Шефские связи: авиационная дивизия в Энгельсе и Самарская область дружат долгие годы

10 лет назад отношения были закреплены официально – заключено соглашение о сотрудничестве между Правительством нашего региона и летчиками. Самарцы оказывают социальную поддержку солдатам, офицерам и их семьям. А военнослужащие помогают нашей молодежи подготовиться к службе в армии Подарок самарцам Делегации из Самарской области несколько раз в год приезжают в гости к летчикам. Например, в конце августа нынешнего года празднование дня рождения легендарного соединения по поручению председателя Самарской губернской думы Геннадия Котельникова посетили депутаты Владимир Дуцев и Виктор Воропаев. Они передали памятные подарки. Напомним, что имя "Самара" было присвоено одному из стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-95М, собранному на Куйбышевском авиационном заводе. А его собрат - Ту-160 получил имя легендарного конструктора Николая Кузнецова, создавшего уникальное семейство двигателей НК. Первый же турбовинтовой двигатель Николая Кузнецова - НК-12 - пошел на оснащение стратегического самолета Ту-95. Он с 1956 года и до сих пор стоит на вооружении дальней авиации. Самарскими двигателями НК-32 оснащены самые мощные и грозные летающие машины Ту-160. - 9 Мая пилоты авиационной дивизии сделали настоящий подарок самарцам,во время в воздушного параде. Стратегические бомбардировщики с Энгельсской авиабазы Ту-95 и Ту-160 участвовали в параде в Москве, после чего пролетели над Волгой вдоль набережной Самары. - рассказал ветеран советской и российской авиации Владимир Пташинский. - В 2004 году на МАКСе я увидел, что некоторые самолеты дальней авиации носят имена городов. Самары среди них не было. Я подумал, что это непорядок. Ведь именно в Куйбышеве были разработаны и начали производиться двигатели для самолетов дальней авиации, которую в буквальном смысле поставили на крыло. Мы решили исправить положение и в областном Правительстве, и мэрии нас поддержали. Была проведена большая организационная работа. Ездили в Генеральный штаб и другие военные ведомства. Стоит отметить, что именно Дмитрий Азаров, будучи на тот момент исполняющим обязанности главы города, подписал ходатайство о присвоении самолету имени "Самара". В нынешнем году он был на ремонте. Сейчас начались облетные испытания, и скоро самолет вернется в часть. Мы дорожим отношениями между нашей областью и дивизией, поддерживаем их как бюджетными, так и внебюджетными средствами. Оказываем помощь в ремонте казарм и учебных корпусов, в их техническом оснащении. Например, были подарены два трактора ДТ-75. А про оргтехнику и кондиционеры мы и не говорим. В Самаре проживают многие офицеры, служившие в Энгельсе и ушедшие в запас. Там им помогают решать многие бытовые вопросы. А наши учебные заведения готовят инженерные кадры для авиационной промышленности и авиационных частей. В частности, выпускники военной кафедры Самарского университета часто заключают контракты и служат в 22-й Донбасской Краснознамённой дивизией дальней авиации. У нее славные боевые традиции. Важно, чтобы самарские школьники и студенты знали о этом. Особенно в год 75-летия Великой Победы. Славная история Боевая история дивизии берет свое начало в марте 1942 года. Она создается как 62-я авиационная дальнего действия на аэродроме Дягилево. С 16 апреля начаты полеты с аэродромов Монино и Ногинск. В сентябре стали летать на самолетах Ли-2. Они наносили удары в районе Сталинграда. 18 сентября 1943 года соединению присвоили звание – 9-я гвардейская авиационная дивизия дальнего действия. За участие в боях по освобождению Донбасса дивизия была переименована в 22-ю гвардейскую Донбасскую бомбардировочную авиационную дивизию. С января 1945 года до победоносного завершения Великой Отечественной войны воевали вместе с полками Белорусского фронта и наносили удары по портам Пиллау, Гдыня, Свинемюнде. В конце апреля экипажи бомбили Берлин. За образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм 11 июня 1945 года указом Президиума Верховного Совета СССР дивизия была награждена орденом Красного Знамени. Всего за годы войны экипажи дивизии совершили почти 15 000 боевых вылетов, сбросили 14 178 тонн бомб. В послевоенный период полки дивизии базировались на аэродромах Белоруссии. Они одними из первых в дальней авиации стали летать на самолетах Ту-4, а в 1955 году первыми освоили реактивный дальний бомбардировщик Ту-16. С 1964 года 121-й и 203-й полки осваивают самолет Ту-22. Экипажи дивизии первыми в дальней авиации стали на боевое дежурство с ядерными боеприпасами. В 1994 году Донбасская Краснознаменная тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия перебазировалась в Энгельс. В рамках оптимизации структуры Вооруженных Сил РФ она неоднократно меняла свой состав и название. С 2016 года вновь стала 22-й гвардейской. Командиром дивизии назначен Олег Пчела. Он не раз бывал в Самарской области на оборонных предприятиях и принимал участие в различных патриотических акциях, а также проводил их на территории своей части. Выбирают авиацию Как рассказал депутат губернской думы Владимир Дуцев, ученики самарских и тольяттинских школ посещали подшефную дивизию. - Например, ребята из тольяттинской школы № 2 жили полноценной армейской жизнью. Делали вместе с солдатами зарядку, изучали оружие и даже стояли в наряде дневальными у тумбочки. Были на экскурсии и представители самарской школы № 132, - рассказал он. - Многие жители нашей области до недавнего времени проходили службу в Энгельсе. В любой приезд самарские и тольяттинские ребята посещают музей части. Многие его экспонаты уникальные. На стендах - ракеты Х-55 и Х-15, черные ящики самолетов, образцы авиационного оборудования, оптические прицелы, штурманские и радиолокационные приборы, авиационный фотоаппарат АФА-42, авиабомбы, авиационные фильтрующие противогазы, катапультное кресло, авиационная снаряжательная машинка и высотное снаряжение летчика - скафандр "Баклан" и части обшивки спускаемого аппарата Юрия Гагарина. Сегодня в музее находятся 14 самолетов, а также имеется экспозиция крылатых ракет, авиационного вооружения и боеприпасов. Часть попавших туда экспонатов была изготовлена в Самарской области. Как замечает Владимир Пташинский, после таких экскурсий многие ребята выбирают военные специальности и после окончания школы поступают в учебные заведения министерства обороны и других силовых ведомств. В последние время среди тех, кто решил стать офицером, много девушек. Например, дочь генерала Пчелы Екатерина несколько лет назад поступила в Краснодарское высшее военно-авиационное училище. Она стала единственной девушкой, которая обучается по программам дальней авиации. Ветераны авиации уверены, что самарские школьники еще не раз побывают в славном летном соединении. А пока им расскажут о его боевом пути на классных часах 1 сентября. Напомним, что на недавней августовской педагогической конференции Дмитрий Азаров призвал все школы губернии посвятить классные часы 1 сентября теме вклада нашего региона в Великую Победу. - Я очень надеюсь, что вы вспомните и наши великие победы, и великие имена наших земляков-Героев, и, конечно же, вспомните еще раз и расскажете, какую роль сыграл наш регион в этой Великой Победе. Расскажете и о том, что благодаря решению Президента столица нашего региона – Самара – получила высокий статус Города трудовой доблести, – сказал губернатор. Фото: Самарская губернская дума

Шефские связи: авиационная дивизия в Энгельсе и Самарская область дружат долгие годы
© СОВА