Цифровое послевкусие пандемии
Массовый переход в онлайн — удаленная работа, дистанционное образование, спрос на различные цифровые сервисы — серьезно увеличил нагрузку на мобильные сети. Мир не будет прежним — лейтмотив последних месяцев. Пандемия, которая, несомненно, оставит след в истории, изменила мир и людей. Хотя эксперты пока не торопятся давать точные оценки ее последствий и прогнозы, но первые выводы в некоторых сегментах экономики уже можно сделать. О том, как коронавирус повлиял на телеком и на пользователей мобильной связи, то есть на всех нас, в рамках онлайн-встречи с журналистами рассказал генеральный директор Tele2 Сергей Эмдин. Массовый переход в онлайн — удаленная работа, дистанционное образование, спрос на различные цифровые сервисы — серьезно увеличил нагрузку на мобильные сети. «Рост трафика в нашей сети составил практически 30%, и даже сейчас не перестает расти. Если в июне мы наблюдали незначительно снижение, то в июле активность клиентов стала еще выше, и трафик растет уже с пандемийных показателей. Люди распробовали цифровой образ жизни и не спешат от него отказываться», — отметил Сергей Эмдин. В период самоизоляции изменилась модель потребления трафика, так как жители мегаполисов отправились пережидать пандемию за город. В результате основная нагрузка пришлась на базовые станции, расположенные в небольших населенных пунктах. По словам Сергея Эмдина, для обеспечения устойчивой работы сети компания была вынуждена еще активнее инвестировать средства в строительство инфраструктуры, и темпы ввода новых объектов стали выше, чем до пандемии. Так, в Нижегородской области план по строительству новых базовых станций удалось выполнить на два месяца раньше. Такая мобилизация средств и ресурсов позволила компании не только в 1,5 раза увеличить количество базовых станций 4G в регионе, но и достойно пройти стресс-тест, без аварий и ограничений на сети. Сергей Эмдин отметил, что в период самоизоляции компания зафиксировала разноплановые тренды как в массовом сегменте, так и среди бизнес-клиентов. «Несмотря на то, что в большинстве регионов нам удалось избежать временного закрытия салонов связи, трафик в них существенно сократился. Офлайн-розница практически перестала обеспечивать приток новых абонентов. Люди чаще стали пользоваться онлайн-ресурсами, в том числе интернет-магазином. Тренд на цифровизацию был и раньше, но пандемия на несколько лет вперед его ускорила. Поэтому мы еще активнее будем заниматься развитием онлайн-каналов», — сказал генеральный директор Tele2. Что касается B2B, то в сегменте малого и частично среднего бизнеса клиентов стало меньше, так как ряд предпринимателей во время карантина приостановил или полностью прекратил свою деятельность. В то же время те компании, которые переводили сотрудников на удаленную работу, стали еще активнее пользоваться услугами связи и мобильными сервисами. В рамках встречи также был затронут вопрос развития технологии eSIM. Tele2 в 2019 году первой в России запустила пилотный проект в восьми крупнейших городах, Нижний Новгород вошел в их число. «К сожалению, до сих пор есть законодательные барьеры, которые препятствуют массовому развитию этой технологии. Я надеюсь, что в самом ближайшем будущем они будут сняты и eSIM смогут использовать все операторы связи. Мир не стоит на месте, рынок мобильных устройств активно развивается. „Пластик“ во многом еще инерционно используется, но это устаревшая технология, нам нужно двигаться дальше», — сказал Сергей Эмдин, добавив, что, по его прогнозам, eSIM в России получит развитие в 2021 году. Оценивая влияние пандемии на отрасль, Сергей Эмдин сказал, что новый, цифровой образ жизни клиентов позволит телекому в долгосрочной перспективе стать бенефициаром текущих трендов, но в конкретный момент времени — отрасль пострадала. «Давать прогнозы относительно новой реальности пока рано, сейчас слишком много подвижных трендов. Более или менее ситуация станет понятна к концу года», — полагает Сергей Эмдин.