The Telegraph (Великобритания): дорогая Би-би-си, мы не хотим жить в стране самообмана и бесславия!
Программа последнего вечера променадных концертов (или сокращенно «Промс» — прим. ред. ИноСМИ) круто изменится. Этот столп классической музыки, основанный в 1895 году, виноват не только тем, что вопиюще исторический, но и тем, что побуждает людей радоваться тому, что они британцы, — будто им есть, чем гордиться! Би-би-си не хочет никого оскорблять, если только вы не белый налогоплательщик, который голосует за консерваторов (в таком случае вы этого заслужили). Поэтому в этом году излюбленные в народе песни «Правь, Британия, морями» и «Страна надежды и славы» заменят на нечто, более созвучное духу времени. Почему бы не оторваться на всю катушку и не исполнить их тщательно отредактированные версии сборным хором товарищей-корбинистов и сотрудников Би-би-си? Все вместе, три-четыре! Страна с гнусным прошлым, душительница свобод, Как нам проклясть тебя, о ненавистная? Наши протесты всё громче и несноснее, Бог его знает, как мы сердиты. А если серьезно, то когда уже это гнусное полчище самодовольных левых вандалов оставит в покое нашу культуру и традиции? Похоже, они не уймутся, пока не запретят все подозрительные статуи, все воодушевляющие гимны и все стихотворения, вышедшие из-под пера презренных белых мужчин (извините, но сюда относятся практически все великие поэты, кроме, разве что, Эмили Дикинсон). Во французском государственном гимне есть строчка «и наши нивы, и сады вмиг кровь нечистая зальет», — и я что-то не помню, чтобы кто-то предлагал его запретить. В отличие от нашей столичной элиты, которая считает презрение к собственной истории признаком изысканности, а патриотизм — вульгарным спазмом простолюдина, Франция не пестует ненависть к себе. Французы по-прежнему гордятся тем, что они французы. На фоне «Марсельезы» «Правь, Британия, морями» звучит столь же ура-патриотически, как «Anarchy in the UK» («Анархия в Соединенном Королевстве») группы Sex Pistols, — но это не помешало Би-би-си вычеркнуть всенародно любимую песню из финала променадных концертов. То есть, не совсем вычеркнуть. В качестве компромисса, чтобы никто не обиделся, прозвучат инструментальные версии этих песен — без текста. Это что же получается: на той же неделе, когда уходящий генеральный директор Тони Холл заявил на Эдинбургском телевизионном фестивале, что «никто не может донести голос Британии и ее ценности до мира лучше Би-би-си», его корпорация заставила замолчать один из самых старинных голосов нашей страны, чтобы ненароком не оскорбить кучку политкорректных вояк из Твиттера? Что лорд Холл имел в виду на самом деле, так это то, что лучше всего Би-би-си доносит до мира собственный голос и ценности. Глобалистский дух Британской радиовещательной корпорации имеет прискорбно мало общего с чувствами самих британцев. Это объясняет, почему свои телевизионные лицензии отменяют по 500 человек в день, а кампания «Долой Би-би-си»!" набирает обороты. Каждый год мы платим корпорации более 5 миллиардов фунтов стерлингов, из которых 5 миллионов фунтов идут на фестиваль «Би-би-си Промс». Каждый, кто платит за ТВ-лицензию на цветное телевидение, вносит примерно 19 пенсов на билеты для относительно небольшого числа поклонников классической музыки, которые будут наблюдать концерт в Королевском Альберт-холле воочию. Я лично не против. Думаю, вы тоже. Наоборот, мы даже гордимся тем, что поддерживаем легендарный, чисто британский фестиваль, чей финал — невероятно глупая, но неизменно радостная и трогательная веха в национальном календаре. Однако гордость сменяется отвращением, когда выясняется, что наши деньги идут на то, чтобы разрушить это славное учреждение и потихоньку лишить его британскости, потому что Би-би-си решила, что обязана преклониться перед людьми вроде дирижера Далии Стасевской из Финляндии, — она сторонница движения «Жизни черных важны» (Black Lives Matter) и убеждена, что настало время «перемен». Увы, общественные ограничения из-за эпидемии covid-19 обеспечили культурным вандалам идеальное алиби. Запретить подпевки при живой публике они бы не посмели. Вы спросите, почему это женщина из белейшей страны мира диктует условия и без того потрясающему фестивалю, который радует британцев уже 125 лет? Многие из нас с любовью вспоминают времена, когда на сцене стоял сэр Эндрю Дэвис (Andrew Davies). Его сияющий лик плюшевого мишки идеально воплощал дух музыкальности, озорства и чистого веселья «Промс». К сожалению, веселье Би-би-си запретила в 2017 году, потому что борцы за социальную справедливость из Пекхэма пожаловались, что улыбка — это «культурное присвоение». В этом году организаторы «Промс» заявили, что намерены сделать фестиваль «более инклюзивным», чтобы он не ассоциировался с колониальным прошлым и рабством. Забавно: «более инклюзивный» значит исключить миллионы людей, которым нравится подпевать, размахивая «Юнион Джеком». Но несмотря на ежедневные лекции Би-би-си, еще не все зрители выучили, что их страна — адская дыра для расистов, а ее прошлое — сплошной повод для стыда. Словно воплощая новое поколение комиссаров культурных войн, Ричард Моррисон назвал в журнале «Би-би-си» «Землю надежды и славы» и «Правь, Британия, морями» «анахроничной чепухой». Моррисону, кажется, невдомек, что британцы вообще обожают анахроничную чепуху. Посмотрите на королевскую семью. Они следующие, помяните мое слово. Песню «Правь, Британия, морями» иногда называют «национальным воздухом». Этот красивый, старомодный термин обозначает вокальную композицию, но вместе с тем передает ощущение мелодии, которая витает в воздухе и поется поколениями. С момента своего создания в 1740 году эта песня вошла в нашу культурную ДНК. Ее цитировали Гилберт и Салливан. Часть припева — «ныне, присно и вовек» («не быть с рабами») — предположительно стала темой для красивейшего из всех британских произведений, «Загадки» Элгара. С первых десяти нот нашей дерзкой национальной мелодии свое произведение «Бешеные псы и англичане» начал Ноэл Кауард. Разве хоть один человек из тех, кто страстно подпевал «Правь, Британия, морями» или «Страна надежды и славы» за последние полвека, хоть раз задумывался о колониализме или рабстве? Не смешите меня. Когда я пару лет назад была на «Промсе», оркестр исполнил «Торжественный и церемониальный марш № 1 ре мажор», и у всех в толпе тут же встали по стойке смирно волосы на тыльной стороне руки. Это был чудесный миг ностальгии и единства. Как редко испытываешь удовольствие просто от того, кто мы есть. Би-би-си совершила ужасную — возможно, фатальную — ошибку, потворствуя горластому меньшинству «пробудившейся» молодежи за счет лояльных пожилых потребителей. Консерваторы, которые уже советовались насчет того, чтобы перестать наказывать за неуплату лицензионного сбора, теперь получили козырь в руки. Даже лидер лейбористов сэр Кир Стармер (Keir Starmer), верно оценив настроение общественности, отказался поддерживать своих левых друзей из Би-би-си, назвав «Торжественный и церемониальный марш» «неотъемлемой частью британского лета». Умница! К счастью, вчера Борис вернулся к своей лучшей форме и выразил те недоверие и тревогу, что испытывают миллионы из нас, видя, как рушится наша культура. «Полагаю, пришло время прекратить в смущении умирать со стыда по поводу нашей истории, наших традиций и нашей культуры и прекратить эти припадки самобичевания и мягкотелости», — прогремел он. Сейчас обсуждается план собрать большой «неполиткорректный» хор и в последний вечер променадных концертов спеть «Правь, Британия» и «Землю надежды и славы» у стен Би-би-си. По крайней мере, это будет сигнал для Би-би-си, которая презирает тех, кто ее содержит, что британцы никогда не будут рабами догмы — «ныне, присно и вовек». И не будут стыдиться за свое происхождение.