строительные материалы, утилизируется мусор и т.д. Ключевой в чистых технологиях остается энергетика. Основные направления ее экологизации — повышение энергоэффективности и развитие новых источников энергии, в первую очередь возобновляемых. По уровню развития зеленых технологий Россия значительно отстает от стран, лидирующих в этом направлении. Отечественные зеленые патенты на общем рынке составляют всего 1%. Хотя заметные подвижки есть: в 2019 году Россия официально присоединилась к Парижскому соглашению, регулирующему меры по снижению содержания углекислого газа в атмосфере, поскольку оксид углерода считается одним из наиболее значимых факторов, влияющих на изменение климата. Проявилась тенденция к росту спроса и инвестиций, в первую очередь в солнечную энергетику, энергосбережение и разработку электромобилей, создаются институты развития инновационной экономики. В России традиционно большую роль в экономических процессах играет государство. На государственном уровне реализуется нацпроект «Экология» общей стоимостью более 4 трлн рублей. Цели нацпроекта расписаны до 2024 года. В рамках его реализации принимаются новые планы и законы, утверждены основы госполитики в области экологии, только в 2019 году было привлечено 0,5 трлн рублей внешних средств. Для экологической сферы такая системная поддержка особенно важна, поскольку без регуляторной политики действия экономических субъектов имеют тенденцию к более краткосрочному планированию, чем требуется для реализации проектов, приносящих долгосрочный положительный эффект на экологию. Безусловно, в последнее время общество стало более ответственно относиться к проблеме осознанного потребления. Россияне не только заявляют о своей готовности к экологичному образу жизни, но требуют от государства и компаний экологической ответственности, покупают продукты, произведенные с использованием чистых технологий, готовы предпринимать дополнительные усилия, направленные на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду, в частности заниматься сортировкой мусора. В стране развиваются экоактивизм и эковолонтерство. Под воздействием соответствующего запроса со стороны общества бизнес начинает проявлять интерес к экопроектам как минимум в рамках имиджевых инвестиций. Современные города стремятся создавать не только умными, но и экологичными. Появляются зеленые возможности для бизнеса, которые открывают доступ к новым источникам дохода. Формируются новые виды бизнеса в совершенно разных отраслях, например каршеринг, производство солнечных батарей, электротранспорт. Серьезным барьером для развития остаются сроки экономической эффективности. На первоначальном этапе внедрение зеленых технологий достаточно затратно, увеличение прибыли компании и рост ВВП необходимо оценивать в долгосрочной перспективе. Среди других ограничений — недостатки правового регулирования, сложность перестройки громоздкой энергетической и транспортной инфраструктуры, дефицит квалифицированных кадров. Во всем мире идет ужесточение регулирования, в том числе введение экономических стимулов, направленных на значительное снижение воздействия промышленности на окружающую среду. Можно спорить о научной обоснованности влияния СО2 на экологию, необходимости заботы о природе в принципе, но нельзя игнорировать общественное давление. Общественное мнение оказывает серьезное влияние на лица, принимающие решения; в результате в различных странах все чаще реализуются меры по стимулированию экономических субъектов к более экологичному поведению. Россия в любом случае не сможет это игнорировать, так как глубоко интегрирована в мировую экономику. Необходимость быть частью мировой экономики не оставляет выбора: без использования чистых технологий Россия не сможет успешно конкурировать на международном рынке. В частности, сейчас в ЕС активно обсуждается введение «углеродного налога». В результате его введения произведенный без использования зеленой технологии товар будет или облагаться запретительным налогом, или же его экспорт запретят вовсе. «Углеродный налог» станет реальностью в ближайшие годы, это окажет значительное влияние на способность российских компаний вести бизнес за пределами своей страны. В этом случае речь идет не только о риске снижения прибыли, а о самой возможности вести торговые отношения с внешним миром. Основными товарными позициями российского экспорта остаются на сегодня топливо и металлопродукция — отрасли, традиционно связанные с существенным воздействием на окружающую среду и прямо подпадающие в фокус вводимого «углеродного налога». Современное экологическое законодательство в России достаточно жестко регулирует текущие загрязнения, но в нем уделяется относительно мало внимания ограничению долгосрочного воздействия на окружающую среду в логике минимизации «углеродного следа». Однако Россия вынуждена будет синхронизировать внутренние требования с глобальными тенденциями, поскольку российская промышленность не может существовать исключительно за счет внутреннего рынка. В отличие от Китая, Европы и Америки, в России до сих пор не проводилось масштабных программ, вовлекающих стартапы в работу над концепцией устойчивого развития и снижения воздействия человека на окружающую среду. В августе этого года был запущен первый проект такого плана. Это экологический акселератор Green Tech Startup Booster, организованный Фондом «Сколково» при поддержке ключевых министерств, вовлеченных в решение экологических задач: Министерства природных ресурсов и экологии, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерства энергетики. Особенность экологической программы Green Tech Startup Booster заключается в том, что для решения общей и важной для общества задачи устойчивого развития Фонд «Сколково» объединил промышленных крупных партнеров из различных отраслей, таким образом формируя для экологических стартапов уникальные возможности по развитию своего бизнеса. Индустриальные партнеры программы Green Tech Startup Booster, среди которых «СИБУР», НЛМК, Helyx, «Северсталь», «Татнефть», «Газпромнефть», «Трубная металлургическая компания», получат инновационные технологии для реализации своих экологических программ; компании-разработчики — возможность для быстрой реализации пилотного проекта и масштабирования, возможности привлечения частных инвестиций и получения государственных инструментов поддержки. Некоторые из компаний — партнеров программы являются прямыми конкурентами на отдельных рынках, но это не мешает им сотрудничать в рамках данной программы, поскольку есть общее понимание, что улучшение экологии является глобальной стратегической задачей. Благодаря участию в программе иностранных индустриальных партнеров, таких как Total, EDF, ENEL, стартапы получат доступ к экспертизе мирового уровня и возможность выхода на международные рынки. В своем проекте мы нацелены не только на российские стартапы. Задача видится в том числе в обеспечении притока наиболее инновационных технологий в Россию, чтобы дать возможность индустриальным партнерам внедрить действительно лучшие разработки. Фонд «Сколково» обладает обширной мировой сетью партнеров, благодаря чему в рамках программы могут быть привлечены и международные стартапы. Зарубежные высокотехнологичные компании смогут также воспользоваться программой «софтлендинга» от Фонда «Сколково», которая позволяет начать работу в России не только для продажи своих технологий, но и с целью глубокой локализации разработок, открытия производств и создания рабочих мест на территории нашей страны. В числе научных партнеров акселератора — РХТУ им. Менделеева, РГУ нефти и газа им. Губкина, МИСИС, МФТИ, Сколтех и другие вузы, которые позволят обеспечить высокий уровень экспертизы в рамках этого проекта. Также мы ожидаем, что наши научные партнеры предоставят разработки на базе собственных компетенций. В России есть хорошая научная база. Одна из общих задач «Сколково» — способствовать коммерциализации разработок на ее основе. Темы акселератора Green Tech Startup Booster перекликаются с направлениями нацпроекта «Экология». Важно понимать, что Фонд «Сколково» выступает не просто оператором акселерационной программы, но является институтом развития, содействующим развитию технологических компаний в России на глобальном уровне. Поэтому заявители смогут претендовать на полномасштабную поддержку Фонда «Сколково», включая грантовое финансирование. Я уверен, что программа Green Tech Startup Booster позволит повысить эффективность работы модели «Открытых инноваций» в направлении «Экология», благодаря которой крупные компании получат наиболее современные и эффективные решения. В случае успеха в этом году проект будет проводиться на ежегодной основе и станет одним из вкладов Фонда «Сколково» в реализацию нацпроекта «Экология» и решение глобальных экологических проблем.