Войти в почту

Концерт Михаила Елизарова открыл программу мероприятий "Есенин Центра" в Рязани

30 августа на рязанского сцене кафе-клуба "Старый парк" был организован концерт Михаила Елизарова. Этот известный писатель недавно был признан лауреатом премии "Национальный бестселлер" 2020 года. Но Михаил Юрьевич не только литератор, но и сценический деятель. Уже более 10 лет он концертирует по стране с песнями собственного сочинения в собственном же исполнении. На днях с Елизаровым-артистом "вживую" познакомилась рязанская публика. Открывая творческий вечер, Алексей Колобродов , куратор "Есенин Центра", от лица организации, а также ее инициатора и основателя Захара Прилепина поздравил всех с этим событием. По словам Колобродова, с концерта Михаила Елизарова стартовала программа творческих встреч с интересными людьми и других культурных мероприятий "Есенин Центра". Акций запланировано много, но приступить к выполнению планов в полную силу пока мешают объективные обстоятельства, эпидемиологическая обстановка. Поэтому концерт Михаила Елизарова прошел в относительно узкой аудитории. Алексей Колобродов назвал этот вечер подарком рязанской творческой интеллигенции и общественным деятелям, которые так или иначе помогали "Есенин Центру" состояться. Что касается Михаила Елизарова, куратор "Есенин Центра" представил его как самого яркого исполнителя в жанре, который он сам создал и сам развивает. Михаил Елизаров прибыл в Рязань с двумя трэвел-гитарами: одна акустическая со звукоснимателем, производства C.F. Martin & Company – знаменитой американской компании по производству гитар, известной с середины XIX века, другая – "обыкновенная" электрическая. Трэвел-гитарами называются небольшие инструменты "походного" формата. Основной инструмент артиста – акустическая гитара, вторая предназначена на случай возможных форс-мажоров (на этом концерте таковых, к счастью, не случилось). Михаил Елизаров и трэвел-гитара с историей. Песенное творчество Михаила Елизарова в чем-то перекликается с его прозой. Во-первых, оно строго "18+" по лексике. Во-вторых, в нем, пожалуй, еще больше, чем в книгах автора, заметны постмодернистские эксперименты не только со словом и стилем, но и с привычными представлениями, идеологемами, опровержением устоев и разрывом шаблонов. Этим, вероятно, объясняется наличие в его репертуаре кавер-версий на некоторые популярные песни советской эстрады – "Солнечный зайчик" Новеллы Матвеевой или "Сады цветут" Михаила Рябинина и Владимира Шаинского. Кавер на песню "Сады цветут" не затрагивает слов – это все тот же лирический текст, только исполненный мужским голосом в агрессивной манере под аккомпанемент одной гитары. Но все же кавер-версии – не самые типичные образцы песен Елизарова. Чаще он делает своеобразные "пародии" на давно сложившиеся жанры – городского романса, салонного романса, бардовской песни, военного марша и даже блатной лирики. Или же "поклоны", как выражается автор, величинам прошлого – Владимиру Высоцкому, Александру Галичу, развивающие их темы и использующие цитаты из стихов. Течение концерта показало: песенное творчество Елизарова хорошо известно рязанцам (вероятно, из интернета). У писателя в этом городе сложилось даже своеобразное фан-сообщество, знающее его песни и просившее исполнить любимые номера. Однако сложилось впечатление, что артист и часть его аудитории немного "недопонимали" друг друга. Михаил Елизаров – человек энциклопедической образованности (кстати, он работает в одной из математических лабораторий) и широкого кругозора. Выбранный им песенный и прозаический язык – обсценная лексика, сниженный тон, внимание к уродствам бытия – для автора, по-видимому, поиск новых средств художественного выражения, но его легко понять, как только высказывание про что-то запретное, скандальное, и именно это привлекает определенный круг поклонников. От Елизарова несколько раз настойчиво требовали спеть песню про Чикатило. Он отказался, сославшись на то, что давно не исполнял ее и подзабыл. Очередь за селфи с исполнителем. Об этом любопытном противоречии между личностью автора и его художественным образом, а также о новом романе "Земля" – лауреате "Нацбеста" – стоило бы побеседовать с Михаилом Елизаровым более подробно. Однако писатель принципиально не дает интервью. Как он признался "Ревизору.ru", на сегодня в его биографии лишь одно "антиинтервью" о сложных математических материях. Интервью традиционного формата литератор не любит – по его словам, они ухудшают энергетику. Энергетика – несомненное достоинство публичных выступлений Михаила Елизарова, проходящих на волне сплошного "драйва", как сегодня принято говорить. А также писатель ценит мгновения в их своеобразии, а не последующее воспроизведение, которое так или иначе искажает действительность. Надеемся, что программа деятельности рязанского "Есенин Центра" вскоре все же будет последовательно реализована, и в рамках его деятельности жителей и гостей города ждет еще много сюрпризов и культурных потрясений.

Концерт Михаила Елизарова открыл программу мероприятий "Есенин Центра" в Рязани
© Ревизор.ru