Сценический бой: почему Сергей Гармаш со скандалом ушел из театра
Сценический бой: почему Сергей Гармаш со скандалом ушел из театраНачало театрального сезона в «Современнике» выдалось на редкость скандальным. Один из ведущих актёров театра Сергей Гармаш объявил о своём уходе. Поводом послужил проект «Современника» «Война и мир», посвящённый Отечественной войне, и политика нового худрука Виктора Рыжакова. Хотя по другой версии, Гармаш, который тоже претендовал на должность художественного руководителя театра, просто не смирился, что пост достался не ему. По крайней мере, некоторые звёздные коллеги Гармаша – Марина Неёлова, Лия Ахеджакова, Чулпан Хаматова – придерживаются этого мнения. Что же на самом деле происходит в легендарном театре? Не победный настрой Всё произошло на сборе труппы, проходившем за закрытыми дверями. Сергей Гармаш зачитал собравшимся открытое письмо и объявил, что уходит из театра. По словам актёра, поводом послужило происходящее при новом худруке и особенности его нового проекта «Диалоги «Современника». Война и мир». Проект представляет набор роликов, в которых молодые актёры беседуют со своими коллегами об отношении к Великой Отечественной войне и Дню Победы. Один их вопросов, который повторяется практически во всех роликах, – надо ли праздновать День Победы. И если представители старшего поколения «Современника», заставшие войну, – Елена Миллиоти, Виктор Тульчинский – даже не задумываясь, отвечают утвердительно, то молодые актёры выражают сомнения на этот счёт. «Получилось такое отношение к этой дате – как к покойнику. Потому что о нём либо хорошо, либо ничего. И меня вот эта обязательность чувств очень как бы гнетёт», – делится своим мнением внук основателя «Современника» Никита Ефремов. Он признаётся, что не хочет серьёзно погружаться эмоциально в эту тему. «Вот в трагедию эту. Но при этом я как бы осуждаю тех, кто празднует. И поэтому я такой – как бы типа и не праздную, но при этом и не ощущаю эту трагедию», – несколько косноязычно пытается донести свою мысль Ефремов-младший. Актриса Наталья Ушакова признаётся, что не понимает, почему эту войну называют священной: «Чем она священная, святая? Убийства, смерть, разбитые семьи, концентрированное несчастье, слёзы, кровь… Победа эта как бы сомнительная, потому что столько людей погибло». Её собеседник Семён Шомин сетует, что утеряно само понимание сути 9 Мая. «Вот если бы это реально был День памяти – без парадов, без показухи, каких-то фейерверков… Чтоб это был реально День молчания. День тишины. Вот раз в год все собираются и молчат. Собираются небольшими группами и идут на какие-то там места памяти», – делится он своими соображениями. А так, по мнению 26-летнего актёра, 9 Мая превратилось в ещё один повод потусоваться: «Или выходные – о, ура, нет работы! Все уезжают на дачу, жарят шашлыки и бухают». 35-летний Шамиль Хаматов, брат знаменитой Чулпан, признается, что его не приучили к этому празднику в детстве, но и сам он не тянулся. «Не мой праздник в каком-то смысле, понимаешь?» – честно признаётся он. Модный приговор Сергей Гармаш счёл подобные рассуждения «кощунством и провокацией». Особенно в театре, который начал свою историю со спектакля по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». По его словам, именно новый художественный руководитель руководил этим проектом. Когда часть артистов возмутилась, им «просто закрыли рот». – Подобное отношение к военной теме сегодня в определённых театральных кругах в чести, – поделился с нами своими соображениями московский культуролог Виктор Марин. – Сегодня спросом пользуется переосмысление военной темы. О том, как тяжело жилось фронтовикам после войны, о неоправданности громадных жертв. Всё чаще звучат мотивы, что обе стороны – и Германия и СССР – в равной степени были виновны в случившимся, и что ещё неизвестно, кто настоящий победитель в этой войне.… Проект «Диалоги», по мнению эксперта, прекрасно вписывается в эту новомодную концепцию отношения к войне. – Что касается его художественного воплощения, то тут, конечно, тоже немало вопросов, – считает Виктор Марин. – Поскольку актёры, среди которых есть однозначно талантливые, высказывают мысли примитивные, да ещё и жутко косноязычно. Конечно, возможно, в будущем Виктор Рыжаков превратит это в настоящее театральное событие. Но пока о таковом говорить рано. Больно мне, больно Гармаш также обвинил Виктора Рыжакова в чудовищном расколе труппы и расправе над неугодными. «Идёт расправа над людьми, прекрасными профессионалами, отдавшими театру десятилетия жизни», – заявил он. В первую очередь, судя по всему, речь идёт об увольнении билетёров, вахтёров и гардеробщиков. Вместо них был заключён договор с отдельной компанией. Сделано это было якобы из соображений экономической целесообразности. Кроме того, была уволена сотрудница, занимавшаяся соцсетями, а на её место Виктор Рыжаков устроил свою дочь. По словам Гармаша, осознав и увидев, куда направлен вектор развития театра, он и принял решение уйти. Хотя, по мнению актрисы театра Чулпан Хаматовой, у нового худрука просто не было возможности как следует обозначить этот вектор. «У нового худрука Рыжакова не было возможности себя показать. Театр закрыли на карантин», – объяснила она. — Они, конечно с Гармашом абсолютные антиподы. Я даже не могу представить что они могут быть вместе, — поделилась с нами бывший пресс-секретарь МХАТа им.Горького, театральный критик и журналист Анжелика Заозерная. Многие считают, что возмущение Гармаша политикой театра – всего лишь повод, а на самом деле он просто не смирился с тем, что пост художественного руководителя достался не ему. — Он действительно во всём помогал Галине Борисовне Волчек, он много чего тащил на себе в театре, — рассказывает Анжелика Заозёрская, — Вполне логично, что он рассчитывал стать худруком? Залуженный актёр, известный человек. Не хуже тех же Безрукова или Машкова, также возглавивших театры. К руководству театром, по мнению Анжелики, Грамаш стремился не из меркантилтных соображений. — Он один из самых богатых артистов. Унего очень много рекламы. Он за один съёмочный день подучает 500 тысяч рублей. Ему просто действительно был дорог этот театр, — считает критик Назначение же Виктора Рыжакова, по мнению многих, стало для Гармаша серьёзным ударом. «Мне кажется, такой драматически выстроенный уход оскорблённого Сергея Леонидовича Гармаша со сбора труппы больше связан с его личными амбициями и неоправданными ожиданиями, чем с творческими декларациями», – согласна с этим утверждением и звезда «Современника» Марина Неёлова. Лия Ахеджакова и вовсе обвинила Гармаша в том, что он пытался бороться с Рыжаковым нечестными методами. «Не стоило «стучать» на него в высоких кабинетах. Не стоило искать единомышленников в труппе и подогревать ненависть, хамство и агрессию», – заявила она. Актёры, поддерживающие Гармаша, публично предпочитают не высказываться. «Ужас ужасный у нас», – сокрушается в соцсетях актёр «Современника» Александр Берда. — Один из студентов Рыжакова — Леонид Булдаков рассказывал, что Виктор Анатолеьвич с одной стороны заботился о них, как о детях, дарил подарки, давал деньги, когда нечего было есть, а с другой пытался абсолютно подчинить их и сделать рабами, — рассказывает Анжелика Заозерская, — И не случайно практически никто из студентов Рыжакова так и не работает с ним. Рыжаков постиг тайны современного театра, но по словам его студентов, он не умеет строить цивилизованные отношения с людьми. Некоторые «современниковцы» опасаются, что Рыжаков не сможет сохранить дух театра, потому что он ему не близок. А без этого «Современник» станет просто одним из возможно даже модных театров, вроде «Гоголь-центра» или Театра наций. Но на традициях самого «Современника» можно будет ставить крест. – Все искренне желают Рыжакову удачи, но её не будет, если не учитывать уникальность «Современника», – считает и ректор ГИТИСа Георгий Заславский. …1 сентября в театре должна состояться премьера по пьесе Флориана Зеллера «Папа» с Сергеем Гармашем в главной роли. Актёр пообещал, что сентябрьский репертуар он отыграет. После чего уйдет окончательно. Скажется ли это на театре, покажет время…