Нижегородская event-индустрия на грани краха
Концертно-театральная деятельность в Нижегородской области не ведется более чем полгода. Из-за случившейся во всем мире пандемии коронавируса исполнители не гастролируют, залы пустуют, а все запланированные на весну мероприятия перенесены ориентировочно на осень. Сентябрь — это время старта нового сезона, однако региональные власти не спешат давать представителям культурной сферы и event-индустрии разрешение на возобновление деятельности. И если так и дальше будет продолжаться, то, по мнению владельцев концертных площадок, агентств по развлечениям, театральных агентств, промоутеров и билетных касс, которые являются самой пострадавшей от COVID-19 отраслью, от культурной жизни Нижнего Новгорода «останется выжженная земля». Чтобы привлечь внимание общественности к своей проблеме, ведущие игроки индустрии организовали в четверг, 27 августа, пресс-конференцию, озаглавив ее в свойственной творческим людям манере #ШоуБезНас. Все мы бьем тревогу, потому что лишены права на работу, — взял первым слово генеральный директор «Нижегородконцерта» Александр Бениш. — Отрасль находится на грани банкротства и краха, потому что в нашем регионе действует тотальный запрет на организацию культурно массовых мероприятий. Но мы с вами живем не в закрытом городе. Мы видим, как люди свободно посещают рестораны, бары, торговые центры, ездят, порой, без средств индивидуальной защиты в битком набитых маршрутках, общественном транспорте, метро. И, глядя на это, я вижу абсурд в запрете нашей деятельности. По словам Бениша, нижегородцы уже научились жить в последствиях пандемии и даже уже устали от нее. А в соседних регионах — в Ижевске, во Владимире, Ярославле, Казани и других — с сентября открываются концертные залы, и возобновляется культурная жизнь. Но в тоже время в обществе муссируется тема того, что зрители в итоге оказались обманутыми теми, кто обещал им зрелища. Мы такие же заложники ситуации, но мы не сидим сложа руки — сохранили всю концертную афишу, передоговорились с концертными площадками, с артистами, перенесли мероприятия на осень и надеемся, что власти региона нас услышат и мы совместными усилиями сможем вернуть культурную жизнь нижегородцам. Человек цивилизованный не может просто ходить на работу, есть и спать. Люди хотят эстетически обогащаться, посещать театры, музеи, ходить на концерты, причем, в кругу себе подобных. И это очень важно с точки зрения социальной атмосферы в обществе, — резюмировал Бениш. Что касается приобретенных еще в марте билетов на концерты и выступления звезд шоу-бизнеса известных актеров, то здесь, как пояснила представитель компании «Билет НН» Елена Маргулец, то под перенос попали около 250 мероприятий, более 100 отменено, а сумма, уплачиваемая зрителями, на сегодня составляет более 72 млн рублей. Эти деньги заблокированы, мы не можем их использовать, согласно законодательству, — заявила Маргулец. Ее коллега Ольга Патракеева из компании «Кассир.ру» пояснила, что возврат средств за отмененный или перенесенный концерт в обычных условиях регламентируется Гражданским кодексом РФ, законом о защите прав потребителей и рядом других правовых норм. Однако в режиме повышенной готовности, который можно приравнивать к форс-мажору, правительство России на основании статьи 52.1 основ РФ о культуре имеет право вводить особое регулирование возврата билетов, что и было сделано сразу тремя постановлениями. Информация об отмене или переносе мероприятия должна быть размещена не позднее 14 дней с даты отмены режима повышенной готовности. Возвраты осуществляет организатор мероприятия либо уполномоченное лицо. При переносе зритель имеет право просить билет с новыми реквизитами. В случае если организатор мероприятия, не определил дату в течение 6 месяцев, то оно считается отмененным. Отсюда возникают обязательства вернуть 100% стоимости билета. Также организатор обязан провести все перенесенные мероприятия не позднее 18 месяцев с момента отмены режима повышенной готовности. При отмене возврат денежных средств должен состояться не позднее 180 дней со дня обращения клиента с момента снятия ограничений, — озвучила Патракеева краткую суть принятых норм. Она уточнила, что компания, которую она представляет, получила огромное количество заявлений о возврате денег, потраченных на билеты, но заверила, что каждое обращение клиента по официальным каналам принято, систематизировано, и по всем будет предоставлен ответ с подробным описанием дальнейших действий. Модератор пресс-конференции Игорь Преображенский внес ремарку, которая характеризуют сложившуюся ситуацию с билетами и уплаченными за них средствами: Организаторы не имеют возможности потратить эти деньги на какие-то свои нужды, потому что они заморожены, а в условиях тотального запрета на мероприятия нет никаких оборотов и нет возможности оперировать этими финансами. Условно говоря, за связанных напрямую человека, купившего билет, человека, его продавшего, и организатора ответственность должны разделить и те, кто принимал постановления о приостановлении деятельности. С точки зрения финансовой помощи пострадавшей отрасли в виде компенсаций со стороны государства, то, по свидетельствам представителей индустрии, эти случаи единично, так как, во-первых, не все ОКВЭДы попадают под субсидирование, а, во-вторых, очень сложно собрать всю необходимую документацию. В свою очередь, лица, которые устраивают концерты, готовы исполнять все меры безопасности, если будет дано разрешение на работу. Мы можем сделать поход в театр, на концерт, event-событие не более опасным, чем наши ежедневные выходы в магазин, поездки в муниципальном транспорте, вечеринки в ресторане и тому подобное. Но мы очень настороженно и даже негативно относимся к идее ограничения численности зрителей. Во-первых, сразу же возникает чисто экономический аспект: мы ограничиваем наполняемость зала на 50%, следовательно, вынуждены поднять цены на билеты в два раза. Единицы смогут позволить себе такую роскошь. Во-вторых, мы не можем бесконечно откладывать дату проведения того или иного мероприятия и должны выполнить его, не меняя правил, а зритель, между прочим, внимательно относится к тому, где он будет сидеть в зале, кто будет его соседями и т. д., — заявила руководитель концертного агентства «Нижегородские гастроли» Юлия Пунгина. Поэтому она и остальные ее коллеги выступают за скорейшее открытие площадок при полной посадке. В противном случае, как пояснил Игорь Преображенский, при ограничениях на размещения в зале и выстраивании очередей в гардероб людям придется прибывать на выступления и концерты минимум за два часа до начала, чтобы администратор смог усадить людей, согласно правилам, а по домам расходиться за полночь, потому что будет много нюансов, возможно, негативных в попытке соблюсти предписания Роспотребнадзора, введенные без вникания в специфику отрасли. Александр Бениш, в свою очередь, чуть мягче высказал свою позицию, заявив что его компания готова на «шашечную» рассадку, которая может превратиться в «капсульную» и от 50% вырасти до 70% и больше. Главное, возобновить, в принципе, концертную жизнь в городе и в регионе, — сказал генеральный директор «Нижегородконцерта». Реальный шаг, который может быть сделан сейчас, — спроецировать ситуацию хотя бы на декабрь, чтобы можно было проводить корпоративы, которые «кормят» и площадки, и event-агентства, а с концертами мы будем разбираться точечно: есть артисты, которых можно привести на 50%-ю посадку, и речь о сверприбылях от этого не идет, но большинство звезд в эту «схему» не уложатся, — добавил Игорь Преображенский. Напомним, что на этой неделе губернатор региона Глеб Никитин разрешил возобновить работу кинотеатрам с соблюдением определенных условий, однако владельцы данных заведений не торопятся открывать залы для зрителей. Поговаривают, что с 30%-ой заполняемостью показывать фильмы не особо-то и выгодно…