Города без границ: каких размеров достигнут мегаполисы с воздушными трассами
В мировых столицах грядет транспортная революция: 160 тысяч пассажирских дронов и конвертопланов станут частью городских транспортных систем к 2050 году, а объем рынка перевозок составит $80 млрд. Такой прогноз содержится в июльском обзоре eVTOL-индустрии (Electric vertical take-off and landing – вертикальный взлет и посадка на электрической тяге) от консалтинговой компании Roland Berger. Если перевозки по воздуху станут массовыми, окружающая среда может подвергнуться серьезной перестройке. По словам экспертов «Профиля», главным итогом станет резкое расширение городов – вплоть до слияния с окрестными регионами и создания агломераций протяженностью в сотни километров. Полет экономклассом Воздушное такси есть и сегодня. Однако стоимость короткого полета на вертолете составляет от $50 и выше (в Москве аренда вертолета на трех пассажиров обойдется в 30 тыс. рублей в час), что автоматически делает его элитным видом передвижения. Мне бы в небо: сколько стоит личный аэромобиль Смогут ли дроны кардинально удешевить подобные перевозки? Пока таких примеров нет: те же 15 минут полета на дроне Hexa от LIFT Aircraft обойдутся уже в $249. Но есть надежда на воздушные «маршрутки» на базе многоместных конвертопланов: чем больше пассажиров можно взять на борт, тем дешевле полет для каждого. Главным апологетом этой бизнес-модели выступает компания Uber, обещающая уравнять воздушное такси по цене с обычным: ее подробности планировалось раскрыть на Expo-2020 в Дубае, перенесенном на 2021 год из-за коронавируса. А вот компания Bell Helicopters, являющаяся одним из разработчиков Uber Elevate, на выставке CES 2020 представила собственный конвертоплан Bell Nexus 4EX и заодно поделилась бизнес-планом. Согласно расчетам, четырехместный аппарат будет окупать себя при средней дальности полетов 24–40 км и загрузке порядка 2000 часов в год (то есть он должен находиться в воздухе каждую четвертую минуту). Обнадеживают планы Airbus: четырехместный дрон City Airbus планируется ввести в Париже к Олимпийским играм 2024 года, при этом, по расчетам парижских экспертов, цена полета на 1 км составит 1–2 евро. А компания Lilium к 2025 году хочет организовать аэротакси в Нью-Йорке с вызовом через мобильное приложение: шестиминутный полет из центра города в аэропорт Кеннеди обойдется в $70. «Аэротакси должны прижиться: в отличие от летающих ранцев и других фантастических технологий, это история с понятной экономикой, – говорит в беседе с «Профилем» амбассадор Singularity University, эксперт по инновациям Евгений Кузнецов. – Пожалуй, паритета с ценой обычного такси не будет, но если, скажем, в «Шереметьево» такси стоит 700–1000 рублей, а коптер полетит за 1500–2000 рублей, то для многих это станет привлекательной альтернативой». По словам футуролога Кирилла Игнатьева, на первых порах дроны заменят легкие пассажирские вертолеты, особенно в Северной и Южной Америках и Юго-Восточной Азии, где вертолетные перевозки хорошо развиты. «Дроны по цене легковых автомобилей? Это перспектива лет 30, не меньше, – сообщил эксперт «Профилю». – Ведь даже Tesla потребовалось 10 лет, чтобы выйти на относительно массовые продажи. Но к середине века легкая авиатехника, скорее всего, сравняется по доступности с автомобилями премиум-класса». При этом, как утверждает Игнатьев, подобные аппараты найдут применение не только в качестве такси, но и как личное средство передвижения. 2Не соглашусь, что шеринг- и убер-модели целиком вытеснят владение транспортными средствами, – говорит он. – Односторонний взгляд всегда неверен. Ведь сейчас развивается и тренд на кастомизацию товаров. Раньше это называлось тюнингом, а скоро превратится в полноценный индивидуальный дизайн и выпуск продукции под заказ. Если беспилотный шеринг – это практичное решение на каждый день, то личная техника станет средством самовыражения, примерно как пленочная фотография. Впрочем, все будет зависеть от местного законодательства: статус дронов может отличаться от страны к стране». Вместо электричек Запуск аэротакси предполагает масштабное обновление инфраструктуры. Это следует из проектов «скайпортов» или «вертипортов» – взлетно-посадочных площадок для eVTOL-девайсов. Так, согласно рендерам Uber, для одного «скайпорта» потребуется 12 тыс. кв. метров – примерно половина Красной площади. В Париже планируется сооружение «вертипортов» для дронов Airbus (на каждый уйдет по $11,4 млн), а в Сингапуре уже строят площадки для Volocopter VC200. Разрешение на взлет: когда в мировых столицах появятся аэротакси «Логистика – важный вопрос, – говорит Евгений Кузнецов. – Чуть по-другому организуй, и меняется вся концепция. К примеру, на посадочных площадках должны быть места для зарядки аккумуляторов. Будет ли это скоростная зарядка? Если да, то можно запускаться уже с нынешними маломощными дронами. «Прыгнул» за 20 минут через полгорода, «залился» на стоянке за 5 минут, «прыгнул» еще раз – и так можно далеко улететь. Как следствие, аппараты можно делать небольшие, стоянки будут частыми, а маршруты – очень разнообразными, что выглядит перспективно. Значительная часть перевозок уйдет в воздух, а на освободившихся городских улицах можно, во-первых, оборудовать стоянки, а во-вторых, разбить парки и сады. Но если зарядка будет занимать долгое время, то мы приходим к небольшому числу крупных площадок и конвертопланам с фиксированными маршрутами». Кирилл Игнатьев считает, что победит самый консервативный подход: «Изменение городов – это инерционный процесс, требующий больших затрат. Поэтому коптерам придется подстраиваться под существующую урбанистическую модель». При этом оба эксперта согласны, что речи о вытеснении автотранспорта не идет: аэротакси станет дополнительной опцией в городском меню – вроде канатной дороги или скоростного трамвая. «Земля и воздух займут свои ниши в системе интермодальности, – объясняет Игнатьев. – Люди должны будут добраться на колесах до некой точки, например, до дорожного знака «Взлет разрешен», а оттуда смогут подняться в небо. Скорее всего, Uber предложит такие комбинации с одной пересадкой». При этом в подобных сочетаниях эксперты отводят аэросервисам функцию пригородного сообщения. Ведь чем дальше полет, тем выше энергоэффективность: меньший процент батареи «съедают» взлет и посадка. Показательно, что Bell Helicopters, начав с городского Bell Nexus 4EX, задумал и загородную версию на гибридной тяге: она будет громче, зато дальность полета достигнет 240 км. Здесь нелишне вспомнить, что в XX веке автомобилизация способствовала резкому расширению городов, стирая границы между городом и субурбией. Внедрение аэротакси приведет к следующему витку этого процесса, уверен Евгений Кузнецов: «Чтобы конкурировать за таланты и капитал, мегаполисы вынуждены постоянно расти, повышая связность с соседними городами. Неудивительно, что Ehang развивается в агломерации Гуанчжоу, Гонконга и Макао – кластере с населением почти 100 млн человек. Если нужно съездить из одного города в другой на переговоры, конечно, это удобнее сделать на дроне. То же самое в Кремниевой долине в Калифорнии, которую на автомобиле пересекать крайне тяжело. Воздушный транспорт «взорвет» скорость жизни, сделок, инвестиций. Плюс изменит цены на недвижимость: сейчас много земли не используется из-за плохой доступности, а в будущем можно будет строить везде. Города станут безразмерными, и это совершенно новая конкурентная среда». Пандемия им поможет Какие коррективы внесет в этот процесс пандемия COVID-19? Судя по последним новостям, eVTOL-проекты переживают не лучшие времена: активность на заводах снизилась, инвесторы предпочитают не рисковать, технологические выставки отменяются. Беспилотные помощники: какую роль дроны играют в борьбе с коронавирусом Но, по мнению экспертов, в долгосрочной перспективе пандемия только подтвердила востребованность аэротакси. «Во-первых, нужна летающая скорая помощь: на пике заболеваемости ее крайне не хватало, – поясняет Кузнецов. – Точнее, она есть, но на вертолетах плохо реализуется, в должном формате ее обеспечат как раз дроны. Во-вторых, пандемия вызвала недоверие к массовым форматам, в том числе к общественному транспорту индустриальной эпохи. Количество и разнообразие индивидуализированных транспортных средств – такси, каршеринг, велопрокаты, электросамокаты – будет расти». «Многие за время самоизоляции освоили формат дачной жизни с удаленной работой, – добавляет Игнатьев. – Это часть общего тренда: чем выше степень урбанизации, тем сильнее будут выражены центробежные тенденции, осознана ценность природы, экологически чистой жизни. А благодаря аэротакси эта жизнь станет доступнее».