«Манеж» представил новый уличный проект «ТРИДЦАТЬ ТРИ ЗНАКА»

14 августа на площади у западного фасада Манежа авторы проекта «Тридцать Три Знака» открыли уличную экспозицию, посвященную истории возникновения и развития кириллической письменности. Проект создан командой Центрального выставочного зала «Манеж» в партнерстве с творческой мастерской «ARKI» и Школой дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, при участии Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга. Экспозиция «Тридцать Три Знака» реализуется в рамках программы «Музейная линия», задуманной командой Манежа с целью создания открытых культурных пространств, развития комфортной городской среды, и созвучной направлению работы Фонда инициатив Санкт-Петербурга «Новая культурная география». В этом году к проекту подключились такие значимые партнеры, как: Государственный Русский музей, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Музей театрального и музыкального искусства, Планетарий №1, Академия Штиглица, Art Station, современные городские пространства — Севкабель Порт и Никольские ряды. «Проект открывается накануне 1 сентября. Создавая его, мы в первую очередь стремились реализовать просветительскую задачу. Мы бы очень хотели, чтобы школьники и студенты изучали «Лабиринт кириллицы», а затем, как в квесте, отправлялись на поиски 15 букв-инсталляций, сбежавших из алфавита и спрятавшихся в центральных районах Петербурга. Лабиринт, созданный Юрием Гордоном и Андреем Пуниным — это не просто инсталляция, а книга, которая рассказывает историю становления и развития нашего алфавита. Проект несет в себе не только художественную, но и исследовательскую функцию.» — объясняет руководитель программы «Музейная линия» Анна Ялова. Масштабный художественный эксперимент предлагает зрителям своеобразное путешествие сквозь время. Экспозиция объединяет серию уличных инсталляций, посвященных кириллическому алфавиту, раскрывая взаимосвязь традиционной русской культуры, актуального искусства, современного шрифтового дизайна и типографики с неповторимым городским пространством Санкт-Петербурга. Центром выставочного проекта стал огромный лабиринт, созданный художником и дизайнером Юрием Гордоном и архитектором Андреем Пуниным. Прогуливаясь по лабиринту, выполненному в форме строчной буквы «а», зритель не просто попадёт внутрь масштабной игры-инсталляции, но и посмотрит на привычные всем нам знаки и символы под совершенно новым углом. Прогуливаясь по лабиринту зритель посмотрит на привычные всем нам знаки и символы под совершенно новым углом «Более значимой инсталляции, посвященной истории кириллического шрифта, никогда не создавалось. Перед зрителем разворачивается масштабный таймлайн, акцентирующий основные этапы развития кириллической письменности. Знакомство с контентом лабиринта потребует от зрителя значительного внимания и глубоко погружения в тему. Для нас, дизайнеров, это не только художественный эксперимент, но и объект научного исследования. Автор «Лабиринта кириллицы» Юрий Гордон сделал несколько важных открытий, выделив различные ветви развития кириллицы. Ранее подобный подход не звучал в профессиональных исследованиях форм кириллических графем. Эти открытия и определили форму лабиринта. Для нас шрифт — это объект бесконечных исследований и создания визуальных сообщений дивной красоты.» — рассказывает куратор проекта Митя Харшак. Вторая часть выставочного проекта объединяет серию масштабных инсталляций «АБВГД — Авторские Буквы В ГороДе», расположенных в центре Санкт-Петербурга на знаковых культурных площадках и общественных пространствах города. Современные российские художники и дизайнеры шрифта, среди которых Юрий Гордон, Покрас Лампас, Митя Харшак, Андрей Люблинский, Александр Шишкин-Хокусай, Александр Флоренский, Виталий Пушницкий и многие другие, создали 15 инсталляций в виде «живых» кириллических букв (включая и те, что вышли из употребления в современном русском языке). «Петербург, уникальный город, изначально задуманный как перекресток Европы и Азии, всегда представлял собой поле для эксперимента в области смешения языков и культур. Наш проект — продолжение этой традиции, ведь это художественное высказывание на актуальном языке Public Art при помощи кириллицы. Это Традиция, которая говорит с нами на языке современного искусства, в живой городской среде исторического центра Санкт-Петербурга. Это «33 Знака» неразрывной взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего в русской культуре.» — добавляет архитектор Андрей Пунин. Специально для проекта художник и каллиграф Виктор Пушкарев создал серию типографических видео, посвященных каждой из букв русского алфавита. Ролики можно посмотреть, перейдя по специальным QR-кодам, размещенным на стенах «Лабиринта кириллицы». В рамках экспозиции ЦВЗ «Манеж» и Школа дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург представят дополнительную образовательную программу, включающую творческие встречи и лекции участников экспозиции, а также экспертов в области дизайна. Запуск образовательной программы состоится в сентябре и будет приурочен к началу нового учебного года. Одновременно с началом образовательной программы создатели проекта выпустят уникальную газету, посвященную истории кириллицы. В скором времени посетителям выставки станет доступно мобильное приложение, раскрывающее привычную нам кириллическую письменность с совершенно новой стороны благодаря сочетанию игровых и образовательных элементов. Пользователи смогут принять участие в квесте и выиграть призы от Манежа и партнеров. Виртуальная платформа покажет историю кириллического алфавита, расскажет о самых значимых событиях, повлиявших на нашу письменность.

«Манеж» представил новый уличный проект «ТРИДЦАТЬ ТРИ ЗНАКА»
© Antenna Daily