Финансовую грамотность осилит идущий: победители конкурса «Бюджет для граждан» поделились идеями
В этом году в Департамент финансов Москвы поступили работы из девяти регионов страны: Ростовской, Ярославской, Орловской, Тамбовской, Курской и Московской областей, города Москвы, а также Алтайского и Пермского краев. Авторы проектов в доступной форме рассказывали об общественных финансах, практиках представления информации о бюджете и делились опытом ведения личного и семейного бюджетов. В общественном транспорте свой «Финансовый попутчик» Правила грамотного управления личными финансами сродни правилам дорожного движения. В обоих случаях есть свои разрешающие и запрещающие знаки, предупреждения и предписания, тщательно соблюдая которые можно избежать как транспортной, так и «финансовой аварии». Такого мнения придерживаются сотрудники компании по управлению дизайн проектами, которая стала победителем в номинации «Лучшее event-мероприятие по проекту “Бюджет для граждан” среди юридических лиц. В феврале 2020 года в пяти городах России — Новосибирске, Волгограде, Горно-Алтайске, Петрозаводске и Чебоксарах организация провела информационную кампанию “Транспорт финансового просвещения”. Привычные горожанам автобусы, троллейбусы и маршрутки стали финансовыми навигаторами. Идея компании была реализована в рамках проекта Минфина России “Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации”. “Полезными советами, которые помогут избежать финансовых ошибок, с пассажирами делится “Финансовый попутчик” — рисованный персонаж, который разместился на бортах и в салонах автобусов, трамваев, маршруток и вагонов метро, — поясняет директор, арт-директор коммуникационного агентства Мария Кумова. — Мы надеемся, что представленная “Финансовым попутчиком” информация поможет вовремя проверить надежность выбранной финансовой организации, не допустить просрочки платежей, избежать “долговой ямы”, сформировать личный и семейный бюджеты и убережет от действий мошенников”. Снаружи и внутри салонов размещены финансовые советы, которые маркируются в зависимости от характера информации: “этого делать нельзя”, “будьте внимательны” и “так делать можно и нужно”. Рядом с каждым сообщением для наглядности располагается светофор соответствующего цвета — красный, желтый или зеленый. Тизер из пиктограмм и символов интригует и приглашает горожан пройти внутрь салона, чтобы получить ответ на заинтересовавший финансовый вопрос. Бюджет города = бюджет семьи Сопоставить доходы и расходы города и семьи задача непростая, а найти взаимосвязь между их бюджетами кажется и вовсе невероятным. Решение этой задачи предложили победители конкурса “Бюджет для граждан” Алена Кузьминская и Марина Спиридонова. Проект преподавателей Технологического колледжа № 21 г. Москвы одержал победу в номинации “Современные формы визуализации бюджета для граждан”. В работе педагоги ориентировались на среднемесячный бюджет семьи из четырех человек. “Опрос проводился лично среди коллег — москвичей”, — отмечает Алена Кузьминская. — Задача заключалась в том, чтобы рассказать о доходах и расходах города на примере одной семьи. Для этого мы сравнили семейные траты с реализацией государственных программ Москвы». За основу проекта преподаватели взяли такие сферы городской жизни, как здравоохранение, образование, ЖКХ, транспорт и прочие. А для наглядности и лучшего восприятия материала они использовали графический дизайн. Проведя анализ расходов одной семьи и города, участницы эксперимента пришли к выводу, что большая часть трат из бюджетов приходится на социальный блок. «Данный проект в виде инфографики может быть использован как наглядное пособие на занятиях в образовательных учреждениях или в виде информационного плаката на остановках», — предположила Марина Спиридонова. «И труд чиновника, я понял, на самом деле значит много!». В номинации «Бюджет: просто о сложном» работник государственной службы Алтайского края Наталия Лебедева в легкой художественной форме постаралась показать основные направления расходов бюджета региона, сложности в организации предоставления всего комплекса услуг населению и необходимость качественного планирования, формирования и исполнения бюджета. В ироничной форме девушка изобразила главного героя своего стихотворного произведения, который убежден, что справится с составлением бюджетной сметы без помощи государственных органов: «Устав смотреть я телевизор, взял карандаш и калькулятор, - Да что там сложного в бюджете?! Доходы, дефицит, дефлятор… Бюджет Москвы — как мой семейный, уж я сведу баланс почище, - Едино все в пределах МКАДа, и в Бирюлево, и в Мытищах. Без государства обойдемся, сам закажу, все под контролем, Без лишних трат (я ж экономный, учил финграмоту ведь в школе) …» Посчитав все расходы на здравоохранение, образование, культуру, спорт, ремонт дорог и многое другое, художественный герой Наталии Лебедевой приходит к выводу, насколько сложна и кропотлива работа финансиста: «…Жить сообща всем миром легче, пусть каждый занят своим делом: С доходов я плачу налоги, сосед, коллеги, бизнес в целом. Из этого, сложив “кубышку”, пусть государство даст услуги: Нас защищает, лечит, учит, заботится и о досуге… Пусть развивает производство, дома построит и дороги… И труд чиновника, я понял, на самом деле значит много!» Как призналась наша собеседница, в дальнейшем она планирует создать мультипликационный ролик к стихотворному произведению и демонстрировать его на неделях финансовой грамотности Алтайского края. А мы, в свою очередь, поделимся новым творением нашей победительницы на страницах портала «Открытый бюджет города Москвы». «Более 70% горожан хотели бы знать о национальных проектах больше» Большой популярностью конкурс «Бюджет для граждан» продолжает пользоваться среди школьников и студентов, которые самостоятельно изучая финансовые порталы, периодические издания и экономическую литературу, создают интересные и увлекательные проекты. По сравнению с 2019 годом претендентов на победу увеличилось в 2 раза и в 4,5 раза — по сравнению с 2018 годом. Проект по финансовой и бюджетной грамотности должен быть рассчитан на широкий круг читателей и быть понятен людям, не имеющим экономического образования. В этом убеждены Никита Бондаренко и Арина Топильская — победители в номинации «Бюджет и национальные проекты». Студенты Финансового университета при Правительстве Российской Федерации создали виртуальную карту национальных проектов для обычной российской семьи. Как отмечают авторы, данная презентация предназначена для подробного ознакомления граждан с федеральными проектами, их целями и механизмами. «Согласно статистике запросов поисковой системы “Яндекс”, ежегодно темой национальных проектов интересуются более 2 млн россиян», — обратила внимание Арина Топильская. «Проведенный нами опрос граждан показал, что более 70% горожан хотели бы знать о проектах больше», - поделился результатами проделанной работы Никита Бондаренко. Опираясь на данные исследования, студенты решили восполнить пробел в знаниях граждан, а для того, чтобы материал был понятен жителям всех возрастов и сфер деятельности, создали его в интерактивной форме. За счет использования QR-кодов, представленных в презентации проекта, читатели могут получить доступ к дополнительным материалам, просто наведя камеру телефона на матричный код. В ходе самостоятельно проведенного социологического опроса студенты собрали и предложения граждан по реализации новых национальных проектов и дополнительных направлений в рамках имеющихся. Среди них проект под девизом: «Хочу жить в России», «Фестиваль летних подработок для молодежи», «Плавная подготовка ребёнка к взрослой жизни» и другие. Закрепить полученные знания ребята предлагают заданиями, викторинами и кроссвордами, которые также представлены в презентации. В следующих публикациях мы расскажем вам о проектах победителей, реализованных на интернет-площадках. Среди работ информационная панель, детский портал о бюджете, финансовый телеграм-канал и др.