Брызгалов: «Главное сегодня – это здоровье как музыкантов, так и слушателей»

Эксперты Координационного совета некоммерческих организацийhttps://www.youtube.com/watch?v=_vjtuZFM19s&t провели конференцию «Деятельность музыкальных коллективов после карантина – как выйти из кризиса». Генеральный директор Российского национального музея музыки, президент Ассоциации «Духовое общество имени Валерия Халилова» и эксперт КС НКО Михаил Брызгалов рассказал Общественной службе новостей о монетизации онлайн-программ, нехватке духовиков и страсти человека к музыке.
Брызгалов: «Главное сегодня – это здоровье как музыкантов, так и слушателей»
Фото: Общественная служба новостейОбщественная служба новостей
Михаил Брызгалов. Фото: myseldon.com
– Пандемия коронавируса, это, конечно, кризис. Но, как известно, кризис заставляет искать новые пути. Какие возможности дала пандемия музыкантам?
– Все деятели культуры особое внимание в это время уделили онлайн-формату. Музыканты и руководители концертных площадок – не исключение. Трансляции концертов в прямом эфире привлекали зрителей и слушателей во всем мире. Это касается не только популярной и эстрадной музыки, но и классической. Так, портал «Культура.РФ», аудитория которого во время пандемии превысила 28 миллионов человек, стал одним из российских хедлайнеров в сфере организации прямых трансляций концертов по всей России. А первые трансляции представлений из «золотого фонда» Большого театра объединили три миллиона уникальных зрителей из 134 стран. Это большой прорыв для классической музыки, позволяющий не только стирать границы между государствами, но и соединять традицию и новации.
В это же время многие уделили особое внимание оцифровке своего творчества на таких крупных медиасервисах, как «Яндекс.Музыка». Российский национальный музей музыки – один из первых музеев страны, который разместил на портале фондовые аудиозаписи. Сейчас там можно послушать песни военных лет, творчество , звучание шедевров Страдивари и многое другое.
Крупные компании также использовали это время с пользой. Например, шведский стриминговый сервис Spotify – один из гигантов в этой области – объявил о начале работы в России.
– Расскажите про зарубежный опыт. Есть ли какие-то успешные практики?
– Наши зарубежные коллеги внимательно подошли к организации специальных PR-акций и фандрейзинговых кампаний, которые позволили не только громко заявить о том, как важно в это тяжелое время поддержать музыкантов и концертные площадки, но и акцентировать внимание на том, что в тяжелые времена музыка особенно связывает родных и близких.
Например, этим летом струнный квартет, состоящий из музыкантов оркестра Барселоны, сыграл концерт в оперном театре «Лисео» перед 2292 растениями. Люди по всему миру наблюдали за происходящим в прямом эфире, а после представления растения подарили медикам городской больницы Барселоны. Музей скрипки в Кремоне, итальянской музыкальной столице и одном из наиболее пострадавших регионов страны, подготовил специальные трансляции – на крыше городской больницы и на вершине великолепной колокольни Торраццо, откуда открывается вид на город.
– Кто из индустрии, на ваш взгляд, пострадал больше всех?
– Больше всего из-за пандемии пострадала концертная и гастрольная деятельность и музыкальные фестивали, которые чаще всего проводятся весной и летом. Этот урон нам придется восстанавливать в ближайшее время. И конечно, в связи с этим нужно начинать учиться монетизировать музыкальные и концертные программы в формате «онлайн», а также осваивать опыт проведения успешных фандрейзинговых кампаний.
– Что делать выпускникам, которым и так непросто пробиться на концертные площадки?
– Уверен, что возможности для молодых, интересных музыкантов и творческих коллективов есть всегда. Талант, энтузиазм и преданность делу всегда ценились, а в кризисные времена особенно. Кроме того, как президент «Духового общества» могу сказать, что, например, «духовиков» в стране категорически не хватает. В прошлом году только Московская консерватория набрала достаточное количество студентов по этому направлению. Одна из важнейших задач Ассоциации – способствовать решению этой проблемы.
В целом отмечу, что в последнее время престижу профессии музыканта и значимости творческих коллективов уделяется особенное внимание. и многие другие руководители ведущих музыкальных коллективов страны не раз об этом говорили.
– Сейчас ведется много споров о том, как проводить концерты, как рассаживать музыкантов и зрителей, какие меры предпринимать? Какое ваше мнение на этот счет?
– Даже звучало мнение, что «духовики» должны играть через специальный защитный экран. Однако это сделать невозможно, и было решено не заниматься не изученными в мире экспериментами.
В России внимательно следят за международным опытом. Наши зарубежные партнеры принимают самые разные меры: организовывают шахматную рассадку, разрешают исключительно сольные и камерные концерты, проводят представления только на свежем воздухе и так далее Это новая реальность, и мы должны учиться жить в ней. В конце концов главное сегодня – это здоровье как музыкантов, так и слушателей.
Так или иначе будут найдены оптимальные решения, потому что жизнь человека без музыки представить невозможно. Музыка звучит везде: в автомобиле, в наушниках по дороге на работу, дома. А значит страсть, заложенная в человеке к музыке, поможет преодолеть все временные препятствия для того, чтобы она звучала – не только онлайн, но и вживую.
Сообщение Брызгалов: «Главное сегодня – это здоровье как музыкантов, так и слушателей» появились сначала на Общественная служба новостей.
18+