Меладзе, секс-скандалы и проводы Листьева: как развлекались россияне в эпоху Ельцина 

Меладзе, секс-скандалы и проводы Листьева: как развлекались россияне в эпоху Ельцина
Фото: Lenta.ru
«Лента.ру» продолжает рассказывать о российской поп-музыке 1990-х — тех песнях, клипах и артистах, которые озвучили самое сложное и бурное десятилетие в современной истории страны. На очереди 1995 год, когда российская поп-музыка, наконец, рассталась с пережитками советской эстрады и советского же мировоззрения: из моды вышли такие комично-провинциальные проявления карго-культа, как «Лондон, гуд бай» и American Boy. Шоу-бизнес, пожалуй, реагировал на положение в стране, которой стало не до заграницы — слишком много всего происходило вокруг: в  полным ходом шла военная кампания, ОПГ и олигархи делили регионы и зоны влияния, определяя черную и официальную экономику соответственно, население, отойдя от шоковой терапии первых постсоветских лет, выживало как могло. Мы вспомнили музыку, которая все это сопровождала.
В 1995 году в  наконец-то появились суперзвезды без опыта советской эстрады. «Иванушки International» — одна из ключевых поп-групп девяностых, сумевшая затмить всех остальных многочисленных сладкоголосых мальчиков. Такого фанатского безумия страна не видела с советских времен: молодые, дерзкие, кровь с молоком, «Иванушки» разбивали сердца десяткам тысяч девушек старшего школьного возраста по всей России.
История их появления при этом была терниста и сложна. Знали бы вы, из какого сора растут бойз-бэнды! Сначала продюсер решил создать разнополую группу, участников которой объединяло бы умение танцевать. Но кастинги безбожно затянулись. Только после многомесячных прослушиваний продюсер наконец остановился на кандидатурах Андрея Григорьева-Аполлонова, и  — и девушки, которая однако почти сразу проект покинула. Осталось три парня, ни один из которых не умел петь. Что делать?
Матвиенко попытался сделать из троицы веселую и задорную поп-группу. Они пели старую песню «Вселенная» и новую «Колечко». Бодро двигались, эффектно выглядели, убедительно открывали рот под фонограмму — но не производили на публику особого впечатления. Продюсер пробовал раскрутить трио с помощью самых не очевидных пиар-трюков. Однажды он даже отправил «Иванушек» в тур по московским школам: будущие суперзвезды выступали в актовых залах. Пели они при этом все свои будущие хиты — но вот вам сила телевидения — в отсутствие телеэфиров эти песни не производили на школьников впечатления.
Никакие продюсерские ухищрения не работали. Матвиенко хотел уже бросить проект, но напоследок решил попробовать принести на ТВ песню «Тучи». В представлении тех лет — совершенно не хитовую, а наоборот, грузную, трип-хоповую балладу в духе Massive Attack. И вот вам лишнее подтверждение мудрости народной — именно после этой, самой экспериментальной своей композиции группа проснулась знаменитой.
«Иванушки International» — новая великая поп-группа (видеоролик с таймкодом):
Самое легендарное музыкальное шоу девяностых появилось с легкой руки создателя «МузОбоза» . Идея была проста и гениальна — столкнуть звезд и журналистов лицом к лицу. Причем журналистов пускали на свободные стулья, которых было меньше, чем людей — кто займет место, тот и будет в передаче. Только одно место было зарезервировано персонально — для Отара Кушанашвили. Он всегда умел сделать красивое шоу из ничего.
Вот что вспоминает журналист и участник передачи Владимир Полупанов: «Иногда стульев не хватало. Мне казалось, что это унизительно — приходя на программу и не добыв себе стула, я нередко уходил оттуда не солоно хлебавши. Вот Отар Кушанашвили стал медийной персоной — в конечном итоге он попал на телевидение и стал там работать. В какой-то момент „Акулы Пера“ стали очень популярной передачей. И да, меня останавливали люди на улице и говорили: „Я знаю откуда вы, вы в „Акулах пера“ снимаетесь, дайте пожалуйста автограф“. Люди не понимали где я пишу, на какое издание я работаю, им главное было увидеть знакомое лицо из телевизора».
Ничего общего с серьезной музыкальной критикой шоу, конечно, не имело: вопросы звучали самые разные, а центральными темами многих выпусков стали постельная жизнь звезд и их грязное белье. Главной целью, то есть, была провокация. Конечно же, такая программа имела ошеломительный успех. Самой главной, но не самой хищной из акул был . В 1995-м ему было 25 лет, и он уже успел поработать обозревателем известной рубрики «Звуковая дорожка» в газете «Московский комсомолец», а также корреспондентом у Демидова в «МузОбозе» и одним из ведущих «Постмузыкальных новостей». Образ сдержанного интеллигентного Легостаева, видимо, призван был усыплять бдительность гостей, чтобы те расслабились и легче поддавались на провокации. А затем начинался допрос с пристрастием.
Капитолина Деловая, , Михаил Марголис, и, конечно же, Отар Кушанашвили — эти имена тогда знали все. Они и до сих пор выезжают на репутации, когда-то заработанной на самом ярком и скандальном музыкальном шоу российского ТВ девяностых. Именно в «Акулах пера» все они отточили острые зубы и обрели хищные повадки. «Акулы пера» с успехом выходили на канале ТВ-6 вплоть до 1998-го года. Но печально известный дефолт имени председателя , или «черный вторник», как его еще называют, поставил на этой программе крест. Как и на многих других проектах. С тех пор случались попытки камбэка: шоу пытались перезапустить на разных каналах под разными названиями, однако прежней популярности оно уже не имело.
«Акулы пера» рвут звезд на части (видеоролик с таймкодом):
Валерия в середине 1990-х с помощью своего мужа, продюсера и музыканта , писала невероятно стильную музыку. Сегодня, во времена победившего поп-формата, почти невозможно представить, чтобы такие песни, как на ее альбоме «Анна» вообще появлялись в музыкальных чартах. Там звучал и лаунж, и софт-рок, и трип-хоп — проще говоря, тонкая и интеллигентная музыка для привередливого уха.
Уникальной была, например, песня «Самолет» — такой попсы не было в России с середины девяностых. Валерия могла себе это позволить — благодаря Шульгину, у нее были ресурсы, так что временем возможностей она воспользовалась лучше многих современников. В начале своей карьеры Валерия и вовсе пела на английском с расчетом на иностранный рынок, но затем стала скорее иностранкой в России. В ее песнях времен альбома «Анна» нет желания понравиться зрителю, а есть холодное обаяние самодостаточной женщины — которая поет грустные песни и как будто скрывает некую сокровенную истину.
«Та эпоха была очень благодатной для творчества, для самых разных музыкальных экспериментов. Я помню, мы слушали альбомы друг друга, а потом слушали западные пластинки и уже почти не слышали разницы. Думали: «Вот еще немножко, и у нас будем, как там, у нас сейчас все будет круто». Потому что действительно очень много интересного выходило. В тот же период времени Леня Агутин появился, , Володя Пресняков. И мы наслаждались и радовались друг за друга, понимали, что мы начинаем формировать что-то мощное и интересное. И действительно самым разным песням находилось место на радио и на телевидении, не было такого четкого деления на форматы», — вспоминает то время сама Валерия
Работа над альбомом «Анна» длилась около двух лет. До его выпуска треки обкатали в концертной программе — сначала в Киеве, потом в Питере и Москве. Везде певицу принимали на ура. Потом альбом вышел — и тоже оказался хитом. Напомним, что музыку и слова к ним написал все тот же Александр Шульгин, муж певицы и музыкальный продюсер. Композитор. Бизнесмен. И, как говорят, абьюзер. На этом, по крайней мере, настаивает .
«Анна» Валерии — просто и гениально (видеоролик с таймкодом):
Сегодня у Валерия Меладзе наступила вторая молодость. Его везде зовут, ему везде рады, а молодые пишут под его клипами кучу восторженных комментариев. Он — состоявшийся, общепризнанный мачо и верная погибель женских сердец. Но были в его карьере и другие времена — когда Валерий Меладзе жил на Украине, спал на продавленной кровати и возил из Польши джинсы, чтобы хоть как-то прокормить семью. Тогда он вместе с братом Константином еще был научным работником, учился в аспирантуре, а музыка была его хобби. Как он стал знаменитым? Его нашел продюсер . А позже — заметила .
»Я знал, что мы должны попасть в программу «Рождественские встречи» Аллы Пугачевой. Это было знаковое музыкальное событие, где определялись тренды на год вперед. Я пришел на студию Пугачевой и отдал кассету с песнями Меладзе. Прошло несколько дней, я позвонил. Она говорит: «Что-то мне не понравился ваш грузин». Я говорю: «Не может быть!» Она отвечает: «Ну вот так». И все. Проходит еще неделя, я встаю утром и слушаю записи на автоответчике. «Это Алла Борисовна. Я перепутала вашего грузина с другим грузином. Ваш грузин замечательный». Я помчался к ней, вызвал Валеру, и мы повели его выступать. Он волновался, потому что не было отрепетированного номера, все было очень скоропалительно. Он исполнял песню «Лимбо». И когда запел, Алла Борисовна скомандовала залу: «Ну-ка поднимайтесь, танцуйте»», — рассказал Евгений Фридлянд.
Так начался его взлет. В 1995 году Валерию Меладзе было 30 лет, и к этому времени он вполне сформировался как оригинальный российский поп-исполнитель, не занимавшийся копированием западных образцов. На его счету уже была пара хитов, а подлинный звездный час артиста наступил, когда за песню «Сэра» Меладзе получил премию «Песня года». Это был джекпот — с этого дня имя Меладзе и его песни знала уже вся страна.
Колоритный романтик Валерий Меладзе приходит к успеху (видеоролик с таймкодом):
« убит». Эта надпись на черном фоне надолго запомнилась всем телезрителям 1995 года. Напомним: генеральный директор ОРТ, знаменитый телеведущий, был застрелен в подъезде своего дома в Москве. Он погиб, не дожив до 39 лет. Расследование убийства ни к чему не привело — как и многие заказные убийства 1990-х, оно покрыто тайной и по сей день.
Самые разные слухи ходили и о вечере памяти Владислава Листьева, на котором выступали звезды эстрады и прозвучало немало проникнутых горьким пафосом речей. Прошел концерт, мягко говоря, странно. якобы исполнил песню «Падают листья» — с такой, среди прочего, строчкой: «Падают, падают, падают, падают листья. Ну и что! Зато прозрачней свет». Хорошо, что умер, так, что ли? Журналисты тут же раздули скандал, а певец был вынужден оправдываться, что ничего такого не имел в виду. Буйнов объяснил недоразумение тем, что песня была написана за полгода до гибели Листьева, и обратил внимание на другие, более уместные случаю строки: «В памяти, в памяти, в памяти лица тех, кого сегодня рядом нет…»
Произошел на вечере памяти Владислава Листьева и другой странный случай. «Агата Кристи» спела специальную версию песни «Серое небо», которая заканчивается так:
«Ну и ладно, ладно! Так тебе и надо! Так тебе и надо! Поделом тебе! Поделом…»
Любопытно, что песня «Серое небо» была написана в 17 лет. Именно ее вы можете услышать на альбоме «Агаты Кристи». Но ровно один раз в «Сером небе» были переписаны слова — ради вечера памяти  — чтобы над гробом сказать «Так тебе и надо». Совпадение? Не думаем.
Странный вечер памяти Владислава Листьева (видеоролик с таймкодом):
Расписной псевдорусский стиль ансамбля «Золотое кольцо» появился вовсе не на пустом месте. В первые годы своего существования коллектив много путешествовал за границей — а иностранцам нравились китч и вампука а-ля рюс. Именно поэтому такой стиль и прижился — звезда ансамбля умело создавала продукт на экспорт. Более того, в начале 1990-х в России группу и вовсе знали только по записям, привезенным из Европы и Японии. Только в 1993 году лейбл «Союз» предложил группе сотрудничество и она начала окольцовывать всю Россию.
Постоянный автор песен «Золотого кольца» — муж Надежды Кадышевой , с которым певица повенчалась в 1992 году в православном храме Лос-Анджелеса. Его песни она поет до сих пор. А в 1995 году вышел дебютный альбом «Виновата ли я…», сразу ставший бестселлером. Он был настолько успешен, что в том же году лейбл поспешил выпустить следующую пластинку. «Течет ручей» оказался еще более продаваемым — около десяти недель продержался в десятке самых продаваемых релизов. И это несмотря на гигантские масштабы пиратства в середине 1990-х!
Музыкальные критики при этом сравнивали Надежду Кадышеву с Надеждой Бабкиной — причем далеко не всегда в пользу первой. Еще ее сравнивали с . Говорили даже, что «Золотое кольцо» — музыка низкого жанра. Глупо тем не менее было бы отказывать группе в сильной предпринимательской жилке и умении оставаться на плаву долгие годы — причем работая одновременно для России и для Запада. Так и по сей день у нас мало кто умеет.
«Золотое кольцо» Надежды Кадышевой выходит из народа (видеоролик с таймкодом):
Легендарный журнал «Птюч» был в середине 1990-х главным вестником передовой моды. Даже само его появление было вызывающим. «"Птюч" вылетел с Красных Ворот в темную ночь» — вот так красиво писали об этом событии журналисты, посетившие презентацию журнала, которую провели в вестибюле станции метро «Красные Ворота». Среди гостей был весь литературно-музыкальный срез тогдашнего бомонда — от композитора до поэта , от фронтмена группы «Черный обелиск» до писателя Игоря Яркевича. Гости причащались фирменным коктейлем «Птюч», ингредиенты которого до сих пор наукой не установлены, а затем спускались в подземку, где их ждали фуршет и развлекательная программа. Создателем «Птюча» был журналист и диджей со товарищи.
«Птюч» был радикален и непримирим. Авторы писали о клубной музыке, культуре рейвов, техно, трансе, наркотиках, сексе, революции, андеграунде и прочей правде богемной жизни. Они не стеснялись в выражениях, использовали мат, допускали высказывания, которые в наше время легко приняли бы за экстремизм или пропаганду чего-то запрещенного — так что, по понятным причинам, подписи авторов ставились далеко не под каждым текстом. Авангардными были даже дизайн и верстка — настолько, что текст, скомпонованный вкривь и вкось, порой был абсолютно нечитаемым. Так, впрочем, и было задумано. «Птюч» был вызовом, пощечиной — ну или, если угодно, «Искрой» той культурной революции, что разворачивалась в России середины 1990-х. Ощутить ее всеми частями тела можно было уже в одноименном клубе, который открылся одновременно с журналом.
«Птюч» и «ОМ» — журналы эпохи (видеоролик с таймкодом):
В 1995-м группа «Божья Коровка» записала ремейк песни The Road To Hell. Музыкантов обвинили в плагиате, они открещивались всеми силами, но безуспешно — слишком уж похож был проигрыш. Обвинения в аудиоворовсте не помешали тем не менее «Гранитному камушку» — а именно так называлась песня — стать главным хитом группы, до сих пор звучащем на просторах огромной страны.
Вот только со временем песня о безответной любви к увлекшейся другим ухажером девушке неожиданно поменяла смысл — вслед за сменой концепции всего записавшего ее коллектива. Дело в том, что группа «Божья коровка» решила вдруг оправдать свое название и стать религиозной. А лидер коллектива вдруг сделал признание на грани откровения.
«Когда мы пришли к богу, я понял что эта песня пришла в наш проект не случайно. На самом деле бог нам ее подготовил, потому что там заложен очень глубокий библейский смысл. Если вы помните книгу Иезекииля, то в ней говорится «Выну я у вас сердце каменное, дам я сердце платяное». Вообще я изучал тему сердец, камней и всех подобных метафор — она есть. А наша песня как раз на них построена. Если сейчас ее посмотреть под правильным углом зрения, то это совершенно библейская песня. Она как бы предупреждает человека, куда ходить не надо, зачем и по какой причине», — объяснял Воленко.
В 2020 году вышла новая версия песни под названием «Гранитный камушек 25 лет спустя». В ней Владимир Воленко уже убрал все мелодические сходства с песней Криса Ри, чтобы его больше не обвиняли в плагиате. Так за четверть века жизни «Камушек» успел не только прийти к богу, но и превратиться из копии в оригинал. Какому еще произведению искусства такое удавалось?
«Божья коровка» и метаморфозы «Гранитного камушка» (видеоролик с таймкодом):
Вообще-то, группа «Аукцыон» всего добилась сама — но однажды и на нее свалилось типичное для эпохи везение. В девяностых один анонимный меценат проникся ее творчеством и решил подарить клип. Тогда такое часто случалось: бизнесмены зарабатывали шальные деньги, радовались и легко их тратили на что угодно. В этом случае человек искренне любил талант  — и пожелал огранить его видеоклипом, снятым по высшему разряду.
Была нанята лучшая клипмейкерская студия страны «Арт Пикчерз Студио». Был арендован и обставлен декорациями целый павильон «Мосфильма». А какая была собрана команда! Худрук съемок — , режиссер — Александр Солоха, в главной роли — жена худрука . Они сделали все, как говорится, по красоте: комбинированные съемки, живописные ветки, горящие фолианты и прочий модный тогда гламур. Создавалось полное ощущение того, что речь не о группе «Аукцыон», а о каких-нибудь дерзких новичках брит-поп.
Вот только самой группе результат решительно не понравился: где они, а где всякие Verve и Pulp? Так что музыканты вырезали весь клип за исключением одного кадра — в котором десять секунд танцует рядом с наряженным клоуном Федоровым. И зациклили этот отрывок. Только в таком виде клип был выпущен. Мораль, как вы понимаете, проста — не надо дарить людям то, что им не нужно.
Видео дня. Житель Тулы сдаёт себя в аренду за 689 рублей из-за скуки и спора
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео