Проза над линией фронта
Второй год в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме с 20 по 28 августа работает Открытая литературная школа. Тема «Проза над линией фронта» посвящена 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Стать слушателем Школы может каждый, кто хочет познакомиться с современным литературным процессом в России. Благодаря поддержке Фонда президентских грантов участие для слушателей бесплатное. К прямым трансляциям подключайтесь на странице VK Музея Анны Ахматовой: https://vk.com/akhmatova.museum Кураторы проекта – писатели Андрей Аствацатуров и Александр Снегирев – представят на одной площадке известных российских авторов, пишущих о военных событиях.Принять участие в работе школы в этом году приглашены: Андрей Геласимов, Наринэ Абгарян, Александр Бушковский, Илья Бояшов, Александр Мелихов, Герман Садулаев, Ольга Погодина-Кузмина, Вадим Левенталь. Автор и руководитель проекта - Мила Кудряшова. Приглашенные писатели ответили на вопрос: Можете ли вы представить современный мир без войны? Андрей Геласимов: При том состоянии, в котором находится современная общественная мораль, единственным рычагом, способным удержать нас от войны, является полный и окончательный паритет сил. Однако все мы рождаемся на свет разными: одни талантливы, другие - нет; одни красивы, другие - не очень; кто-то силен, кто-то слаб. При этом надо учитывать, что мы приходим в мир с ярко выраженной конкурентной основой. Сила, не сдерживаемая моралью или другой силой, в любом случае попытается реализовать свое превосходство, и это неизбежно приведет к войне, поскольку условия для нее созданы до нашего рождения. Мне бы хотелось верить в иные перспективы для человечества, но изменить, кажется, ничего нельзя. Ольга Погодина-Кузмина: На протяжение тысячелетий человечество ищет войне замену – зрелища, бои гладиаторов, рыцарские турниры, спорт, компьютерные игры. Но поиски пока безуспешны. Как ни цинично это прозвучит, но война - это одна из форм общественных отношений, механизм эволюции. Из всех видов нашей деятельности культура – единственное, что противостоит войне. И только развитие культуры может приблизить то время, когда в мире закончатся все войны. Александр Бушковский: Мне кажется, вопрос не совсем корректен. Почему «современный»? Мир всегда современен живущим в нём людям. И каким бы мирным он им ни казался на временных отрезках между Чингисханом, Наполеоном и Гитлером, война в нём постоянно тлела, периодически вспыхивая. Если считать современным нам мир первой трети двадцать первого века, не говоря даже о конце двадцатого – с Афганистаном, Ираком, Сербией, Чечнёй и т. д., то как сейчас представить его без Украины или Сирии? Поэтому точнее будет: «Можете ли вы представить мир без войны»? Чтобы ответить на вопрос, не надо геополитики, макроэкономики, религии и прочих явлений и чудес. Мне достаточно прислушаться к своему собственному нутру и признаться, что я и сам с собой-то не могу надолго примириться, что уж о глобальном мире рассуждать! Раздражают собственные, мягко говоря, несовершенства, как тут полюбишь чужие уродства? Чтобы не воевать, надо любить, как призывали хиппи, но где они теперь, последние романтики расширенного сознания, и кто в этом мире отличает добро от зла? От любви до ненависти, говорят, всего один шаг, зато в обратную сторону не дошагаешь, хоть три пары солдатских «кирзачей» сотри. Потому и начинаются войны по любому поводу или вовсе без него. (И лучше бы внезапно. Кинжал хорош для того, у кого он есть, и плохо тому, у кого его не окажется в нужный момент. Так считал философствующий бандит Абдулла из «Белого солнца пустыни».) А продолжаются потом годами и десятилетиями, до победного конца или до полного уничтожения. Не хочется думать, что война в природе человека, однако свободная воля, дарованная ему, почему-то не любовь открыла, а довела до греха. От зависти и гордыни притащила за загривок к ненависти и первому братоубийству. Вот и катится колесо войны, не останавливаясь, через всю историю человечества. И есть опасение, что докатится до финальной точки этой истории. Основные мероприятия Школы включают в себя проведение интерактивных мастер-классов, лекции модераторов школы, постановки читок отрывков из произведений выступающих авторов театральной группой проекта.