VI Фестиваль искусств им. П.И. Чайковского в Клину: "Неизвестный Чайковский"
Программа спектакля-концерта включила пять номеров из оперы "Ундина", отрывки из неоконченных опер "Мандрагора" и "Ромео и Джульетта", фрагменты из музыки к трагедии У. Шекспира "Гамлет" и комедии П. Бомарше "Севильский цирюльник", хоровые и оркестровые номера из музыки к весенней сказке А. Островского "Снегурочка". Все еще много вопросов остается сегодня у музыкальных исследователей к судьбам этих произведений, их месту среди состоявшихся сочинений Чайковского. Встреча-знакомство с тайнами наследия Петра Ильича, его неосуществленными творческими желаниями, нереализованными авторскими мечтами превратилась для слушателей VI Фестиваля искусств в вечер открытий и удивлений. Как же рачительно Чайковский распоряжался своими музыкальными идеями и находками после неудачных композиторских опытов, извлекал рациональное ядро из сложных обстоятельств, когда его опусы не принимались театрами к постановкам. Музыкальный материал оперы "Ундина" перекочевал в самый популярный мировой хит балет "Лебединое озеро", а божественная по красоте тема любви из увертюры-фантазии "Ромео и Джульетта" - не что иное как дуэт Ромео и Джульетты из неоконченной оперы "Ромео и Джульетта" (реставрация и оркестровка С. И. Танеева). Фото: Елена Алексеева Для ожидаемого эстетического удовольствия кому же как не Владимиру Ивановичу Федосееву, патриарху российского дирижирования можно было доверить первое знакомство слушателей с неизвестными произведениями Чайковского. "Владимир Иванович у нас главный дирижер Чайковского," - сказал художественный руководитель Московского театра "Геликон – опера" Дмитрий Александрович Бертман журналистам перед началом концерта. Накануне уважаемый маэстро встретил свой 88-ой день рождения. Собирающаяся публика могла слышать хор "Многие лета", которым участники концерта поздравили дирижера за сценой. "Музыка Чайковского - защита души нашей" - тепло и с нежностью к русскому гению высказался сам Владимир Иванович после репетиции. К слову сказать, публике повезло меньше, чем журналистам, которые из первых уст самого режиссера Дмитрия Бертмана, обожателя и знатока творчества Чайковского, услышали обстоятельный pre-concert лекцию. После такого введения в курс дела слушать незнакомого Чайковского было чрезвычайно любопытно. Ухо, направленное знанием, улавливало гораздо больше деталей. Дмитрий Александрович своими увлекательными ответами на вопросы журналистов посвятил представителей СМИ в ремесло композитора, впустил в "мастерскую" гения. Если вы посетите домик-музей П. И. Чайковского, то каждый экскурсовод обязательно укажет вам на книжный шкаф в гостиной, где помимо нот хранится множество книг Петра Ильича. Их подборка поведает об увлечениях композитора. Например, его серьезно интересовал мир насекомых. Хор цветов и насекомых из неоконченной оперы "Мандрагора", прозвучавший в концерте, не отголосок ли этого факта? Это оркестрово-хоровое произведение - визитная карточка Образцового детского хора "Мандрагора" Клинской детской школы искусств им. П.И. Чайковского, художественный руководитель Елена Уманская. Коллектив исполняет его на больших московских сценах и своих гастрольных концертных подмостках. Этим фестивальным вечером ребята выступали под руководством большого мастера, маэстро Федосеева. Большая дуэтная сцена Ромео и Джульетты из неоконченной оперы "Ромео и Джульетта" была исполнена Анной Пеговой (сопрано) и Игорем Морозовым (тенор) с большим чувством. Тенор Морозова также был выразителен в чудесной миниатюре куплетов Альмавивы из музыки к комедии П. Бомарше "Севильский цирюльник". Елена Михайленко (сопрано) и Иван Гынгазов (тенор) солировали в Дуэте Ундины и Гульбранда. Юлия Никанорова (меццо-сопрано) спела на французском, как у автора, сцену Офелии из музыки к трагедии У. Шекспира "Гамлет". Фото: Елена Алексеева В фестивальном спектакле-концерте "Неизвестный Чайковский" опера "Ундина" прозвучала отрывками из пяти номеров: Интродукция, Песня Ундины, Финал I действия, Марш, Дуэт Ундины и Гульбранда. Эта опера была одной из самых любимых опер композитора. Но Чайковский сжег ее прямо в кабинете директора Императорских театров Эдуарда Направника, бросив партитуру в камин после отказа Мариинского театра ее ставить. Пяти номерам суждено было сохраниться. Предварительно автор отправил их в Москву для анонсного концерта. "Рукописи не горят", - процитировал Дмитрий Бертман Михаила Булгакова и высказал надежду, что вдруг появится опера "Ундина" целиком.