Войти в почту

Каждый полет начинается на земле: кто и как заправляет самолеты?

Кто и как заправляет самолеты? И возможно ли, чтобы у человека сбылись сразу две мечты в одной профессии: водить многотонный грузовик и работать в авиации? Сергей Ахмин, водитель аэродромного топливозаправщика в компании «Газпромнефть-Аэро», обладатель такой уникальной профессии. На перроне — не просто машины с авиационным топливом, а высокотехнологичные комплексы, работа с которыми требует от водителей решения множества задач. Об арифметике заправки и технологии подготовки полетов читайте в интервью, которое мы провели с нашим героем на его рабочем месте – в московском аэропорту Шереметьево. Арифметика заправки За рулем 60-тонного Volvo, своего ТЗА или топливозаправщика аэродромного, Сергей Ахмин движется по перрону аэропорта. Сегодня в плане полетов рейс авиакомпании «Аэрофлот» в Нью-Йорк, он заберет наших соотечественников, не успевших вернуться в Россию из-за пандемии. В небе Boeing 777 проведет не менее девяти часов, поэтому для заправки авиалайнера потребуется почти 100 тонн топлива. Заправку воздушного судна будет производить самый большой топливозаправщик в парке «Газпромнефть-Аэро». «Обычно я заправляю 6-7 самолетов за смену (12 часов), среднее время заправки составляет 20-30 минут. Но бывают и такие дальнемагистральные рейсы, как этот. Тогда заправку воздушного судна осуществляют сразу несколько топливозаправщиков, около часа. Всего же на перроне у нас задействовано 25 машин. В обычных условиях только наш авиатопливный комплекс заправляет в аэропорту более 200 рейсов в сутки. Работаем оперативно, напряженно, но очень интересно». Шереметьево – самый загруженный аэропорт в стране, пассажиропоток составляет около 50 миллионов человек в год. Воздушное судно одновременно могут готовить к вылету до 10 наземных служб. Вся работа по заправке самолета начинается с получения заявки от авиакомпании. Она поступает в коммерческую службу авиатопливного оператора, которая согласует заявку и направляет ее в производственный блок. Далее диспетчер определяет топливозаправщик для обслуживания данного рейса и отправляет информацию водителю. Весь обмен данными происходит с помощью системы управления заправкой воздушных судов (СУЗВС). В 2020 году компания «Газпромнефть-Аэро» стала первым авиатопливным оператором в России, который внедрил у себя автоматизированный коммерческий учет авиатоплива, и первым перешел на прямой метод динамических измерений массы при заправке воздушных судов, без перемножения объема на плотность. «Находясь непосредственно в кабине топливозаправщика, на специальном мониторе я получаю задание, в котором отражена вся актуальная информация: номер стоянки, тип и бортовой номер воздушного судна, название авиакомпании, рейс, пункт назначения и главное — необходимое количество топлива для заправки самолета. Я подтверждаю задание нажатием виртуальной кнопки на сенсорном экране и отправляюсь к месту стоянки. Свое прибытие к самолету также подтверждаю через компьютер, после чего начинаю движение в зону обслуживания самолета и занимаю позицию для заправки. Заправка начнется строго после того, как представитель авиакомпании визуально убедится в качестве топлива (это процедура называется аэродромный контроль) и даст разрешение. Открыв технологический отсек для заправки, я еще раз подтверждаю данные и начинаю процесс. В это время на электронном табло отображается количество авиатоплива, требуемого к заправке, значения производительности, объема и массы выдаваемого топлива в реальном времени. После завершения заправки я возвращаюсь в кабину, чтобы распечатать расходный ордер и подписать его с представителями авиакомпании. Раньше этот документ было необходимо заполнять вручную, что занимало много времени и могли возникнуть ошибки. Сегодня в Шереметьево более 40 авиакомпаний, с которыми мы работаем через новую систему, заправлено несколько десятков тысяч рейсов. Реальное время обслуживания воздушного судна при заправке сократилось на 10-15%. Мне кажется, это отличный результат!» Безопасность в приоритете Аэродромный топливозаправщик, которым мастерски управляет Сергей, это не просто автомобиль, а высокотехнологичный комплекс с множеством систем, обеспечивающих, безопасность движения транспорта и безопасность самой заправки. Система дорожного движения в аэропорту имеет свою специфику. Скорость для всех видов транспорта на перроне и соединяющих магистралях – не более 20 километров в час. Контролировать выполнение требований безопасности дорожного движения помогает система СКАУТ, установленная на всем без исключения транспорте «Газпромнефть-Аэро». «Это очень полезная система: она отслеживает не только скорость нашего перемещения, но и качество самого вождения – насколько плавно мы ускоряемся, тормозим, поворачиваем. Специальные датчики также показывают пристегнут ли ремень безопасности, включены ли фары и проблесковые маячки. На водителях высокая ответственность – мы перевозим и заправляем топливо, поэтому безопасность на транспорте – наш приоритет. Чтобы управлять аэродромным топливозаправщиком нужна категория Е. В плане маневренности и комфорта у нас просто отличные, новые автомобили, которые различаются только объемом цистерны. Я очень быстро адаптировался после восьми лет работы дальнобойщиком». В классификации Международной организации гражданской авиации ICAO все заправки делятся на три категории: рейсы сразу нескольких авиакомпаний водители «Газпромнефть-Аэро» в Шереметьево заправляют по высокой 2-й категории, без участия представителей авиакомпании. Водители ТЗА самостоятельно подсоединяют заправочный рукав к крылу самолета, распределяют топливо по бакам и выставляют данные об объеме закачки на информационном табло (щитке), которое расположено там же в крыле самолета, и производят заправку. Экипаж рейса в это время выполняет другие предполетные процедуры. Каждая авиакомпания организует отдельное обучение водителей топливозаправщиков для работы по 2-3 категории. Сегодня водители «Газпромнефть-Аэро» заправляют по 2-й категории восемь типов воздушных судов, включая самые современные лайнеры Airbus A350 и Boeing 787 Dreamliner. «В нашей работе мне особенно нравится динамика. Команда всегда рада новым авиакомпаниям и заправкам новых типов воздушных судов. Если получается попасть на первый рейс – считаю большой личной удачей! В этом году так было с новым лайнером Airbus A350, который появился в парке »Аэрофлота«. Я участвовал в его первой заправке и это впечатления, которые останутся в памяти на всю жизнь». Взлетная полоса Свою профессию Сергей выбирал между «небом» и «землей». С дедушкой-дальнобойщиком он объездил весь Советский Союз, а дядя-летчик частенько брал мальчишку в кабину на рейсах местных авиалиний. Водить машину Сергей Ахмин научился уже в 13 лет. Едва дождавшись окончания школы, Сергей отправился в институт внутренних войск МВД России на «автомобильный» факультет. Всерьез думал о летном училище, но все-таки выбрал сухопутные войска. Официально сдал на права после четвертого курса, сразу открыл категории В, С и бронетехнику. «Факультет был автобронетанковый, как водителю-механику довелось водить БТР, БМП. Изучали устройство, вооружение, проходимость и вождение, даже делали марш-броски по дорогам общего пользования». Сейчас Сергей офицер в запасе. Два года отслужил в бригаде оперативного назначения внутренних войск, но решил вернуться на «гражданку». В 2005 году он устроился на свою первую работу – дальнобойщиком на международные перевозки. Как водитель-экспедитор возил цветы из Голландии в Москву. Проводил в рейсах по две недели подряд, а весной в сезон – и по два месяца. «У меня уже было двое маленьких детей, и когда встал серьезный выбор, я его сделал в пользу семьи: жить с супругой, водить детей в школу и на тренировки, желать им спокойной ночи». Одноклассник подсказал, что в аэропорту Шереметьево начинает работу компания «Газпромнефть-Аэро», требуются водители. Сергей честно признается – приехал наобум. Заполнил анкету: нужна была категория Е, стаж вождения. Буквально через пару дней позвали на собеседование, а вскоре он прошел обучение и уже вышел на работу водителем аэродромного топливозаправщика. В «особых условиях» Как и все коллеги, сегодня на перроне Сергей работает в защитной маске и соблюдает социальную дистанцию. Также у водителей ТЗА есть специальные защитные костюмы из легких тканей, как у медиков. Их работники авиатопливного комплекса надевают, если предстоит заправка рейса, прибывающего из-за рубежа или региона с высоким уровнем эпидемиологической опасности. «В новых условиях, повышенной готовности, мы работаем с марта. На мой взгляд, процесс адаптации прошел очень быстро, и коллектив особых сложностей не испытывал. Это просто дополнительные правила безопасности, которые мы соблюдаем, на нашу эффективность они никак не влияют. Компания всегда уделяет приоритетное внимание личной безопасности персонала – мы работаем в средствах индивидуальной защиты, очках, каске, перчатках. До начала смены и после ее окончания водители проходят обязательный медицинский контроль. И этот процесс у нас тоже автоматизирован – на производственных площадках установлены комплексы дистанционного медосмотра. В период пандемии к этому добавился постоянный контроль температуры тела, дезинфекция оборудования и помещений. Каждый топливозаправщик после смены тоже дезинфицируется. Производственные смены разделены между собой, персонал не пересекается. Каждые две недели мы проходим обязательное тестирование на коронавирусную инфекцию. В этой сложной ситуации компания не осталась в стороне и проявляет максимальную заботу о нас и наших семьях, что особенно ценно. Работа в авиации закаляет, мы на перроне и днем и ночью, в жару и холод. Главная задача – качественно и без сбоев заправить воздушное судно, в этот момент ты меньше всего думаешь о себе и своем комфорте. Особенно, если речь идет о заправке гуманитарных рейсов, грузовых рейсов, которые перевозят медицинское оборудование и средства защиты, »вывозных« рейсов. Так получилось, что мы оказались в эпицентре событий, связанных с пандемией. Аэропорт Шереметьево стал основным аэропортом, принимающим »вывозные« рейсы из-за рубежа. С февраля мы заправили более 500 рейсов, которые помогли россиянам прилететь домой!». Работа? Призвание! «Мы универсальные водители, постоянно обучаемся, стажируемся у разных авиакомпаний. Также я отучился на механика, и замещаю коллег в отпуске. Вообще в компании много инструментов для обучения, в том числе, и дистанционных. Все зависит от личной инициативы и заинтересованности в своем развитии. При желании можно поступить на базовую кафедру компании в Ульяновском институте гражданской авиации и получить высшее образование в сфере авиатопливообеспечения, по целевому направлению. Мне нравится, что наша работа – для людей. Отправляясь в путешествие на самолете, они могут быть спокойны и уверены, что их рейс был качественно подготовлен и пройдет с комфортом. Часто мы обслуживаем и значимые рейсы, как это было во время Олимпиады и Чемпионата мира по футболу. И здесь от качества нашей работы зависел уже не только престиж компании, но и страны. Рад, что все прошло на самом высоком уровне!» Ежегодно все водители компании «Газпромнефть-Аэро» участвуют в корпоративном конкурсе «Цель — 100». В этом году почти 800 человек. Главная задача – на протяжении всего года находиться в «зеленой категории»: не допустить ни одного нарушения правил дорожного движения за рулем служебной машины и получить высокую оценку качества вождения. Учитывается каждая поездка водителя. Сегодня Сергей уверенно идет к поставленной цели: «Войти в 20-ку лучших водителей компании – это и престиж, и хорошая премия. От тебя не требуется невозможного: всего лишь ответственно и качественно выполнять свою работу и быть внимательным. Конкурс проходит уже три года, и я вижу, как меняется сам подход водителей к управлению автомобилями, растет осознанность и умение предвидеть риски, а значит повышается общий уровень безопасности на транспорте». Мечты Автомобильные путешествия и хоккей – два главных хобби Сергея. Любовь к зимнему виду спорта он привил и сыну. Одна из общих целей сегодня – попасть в профессиональную команду юниоров, возможно, в «СКА» или «Авангард». А в путешествия Ахмины отправляются всей большой семьей, впятером, кроме сына в семье растут две дочери. Главная личная мечта нашего героя состоит в том, «чтобы дети выросли достойными людьми, и были счастливы!». А в профессиональном плане – увидеть, как цифровые технологии и роботизация изменят работу аэропортов: «роботы-заправщики, беспилотные автомобили на электроприводе, искусственный интеллект в системах управления аэропортовыми службами, да и сами самолеты будущего… наша работа будет становиться все более интересной, мы на пороге невероятных перемен!»

Каждый полет начинается на земле: кто и как заправляет самолеты?
© Aeroo.ru