Стать меломаном за два часа

Имеются в виду именно массовые опэн-эйры (open air – концерты под открытым небом) в местах масштабных торжеств, аккумулирующие самую разную публику, которая, порой, слышит классику впервые. Пожалуй, такие проекты случаются только в Москве и Петербурге, да и то редко. Но некоторое время назад приобщать подобным образом к симфоническому искусству самую широкую аудиторию стал Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан. Идея, как и все новаторства этого коллектива, исходила от его руководителя – народного артиста России, маэстро Александра Сладковского. Дирижер стал инициатором выступлений на заводах, в ВУЗах республики. И был уверен, что для его оркестра одинаково важны концерты как в Москве, Петербурге, Европе, так и в городах Татарстана и соседних регионов. Несмотря на многочисленные голоса скептиков Сладковский и его музыканты целенаправленно воплощали благородную идею нести искусство в массы. Артисты показали, насколько важна и актуальна полузабытая, отринутая за не востребованностью аксиома о необходимости воспитания публики, формировании общественной культурной среды путем самых широко доступных просветительских акций. Доказательством успешности инициативы Сладковского становилась реакция слушателей: если на первых открытых концертах ГСО РТ публика замирала и останавливалась слушать классические шедевры, скорее, от удивления, то сегодня зрители оперативно занимали абсолютно все возможные пространства. Такая тысячная аудитория собралась на масштабном концерте под открытым небом в самом центре столицы Татарстана – на площади у Дворца Земледельцев. В рамках масштабных торжеств к 100-летию Республики Татарстан ГСО РТ под управлением Александра Сладковского провели свой первый концерт сезона, ставший также подарком Казани ко Дню города. А ещё это выступление открыло фестиваль "Казанская осень", который был создан 10 лет назад Александром Сладковским и давно стал одним из крупнейших музыкальных событий региона. Альбина Шагимуратова, Александр Сладковский, Игорь Головатенко. Фото: Пресс-служба фестиваля В программе вечера оркестру удалось подчеркнуть все свои достоинства. Европейской стильностью отличались фрагменты опер Верди, Пуччини и Чайковского. Знаменитые арии и увертюры исполнялись на одном дыхании. Особую ноту торжественности внесло сообщение о завершении работы над записью небывало масштабной серии компакт-дисков, посвящённых 180-летию П.И.Чайковского и включающих все симфонии и концерты композитора. Презентовал эту антологию записей сам маэстро, предваряя звучание музыки "Итальянского каприччио" великого классика. Обращение дирижёра абсолютно не выглядело официальным, а мгновенно создало атмосферу домашнего гостеприимства, так, что каждый слушатель огромного стоячего партера почувствовал себя вовлечённым в праздник. Поздравляя всех с юбилеем Татарстана и Днём города, маэстро вспомнил, как десятилетие назад впервые поводился фестиваль "Казанская осень". Тогда Дворец Земледельцев еще только строился, на месте нынешнего зрительского партера был довольно неприглядный, наполовину разрытый строителями пустырь, а в будущее подобных масштабных выступлений под открытым небом верилось мало. Однако, вот уже десять лет подряд Госоркестр Татарстана дарит всем свою музыкальную "Казанскую осень", и этот фестиваль стал одной из традиций столицы республики. Дворец Земледельцев. Фото: Пресс-служба фестиваля Всероссийскую известность фестивалю принёс не только тот факт, что его концерты стали крупнейшими open air проектами в своём регионе, но и выступлениями знаменитых солистов, которых Александр Сладковский неизменно привлекает к участию в "Казанской осени". На этот раз звёздами вечера стали солистка Мариинского театра Альбина Шагимуратова (сопрано) и солист Большого театра Игорь Головатенко (баритон). Для Альбины Шагимуратовой Казань значила очень много в биографии: в этом городе началось профессиональное становление певицы, а Казанская консерватория стала стартом певицы к победам на крупнейших международных конкурсах и к триумфам на лучших сценах мира. Приглашение выступить в столь много для неё значащей Казани в канун столь масштабных юбилейных торжеств наполнило особым вдохновением голос певицы, который, не смотря на акустические сложности открытой сцены, переливался всем богатством красок. Не менее артистичным и творчески раскрепощённым предстал в галерее разнообразных образов Игорь Головатенко. С каждым эпизодом программы эмоциональный накал всё возрастал, хотя с первых фанфар "Итальянского каприччио" Чайковского, открывшего вечер, сразу же была установлена высокая планка. Отложенные на завершение концерта знаменитые неаполитанские песни еще больше воодушевили публику. А сыгранный, впрочем, как и всегда, с небывалой отдачей и бешеной энергией, симфонический фрагмент "Стан Тамерлана" из оперы Александра Чайковского "Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане" стал настоящей кульминацией праздника. Оркестр порадовал отличной формой, что неудивительно: только что в августе, музыканты со Сладковским записали коллекцию симфонических произведений Рахманинова, отточив в этом проекте ансамбль и техническое мастерство. Альбина Шагимуратова и Александр Сладковский. Фото: Пресс-служба фестиваля Наблюдая, с каким восторженным воодушевлением казанская публика встречает каждый номер программы, становилось понятно, что каждого артиста, выступающего в этот вечер перед огромной аудиторией Дворца Земледельцев, можно считать народным артистом Татарстана. Тем более символичным стало официальное вручение накануне концерта звания Народного артиста Республики Татарстан Александру Сладковскому. Те два часа, которые длился концерт, наверняка для многих слушателей стали шагом на пути приобщения к симфонической музыке, а кто-то из тысячной аудиторией, возможно, станет истинным меломаном. Несомненно, Сладковский и возглавляемый им Государственный симфонический оркестр Татарстана вносят важнейший вклад в формирование культурного социума республики.

Стать меломаном за два часа
© Ревизор.ru