Здания, которые умеют двигаться
Гете называл архитектуру «застывшей музыкой»: эта фраза точно отражает то, насколько хорошо искусному зодчему удается передать мысль в неподвижном камне. Особенно близко метафора о музыке подошла к описанию кинетической архитектуры – сооружений и инсталляций, наполненных подвижными деталями. Подвижные архитектурные элементы были известны ещё со времён Средневековья: например, попасть в замок, окружённый рвом, можно было только с помощью подъёмного моста. Однако в том, что касается зданий со сложной инженерной кинетической системой, первые разработки появились только в XX веке, когда развитие техники достигло необходимого уровня. Именно тогда кинетическая архитектура оказалась в центре внимания авангардистов, правда, пока лишь в качестве красивой теории. Ключевой работой, где рассматривались возможности использования новых технологий при строительстве, стала книга «Архитектурные фантазии: 101 композиция» советского архитектора Якова Чернихова. К слову, об одном из его сооружений, вдохновившем архитектора Заху Хадид, пресс-служба Главгосэкспертизы России не так давно писала в одном из своих материалов. Архитекторов авангарда привлекала, в первую очередь, красота идеи и технические возможности подвижных зданий. Первые эксперименты с проектированием домов с движущимися элементами также принадлежат советским архитекторам: башня III Интернационала из стекла, железа и стали по проекту Владимира Татлина и здание газеты «Ленинградская правда» Константина Мельникова. Оба проекта задумывались как здания с вращающимися элементами, и оба так и не были воплощены. Современные архитекторы используют кинетические элементы по нескольким причинам. Первая – желание исследовать возможности природной энергии в строительстве. Сегодня кинетика применяется не только в зрелищной архитектуре: подвижные элементы встречаются в меняющих уклон лестницах и полах, пандусах, солнечных батареях и ветряных мельницах. В частности, в Париже разработан проект восьми подвижных экологических башен, которые будут преобразовывать солнечную энергию в электричество и подогревать воду для городских жителей. В рамках проекта «зеленой» реновации Парижа, направленного на улучшение экологической обстановки в Париже, на юге города построят мост с водопадом и висячими садами. Вторая причина – эстетическая потребность человека в постоянном изменении окружающей среды, которая заложена и в смене времён года. В частности, эту идею обыграл архитектор Роб Лей в своём здании Май – Сентябрь. Третья и, пожалуй, главная причина – экологический месседж идет рука об руку со зрелищностью кинетической архитектуры. Первыми по-настоящему большими проектами с использованием кинетики стали стадион «Фельтинс-Арена» с раздвижной крышей, построенный в начале двухтысячных в Германии, и знаменитый стадион «Уэмбли» в Лондоне (на фото ниже), открытый в 2007 году. А символом кинетической архитектуры стал Музей искусств в Милуоки с раздвижной крышей на фотоэлементах, возведенный по проекту легендарного Сантьяго Калатравы. Кинетическая архитектура предполагает два типа зданий: с подвижным каркасом и подвижным фасадом. К последним относятся Университет Хеннинга Ларсена в Копенгагене (на фото) и здание Института арабского мира в Париже, построенные по проекту Жана Нувеля. Фасады обоих зданий приходят в движение под воздействием природной энергии тепла и света. В Гонконге в 2019 году построили первое в городе кинетическое здание Harbour. Изначально планировалось построить небольшой торговый киоск площадью в 10 кв.м, однако в результате проект получил гораздо более масштабное воплощение, так как его авторы из студии LAAB Architects решили объединить торговый киоск с машинным отделением, обеспечивающим электричеством близлежащую Аллею звезд азиатского кино. Такое соседство во многом способствовало и идее сделать фасад динамическим – архитекторы стремились перевести движущиеся кинематографические образы в кинетическое движение архитектуры. Деревянные ребра фасада приводятся в движение 49 роботизированными манипуляторами. Они не только с легкостью превращают ставни в тент при открытии, но и в течение дня приводят деревянные ребра в движение, чтобы создает дополнительную визуальную связь с волнами в близлежащей бухте. В закрытом состоянии торговый киоск своими очертаниями напоминает морскую ракушку. По мнению архитекторов, такая органическая форма идеально вписывается в общий вид набережной. Высота постройки – 5 м, а площадь – 40 кв.м. Несмотря на зрелищность и технологичность, сегодня множество кинетических проектов остаются нереализованными из-за их высокой стоимости и сложности воплощения по сравнению с теми же статичными зданиями. К одним из таких, наверное, самых обсуждаемых проектов относится вращающийся небоскрёб в Дубае. Гигантская восьмидесятиэтажная башня, возведение которой планировалось в Дубае (ОАЭ), представляет подвижную структуру, каждый сегмент которой способен свободно вращаться вокруг центральной оси - независимо от других частей здания. Динамика и пластичность проекта настолько велика, что придает небоскребу сходство с живым существом. Энергия, необходимая для движения, должна вырабатываться за счет солнечных панелей на крыше и ветровых турбин и, согласно инженерным расчетам, должна достигать 1 200 000 кВт/час. Примечательно, что подобный проект задумывался к осуществлению не только в Дубае, но и в Москве. К сожалению, он так и не был реализован. Несмотря на то, что сегодня кинетические проекты по большей части остаются на бумаге, архитекторы считают, что будущее – за архитектурой, преобразующей энергию солнца и воды в городское зрелище. Подготовлено по материалам life.ru и architime.ru.
На Эльбрусе воссоздают альпинистский лагерь «Приют 11»