Перешли рубеж: какое место кстовское НПЗ занимает в системе федеральных нефтепроводов
Перешли рубеж: какое место кстовское НПЗ занимает в системе федеральных нефтепроводовМы продолжаем изучать историю нижегородской нефтепереработки в рамках нашей рубрики, посвящённой 800‑летию Нижнего Новгорода. Однако говорить о региональной отрасли как о чём-то отдельном не имеет смысла. Нефтяная промышленность – огромная разветвлённая система, связанная с самыми разными уголками страны. И сегодня мы посмотрим на место кстовского НПЗ в системе федеральных нефтепроводов. Играли на трубе В апреле 2002 года газета «Коммерсантъ» сообщила о том, что в России будут строиться новые нефтепроводы: «Вице-премьер Виктор Христенко 25 апреля сообщил, что в России в ближайшие три года появятся два новых нефтепродуктопровода» («Коммерсантъ» 25.04.2002). Эти нефтепродуктопроводы предполагалось строить на линии Кстово – Ярославль – Кириши – Приморск (1200 км, $750 млн) и Андреевка – Альметьевск (200 км, $120 млн). Позднее отмечалось, что эти две нитки являют собой единый всероссийский проект. Проект от Кстова до Приморска подразумевает «создание терминала в порту города Приморск» и вдвое увеличивает доставку неф-тепродуктопроводов к морским портам. Эта доставка осуществлялась в основном железнодорожным транспортом и нередко через иностранные порты, например, через Вентспилсский порт (Латвия). Хотя отмечается, что этот трубопровод будет конкурировать не с прибалтийскими портами, а с железной дорогой. Тем не менее выгодность этого проекта для России в том, что в виде налогов и дополнительной прибыли госкомпания «Транснефтепродукт» (ТНП, портовые сборы, поступления за счёт роста прокачки горючего по российской территории и т. д.) получит $8–10 за тонну. Месяц спустя та же газета в статье «Башкирия получила выход к морю» описывает этот сюжет более подробно и отмечает, что нефтепродуктопровод Кстово – Ярославль – Кириши – Приморск, имеющий выход в Балтику, «является продолжением внутрироссийского нефтепродуктопровода Андреевка – Альметьевск, по которому можно прокачивать бензин, мазут или дизтопливо уральских НПЗ». Подчёркивается, что эта транспортная магистраль «для башкирских экспортёров должна оказаться выгоднее, чем нынешние экспортные магистрали через Новороссийск и Украину» («Коммерсантъ» 23.05.2002). Курс на север Летом того же года сообщалось, что «госкомпания «Транснефтепродукт» подписала с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) меморандум о взаимопонимании по проекту строительства магистрального нефтепродуктопровода Кстово – Ярославль – Кириши – Приморск (проект «Север»). После проведения окончательной экспертизы проекта ЕБРР предоставит ТНП кредит на $150 млн» («Коммерсантъ» 04.06.2002). К этому проекту проявляли интерес и другие банки. Проект «Север» позволяет нефтекомпаниям экономить на экспорте горючего до $80 млн в год. «По направлению Кстово – Приморск за рубеж будут уходить «светлые» нефтепродукты «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукта» (Нижегородская область), «Ярославнефтеоргсинтеза» (входит в состав НК «Славнефть»), Пермского («ЛУКОЙЛ»), Омского («Сибнефть»), Киришского («Сургутнефтегаз») перерабатывающих заводов и других НПЗ. Большая часть объёмов транспортировки придётся на дизтопливо. Для транспортировки продуктов с сибирских НПЗ в рамках проекта «Север» предусмотрено строительство ещё одной «нитки», Андреевка – Альметьевск» («Коммерсантъ» 04.06.2002). Экспортный потенциал По мере развёртывания работ по проекту «Север» появляются всё новые публикации на эту тему. В 2008 году отмечалось, «что по трубопроводу, ставшему альтернативой экспортных поставок через порт Вентспилс, будет экспортироваться малосернистое топливо, которое сейчас компании вынуждены транспортировать по железной дороге». «Транспортировка топлива трубопроводом от Второво (Владимирская область) до Приморска, который будет запущен в начале мая 2008 года, обойдётся экспортёрам дешевле, чем использование существующего экспортного канала через Белоруссию на латвийский порт Вентспилс. Тариф на прокачку до Приморска утверждён в размере 681,2 руб. за тонну, до Вентспилса – 711 руб. за тонну. Сегодня до половины всех российских нефтепродуктов экспортируется через Вентспилсский морской порт в Латвии. По данным АК «Транснефтепродукт», за последние годы объём экспорта через порты Балтийского моря составлял 11–12 млн тонн в год» («Коммерсантъ», 30.04.2008).