Отделка «под янтарь», цветы и рэкет: интересные факты о метро «Рижская» в Москве

Открытия станции пассажирам придется ждать целый год, ведь эскалаторы там не менялись с 1958 года, да и вестибюль требует реставрации. Работы обещали провести бережно, ведь «Рижская», как и другие исторические станции метро, включена в реестр объектов культурного наследия. В преддверии закрытия станции обозреватель РИАМО собрал интересные факты об одной из самых необычных станций столичной подземки. Без излишеств Станция «Рижская» Калужско-Рижской линии, открытая 1 мая 1958 года, могла быть совсем не такой, какой ее привыкли видеть пассажиры. Согласно первоначальному архитектурному проекту, светильники на «Рижской» должна была украшать алюминиевая ковка, стилизованная под латвийские национальные мотивы (отсылка к культуре Прибалтики), а также пышные барельефы. Планировалось богатое оформление вентиляционных решеток на пилонах, а в торце станции хотели выложить большое мозаичное панно с видами Риги. Однако этим планам не суждено было сбыться из-за постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», которое запрещало традиционные для сталинской архитектуры декоративные приемы. В результате проект стал значительно скромнее, и станция лишилась большей части оформления. Что ты знаешь об истории московского метро?>> Желтая керамика вместо янтаря Особенность «Рижской» - в необычном цветовом и преобладание желтого цвета в отделке внутреннего вестибюля. Пожалуй, «Рижская» такая единственная в столичной подземке. На фоне нарядных и помпезных «сталинских» станций с мозаиками и росписями «Рижская» смотрелась необычно и свежо. Авторы проекта,рижские архитекторы А. Рейнфельдс и В. Апситис, использовали традиционную латвийскую цветовую палитру: зеленый, темно-бордовый и желтый тона. Они решили отказаться от природного камня и использовали керамику, изготовленную на рижских заводах. Есть мнение, что облицованные балтийской керамикой пилоны лимонно-желтого и бордово-коричневого цветов должны были напомнить пассажирам природный янтарь, которым так богаты балтийские берега.В нишах пилонов художники нанесли тонкие рельефы с достопримечательностями Риги и Латвии. Среди современных пассажиров столичной подземки одни считают красивой и необычной, другим же она кажется странной. «Токийское метро, как фиолетовая ветка в час‑пик»: чем могут удивить подземки других стран>> Космический памятник В 1963 году прямо перед вестибюлем «Рижской» установили монумент, посвященный запуску в космос первого искусственного спутника земли. Благодаря стараниям советских ученых 4 октября 1957 года началась космическая эра. Памятник представляет из себя скульптуру рабочего, несущего над головой первый спутник. Скульптура установлена на постаменте, облицованном серыми полированными гранитными плитами. Поймай меня, если сможешь: где в метро лучший мобильный интернет>> Защита от воды «Рижская» - станция глубокого заложения, с одним наземным вестибюлем, именно поэтому при замене эскалаторов ее приходится закрывать полностью. В ходе реставрационных работ на «Рижской» обновят, в том числе, потолки, а также входные группы вестибюля. Советским инженерам в свое время удалось внедрить здесь конструкционное новшество. На других глубоких станциях метро в местах соединения потолочных сводов можно было наблюдать пятна – следы проникновения грунтовых вод. На «Рижской» же использовали конструкцию, которая позволяла воде свободно утекать в канализацию. «Заткнутые», «столбы» и самокатчики: кто бесит в московском метро>> Цветы и рэкет Накануне 8 марта и 1 сентября на «Рижскую» со всей Москвы стекаются толпы покупателей, ведь именно там находится знаменитый цветочный рынок. Рижский рынок открылся в 1982 году и в постсоветскую эпоху снискал славу «центра российского рэкета». Здесь торговали техникой, одеждой и обувью с рук, сельхозтоварами, мебелью и, конечно же, свежими цветами. В 2012 году торговля техникой на Рижском рынке прекратилась, и цветы стали самым ходовым товаром. До сих пор Рижский рынок остается крупнейшей цветочной торговой площадкой Москвы. Здесь закупаются и флористические салоны, и мелкие оптовики, а также можно собрать букет «в розницу» или купить готовый на свадьбу, день рождения и другие торжества. «Чувствуешь себя как в раю» — пассажиры о Солнцевской ветке метро>> Трагедия на «Рижской» 31 августа2004 года около наземного вестибюля «Рижской» прогремел взрыв. В результате теракта, совершенного смертницей, погибли десять человек и более 50 пострадали. Террористка пыталась пройти на станцию, но после того, как увидела сотрудников правоохранительных органов, развернулась, прошла несколько метров и привела в действие взрывное устройство в толпе людей. От взрыва загорелись два стоявших у метро автомобиля, а взрывной волной выбило стекла в окнах вестибюля и универмага «Крестовский». Москвичи о Филевской ветке метро: квест для иностранцев и лучшие виды для селфи>> Пустынная станция Пассажиров на «Рижской» немного даже в часы пик – это одна из самых спокойных станций столичной подземки. Станция находится в непосредственной близости от Рижского вокзала, впрочем, такого же мало загруженного, как и сама станция. Сегодня с вокзала отправляется всего несколько поездов дальнего следования в день, а также редкие электрички северо-западного направления. Пассажиропоток на «Рижской» подрос лишь в конце 2019 года, когда здесь появилась возможность пересадки на линию D2 Московских центральных диаметров (МЦД-2). По статистике Московского метрополитена за 2019 год, на «Рижской» в «часы пик» фиксируется «средний траффик с затруднениями». Москвичи о БКЛ метро: квесты с поездами, «бездушные» станции и элитные пассажиры>> ТПУ «Ржевская» Впрочем, в недалеком будущем «Рижская» станет еще более загруженной, когда откроется пересадка на стацию «Ржевская» Большой кольцевой линии (БКЛ) метро. Работы на «Ржевской» ведутся по графику: планируется, что в 2021 году в тестовом режиме здесь проедут первые поезда, а еще через год станция будет открыта для пассажиров. В будущем «Ржевская» войдет в состав крупного транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Рижская». Здесь можно будет сделать пересадки на две линии метро – БКЛ и Калужско-Рижскую, а также на три линии центральных диаметров – МЦД-2, МЦД-3 и МЦД-4. Дизайн «Ржевской» определили в ходе международного архитектурного конкурса. Архитекторы обещают, что оформление «Ржевской» будет созвучно облику «Рижской» и самого Рижского вокзала.

Отделка «под янтарь», цветы и рэкет: интересные факты о метро «Рижская» в Москве
© РИАМО