Войти в почту

Желанная «гостья из прошлого»

Желанная «гостья из прошлого»Каждую неделю при любой погоде «по заказу» и с необходимым ассортиментом спешит компактный грузовичок туда, где Макар телят не пас, а цены местных предпринимателей изумляют накруткой, как в ресторане поезда. Автолавку Забайкальского крайпотребсоюза ждут и в отдаленных поселениях пригорода Читы, и в глубинке муниципалитетов. Иначе быть не может, потому как миссия у потребительской кооперации в России, взявшей на себя часть функций по обеспечению качественным продовольствием и товарами первой необходимости населения, социальная. Вкусное слово «автолавка» заставляет вздыхать по времени, когда «солнце было теплее, трава зеленее, а «петушки» и мармелад в райпо — самые вкусные и настоящие. Приезд чудо-грузовика в советское время в поселок ли в деревню был сравни празднику. Нехитро организованную, но бойкую торговлю в будке «ГАЗа» ждал каждый от мала до велика. Продавец, словно коробейник, раскладывал перед покупателями яркие пакеты с вещевым дефицитом: платьями из модного кримплена, костюмами, деловыми и спортивными, чулками и колготками, трикотажем. Тончайшим ароматом призывно манила полукопченая колбаса, переливаясь поджарыми боками полукружьев в картонных коробках. Пастила, мармелад и зефир, «молочка», казалось, только из-под буренки. С тех пор немало воды утекло. Но задачи у потребкооперации остались прежними: вкусно и недорого накормить и обеспечить селян всеми необходимыми товарами. При этом неизменны и принципы именно некоммерческой деятельности 19 отделений Крайпотребсоюза, направленные не на получение выгоды ради выгоды, а прибыли для покрытия собственных издержек, связанных с осуществлением социальной миссии. Возможно, поэтому нелегко пришлось пережить девяностые, далеко не гладко прошли и двухтысячные. Но на протяжении последних трех лет Крайпотребсоюз стабильно держит позиции на потребительском рынке, стремясь развиваться, активно завоевывая интерес населения не только свежим товаром по доступной цене и социальным набором продуктовой корзины. По словам председателя правления Александра Чупина, потребительские общества в районах края открывают собственное производство кондитерских изделий, мясных полуфабрикатов и молочной продукции. Стабильно ведется сезонный закуп у населения края овощей и картофеля, выращенных на личных подворьях. Почти два года назад закупили базовую автолавку, которую теперь с нетерпением ждут в Читинском, Черновском районах Читы, просят в аренду пайщики Агинского Бурятского округа. При этом география выездной торговли постоянно расширяется. За помощью в Крайпотребсоюз обращаются главы административных округов краевой столицы, чьи поселения расположены в значительной удаленности от города, малонаселены либо только начинают отстраиваться. Туда предприниматели не торопятся заходить, невыгодно жечь бензин, содержать стационарные магазины и штат, в некоторых случаях платить за аренду помещения. Второй год колесит по забайкальским дорогам окрашенная в брендовые цвета автолавка. И не всегда это асфальт. Но это не форс-мажор: люди ждут. Лавочка, где коротают время до открытия витрины автолавки немногочисленные жители маленького села Мухор-Кондуй, что в 48 километрах от Читы, превращается на время в центр сельской вселенной. Соседи оживленно обсуждают последние новости, делятся планами на покупки, нетерпеливо переминая в руках сумки и пакеты. Хорошее настроение становится еще лучше, когда на прилавке видят расширенный ассортимент колбас, выпечки и много всего, нужного к столу. Тут и яблоки, арбузы, сыр, сахар, так нужный для домашних заготовок по «нормальной» цене. Кто-то ждет товар по индивидуальному заказу продавцу Наталье, что очень удобно. Пенсионерка Лидия Антоновна, которую соседи полушутя называют своей старостой, живет в селе почитай всю жизнь. Деревушка в два десятка дворов, входящая в состав поселения «Верх-Читинское», заметно оживает летом. Пейзаж как с картины: речушка Монгой, лес, лошади на лугу, внуки «на воздухе» сил набираются. Вот только нет в селе магазина. Еще два месяца назад на попутных машинах добирались старики за провизией в город. Автобусом неудобно: на ночь приходилось останавливаться у родственников. Два месяца уже как эта проблема отпала. Автолавка прибудет, хоть часы сверяй, шутят: каждую пятницу — на первой улице, хоть потоп. — Мы довольны таким магазином на колесах. Обслуживание прекрасное. Наталья привозит нам продукты, все свежее и нужное. Мясо покупаем, чай, колбаску, выпечку и хлеб. Чай качественный и недорогой, не то, что «пыль мексиканских дорог» да втридорога в городских супермаркетах. У нас же из благ одно электричество. Бизнесмену невыгодно содержать здесь магазин. Народу мало живет. Мы пенсионеры, возраст солидный и здоровье не то, чтобы за продуктами по лесовозам скакать. Нет производства, люди разъехались, — объясняет женщина. — Нам очень нужно, чтобы автолавка приезжала. У нас теперь не только продукты, круг общения появился, — улыбается «староста». Село Арахлей тоже с нетерпением ждет приезда автолавки. Поселение в разы больше Мухор-Кондуя, кое-где и магазины есть, а народ все больше подтягивается к машине Крайпотребсоюза. Причину все товарки, не сговариваясь, называют одну — «цены божеские», продукция нележалая. Опять же привлекает возможность заказа товара продавцу и фиксированная стоимость набора социальной корзины, составляют которую масло, сахар, чай, хлеб, крупы. Ольга Овдина — начальник управления потребительского рынка администрации городского округа «Город Чита», размышляя о пользе автолавки, рассказала, что в логистике есть такое понятие, как недостаточная обеспеченность торговыми площадями. — В нашем городе, казалось бы, насыщенном различными магазинами, к сожалению, такое тоже есть. Потому что 70% сконцентрировано в центре. Если торговая точка действует в отдаленном пригороде, как правило, на товары действует большая наценка. В управление обращаются главы административных районов краевой столицы либо сами жители с просьбой посодействовать появлению торговой точки. Классика жанра — Молоковка. Есть магазин, но он один, а этого недостаточно для населения. В качестве примера приведу и улицу Курортную, и район Биофабрики. Предприниматель прежде, чем открыть торговую точку, рассчитывает свою рентабельность и выгоду, какие расходы понесет при содержании или аренде помещения. Да и платежеспособность у народа разная. Да, владелец магазина дает покупателю товар «под запись», но ему нужен оборот и выручка. Нужно быть очень близким к покупателю, чтобы, зная о рисках, содержать торговлю при таких условиях. Поэтому не каждый согласится так вести дела. При этом население, не имея возможности приобрести самое необходимое для жизни, страдает, соответственно падает качество жизни. В данном случае наше сотрудничество с Крайпотребсоюзом взаимовыгодное и перспективное. Совпали и наши желания, и возможности потребкооперации. У нас существует острая необходимость в выездной торговле, у краевого потребительского союза есть возможность доставить товар населению. Нам это очень нужно. Доставка товара прямо к покупателю — веяние времени и необходимость. При этом потребкооперация имеет ряд значимых плюсов — возможность закупать товары, произведенные селянами, и социальная направленность торговли. В этом она оказывает нам неоценимую помощь. Задача нашего управления — обеспечить услугами торговли население города Читы. Как раз с помощью Забайкальского крайпотребсоюза и структурного подразделения — Универсальной базы мы с этими задачами справляемся. А если Крайпотребсоюз расширит свой автопарк и автолавок станет больше, выиграют забайкальцы, которым действительно нужна продукция прежде всего местного производителя. Кроме того, когда в муниципалитете есть потребительское общество, жители села имеют возможность сдать в предприятия потребкооперации молоко, мясо и другую сельхозпродукцию, что еще и содействует развитию личных подсобных хозяйств населения. Автолавки — понятие неновое, но в наше время доказавшее свою пользу и необходимость, — подчеркнула Ольга Петровна. Важную социальную направленность работы автолавки выделил и Василий Турсабаев, который, придя на должность главы Черновского района города Читы, столкнулся с проблемой отсутствия торговых точек в удаленных от краевой столицы поселениях. — Когда колхозы и совхозы отказались от своего культурно-бытового наследия, в отдаленных поселках стали погибать не только предприятия социума. Стали погибать магазины. Содержать торговые точки стало невыгодно. И она попросту ушла. Как пример — падь Лапочкина, откуда жители обратились к главе с просьбой посодействовать в открытии магазина, — рассказал Турсабаев. — Автолавка стала спасением. Торговля по заказу имеет свои преимущества. Ведь предпринимателя не заманишь в отдаленные от города поселки. При этом в разгар пандемии коронавируса в условиях самоизоляции у населения прибавилось проблем с отсутствием возможности приобрести необходимое для жизни, не выезжая далеко от дома. Если Центральный район этих проблем не испытывает, жители дачных кооперативов и 16 поселений района (а это в большинстве своем пожилые и маломобильные забайкальцы, многодетные семьи), которых много расположено в удалении от Читы, по-прежнему испытывают острую потребность в торговых точках. При этом есть территории, еще не имеющие названий, но там живут люди, строят дома, в том числе и по программе материнского капитала. Кто-то покупает уже готовые квартиры, им нужна налаженная инфраструктура быта. Поэтому выезд автолавки в период самоизоляции, когда и началось наше сотрудничество с потребкооперацией, которой я очень благодарен, стало настоящим спасением в непростой ситуации, — отметил глава Черновского района. При этом Василий Анатольевич рассказал и о не менее важной составляющей сотрудничества с потребкооперацией. — Когда мы помогаем людям решать их проблемы, они разворачиваются к нам лицом. Формируется общественный актив, зреет инициатива, появляется возможность сообща поднять качество жизни народа. На перспективу рассматриваем возможность работы автолавки в садовых дачных кооперативах района. Примечательно, что в минувшую зиму у черновчан на четыре тысячи увеличилось поголовье КРС. А это значит, что в перспективе нужны будут рынки сбыта мяса. Хочется, чтобы в нашем районе появился такой рынок. Появилась конкуренция с крупными ритейлерами, возможность снижения цен на товары потребления, возможность выбора у населения, желание думать о будущем своих детей, не уезжая из региона. Значит, наше сотрудничество с Забайкальским крайпотребсоюзом будет только крепнуть, способствуя развитию экономики района и повышению интереса населения к собственному производству, — подытожил Василий Турсабаев. Председатель правления Забайкальского крайпотребсоюза Александр Чупин, говоря о перспективах развития потребительской кооперации в регионе, не теряет оптимизма. И тому есть веские причины. Если еще несколько лет назад Крайпотребсоюз предпринимал точечные попытки восстановить материальную базу потребительских обществ в районах, практически утраченную в годы экономического кризиса, сегодня уж е кооператоры ищут действенные меры для движения вперед. Как один из примеров — работа автолавки, сети общепита, производственных цехов в районах края. Общества выигрывают гранты, расширяют производство. Постепенно налаживается продуктивный контакт с исполнительной властью региона. Помощь последней крайне необходима сегодня Крайпотребсоюзу. Региону нужна действенная краевая программа для поддержки местного товаропроизводителя, которая открывала бы перспективы для переработки и реализации местной продукции, расширила рынки сбыта. Такие примеры существуют во многих территориях России. Например, в республиках Чувашия и Башкирия, в Хабаровском крае, где развитая сеть магазинов потребкооперации неплохо конкурирует с федеральными торговыми сетями, практически полностью обеспечивая жителей продовольствием, произведенным в субъекте. — Какие-то механизмы нужны для особых кредитов, субсидий, чтобы мы имели возможность увеличивать количество автолавок. Мы цены пытаемся держать. Наша задача — не прибыль. Наша задача — социальная миссия, — подчеркивает Александр Геннадьевич. — Вода под лежачий камень не течет, поэтому сегодня предпринимаем активные действия по расширению сферы деятельности. Есть задумки по организации мини-рынков для реализации продукции, производимой селянами. Плодотворно сотрудничаем в решении этого вопроса с сити-менеджером Читы Александром Сапожниковым. Насколько это получится в ближайшее время, пока сказать трудно. Не один год понадобится для восстановления Союза. Но надежда есть, рук мы не опускаем. И правительство края идет нам навстречу, и министерства сельского хозяйства и минэкономразвития. Не все возможно в одночасье. Однако перспектива выверена, — заключает Александр Чупин. И верно подмечено, что кооперация — удивительно широкое социальное явление, оно наглядно демонстрирует тягу человека к сотрудничеству, взаимопомощи и равноправию в основных сферах общественной жизни. Поэтому веришь, что у Забайкальского крайпотребсоюза все получится. Подготовила Оксана ЛЕОНТЬЕВА. *На правах рекламы.